Описание
Нужно неплотно надуть мяч для лечебной гимнастики (фитбол) диаметром 1,20 м. В образовавшееся углубление-выемку ребенка можно сажать или класть.
Действие
Наклоненное положение в неплотно надутом мяче, а также движения, которые выполняются из удобного положения, облегчают состояние ребенка и ослабляют напряжение его тела.
Целевые группы
1) Детям, склонным к выпрямительным спазмам, нравится лежать в выемке мяча; в ней они могут расслабиться.
2) Детей, которые неохотно позволяют дотрагиваться до себя (чувствительные к тактильным раздражителям), в мяче можно даже перемещать, – телесный контакт при этом совсем незначительный.
Пример использования. Мальчик не может расслабиться, лежа на спине. Выраженный асимметричный шейный тонический рефлекс «тянет» его в асимметрическое положение (рис.85.1). Находясь в согнутом положении в углублении неплотно надутого мяча, ребенок может по-другому осознать свое тело, особенно туловище (рис. 85.2).
Рис. 85.1 и 85.2
Опыт, относящийся к телу
Когда ребенок находится в таком положении, у него спадает напряжение. Мальчик познает через собственное тело (и через свои движения) разницу между состоянием напряжения и расслаблением и таким образом может развить другое чувство – ощущение веса своего тела и действия силы тяжести.
Мягкие границы мяча и подвижное основание, которым по сути является такой мяч, облегчают ребенку движения. Так осуществляется еще и стимуляция вестибулярного аппарата.
Подвижность мяча допускает плавные, гармоничные движения – таким образом вы даете ребенку двигательный опыт, противоположный тому, который он получает в патологических позах и при патологических движениях.
|
Это может быть чередование в различных комбинациях:
– слабых и сильных движений;
– грубых и мягких движений;
– резких и плавных движений;
– толчков и покачиваний.
Эмоциональный опыт
Мальчик может самостоятельно проявлять активность, находясь в безопасном, устойчивом и вместе с тем подвижном состоянии, и получить заряд энергии, приносящий удовольствие. Ощущая безопасность, ребенок избавляется от давления проблем своего развития – страхи и зажатость уходят, и основная предпосылка для этого – самостоятельная активность.
Когнитивный опыт
Мальчик узнает таким путем возможности своего тела (восприятие своего тела). Получать этот опыт ему помогают:
– успокаивающее или стимулирующее действие, оказываемое поверхностью опоры, на которой он лежит, т.е. поверхностью мяча;
– изменения положения и формы основания в зависимости от подвижности ребенка;
– мобильность, которую дает мяч.
Гамак/качели
Дети любят, когда их ритмично двигают (например, укачивают). Детям с тяжелыми нарушениями, с гиподинамией и ограниченным репертуаром движений это тоже должно быть доступным вне зависимости от причин и вида их двигательных нарушений. Есть много разных гамаков и качелей, могущих стать хорошей заменой обычных ритмичных движений для ребенка с серьезными нарушениями.
Описание
В продаже есть множество гамаков. В большинстве случаев они сделаны из плотной ткани. Такой гамак можно повесить, прикрепив оба конца на одном уровне, или приподняв один конец, или даже поместив оба конца на один крючок.
|
Действие
Гамак – очень хороший для ребенка способ поиграть с игрушками, отталкиваться, проявлять самостоятельную активность; при этом, наряду с приносимой ребенку радостью, он дает хороший терапевтический эффект, поскольку в гамаке ребенок находится в ингибиторном положении. Голова и плечи согнуты и располагаются симметрично, а сам гамак принимает форму тела ребенка.
Целевые группы
Гамак подходит всем детям: и тем, у кого лишь небольшие нарушения, и тем, чьи нарушения тяжелы и множественны.
Применение
На рисунках показаны различные гамаки. Выбор позиций зависит от конкретных проблем ребенка, а также от поставленных терапевтических целей.
Рис. 86
ПРИМЕР № 1 На рис. 86 подушка способствует поддержанию симметричного наклонного положения в гамаке. Наряду с ингибиторным положением ребенку предоставляется свобода движений в соответствии с его возможностями и потребностями в этот момент.
ПРИМЕР № 2 На рис.87.1 гамак подвешен к потолку, что дает ребенку большое разнообразие движений. В гамаке он расслабляется и находится в положении с выпрямленной спиной. Постоянная асимметрия, вызванная выраженными ассоциированными реакциями, подавляется с помощью подушки Corpomed®.
Рис. 87.1 и 87.2
Возможности движения
В гамаке можно вертеться вокруг своей оси, раскачиваться вперед-назад, в стороны и вверх-вниз (если повесить гамак за пружины).
|
Гамак компенсирует действие силы тяжести (вес тела не мешает ребенку двигаться). Мальчик может самостоятельно отталкиваться, вертеться, развивать собственную силу (рис. 87.2). Так осознается разница между устойчивым положением и подвижностью.
Самодельные качели
Описание
Из прочного шнура узлами макраме плетется полукруглая сетка. Свободные концы шнура связываются в несколько пучков, которые в свою очередь оплетаются вокруг прочного кольца. В итоге должно получиться полукруглое сидение с выраженным углублением («сидячий гамак», рис. 88).
Рис. 88
Такие самодельные качели-сиденье можно за кольца повесить на крючок к потолку или повесить на перекладину, установленную в дверном проеме.
Целевая группа
1) Поддерживающая туловище форма отлично подходит детям, которые при значительной гипотонии туловища вынуждены чрезмерно напрягаться для поддержания позы, т.е. у которых проявляется спастика при необходимости поддерживать позу.
2) Это также хорошее вспомогательное приспособление для поддержания поз и помощи в движении детям с дистоническими приступами (атетоз).
Действие
Сидя на таких качелях, ребенок может познать две ситуации: выпрямленное симметричное положение и успокаивающие покачивание. При необходимости качели сначала накрывают пледом (плед будет защищать ребенка от внешних раздражителей и предотвратит возможное надавливание узлами, особенно в области спины). Под действием веса ребенка качели плотно прилегают к его телу.
Возможности движения
На качелях можно:
– раскачиваться вперед-назад;
– раскачиваться в стороны;
– вертеться вокруг своей оси;
– наталкиваться на различные предметы (это полезно для осознания своего тела);
– прерывать движение в его конце (и неожиданно прерывать его в произвольный момент).