1.1.К основным средствам с учётом иных условий, установленных законодательством, относить инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, используемые в течение периода, превышающего 12 месяцев, и имеющие стоимость свыше 50 (пятидесяти) базовых величин на дату ввода его в эксплуатацию. Здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, машины и оборудование относить к основным средствам независимо от их стоимости.
Основные средства при постановке на учёт оценивать по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на их строительство, приобретение, включая расходы по доставке, установке и монтажу и других расходов.
Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение (создание) основных средств, начисленные после принятия к бухгалтерскому учету основных средств, относить в состав прочих расходов на счете 91 «Доходы и расходы от финансовой деятельности».
Суммы разниц, образующихся при перерасчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств, возникающих при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств, в официальную денежную единицу Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, до принятия этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств относить на стоимость вложений в долгосрочные активы, а после принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств – на стоимость вложений в долгосрочные активы в течение отчетного года с включением в первоначальную или переоцененную стоимость основных средств в конце отчетного года.
Учет основных средств вести в инвентарных карточках (форма ОС-6) в автоматизированном виде на базе программного продукта 1С: Предприятие по классификационным группам, инвентарным объектам и материально-ответственным лицам в натурально-стоимостном выражении по первоначальной (переоцененной) стоимости. При перемещении основных средств между филиалами использовать форму ОС-1.
|
Для определения непригодности основных средств к дальнейшей эксплуатации, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также оформления соответствующей документации по ликвидации в обществе и каждом филиале назначается постоянно действующая комиссия. Списание основных средств в филиалах производится только после письменного согласования правления облпотребобщества в случаях, когда:
- первоначальная (переоцененная) стоимость имущества превышает 100 базовых величин;
- основные средства, подлежащие списанию, имеют остаточную стоимость, независимо от их первоначальной (переоцененной) стоимости.
Отчуждения основных средств юридическим и физическим лицам осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь, локальными нормативными актами Белорусского республиканского союза потребительских обществ и Гомельского областного потребительского общества.
Предназначенные для реализации долгосрочные активы учитывать на счете 47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации» по остаточной стоимости. Перенос на счет № 47 по неиспользуемым основным средствам производится в месяце принятия решения уполномоченным органом решения об отчуждении долгосрочного актива.
|
По действующим объектам перенос на счет №47 не производить.
1.2.Для проведения амортизационной политики в обществе и в каждом филиале назначается постоянно действующая комиссия.
Комиссия по проведению амортизационной политики определяет метод начисления амортизации, срок полезного использования вводимых объектов основных средств, методы переоценки основных средств, производит переоценку основных средств, пересмотр сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации; реконструкции; частичной ликвидации; дооборудования; достройки; проведенного технического диагностирования с соответствующим освидетельствованием организациями, имеющими в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию), оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ; в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика.
С 1 января 2019 года амортизация по всем объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности начисляется в Гомельском облпотребобществе в соответствии с постановлением Совета Министров РБ № 802 от 30.10.2018 года «Об амортизации».
Начисление амортизации основных средств производить в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6.
|
Расчет амортизационных отчислений при линейном способе начисления амортизации производить исходя из месячной суммы амортизации.
При изменении порядка начисления амортизации вне зависимости от причин такого изменения базой для расчета амортизационных отчислений является недоамортизированная стоимость объекта. Нормы амортизации определяются исходя из остаточного нормативного срока службы/ остаточного срока полезного использования объекта (за исключением производительного способа ее начисления).
Остаточный нормативный срок службы/остаточный срок полезного использования каждого объекта на дату изменения порядка начисления амортизации начисляется как разница между нормативным сроком службы/сроком полезного использования, действующим на дату изменения порядка начисления амортизации, с учетом возможного пересмотра случаев, указанных в п.24 Инструкции, и сроком фактической эксплуатации данного объекта на дату изменения начисления амортизации (полных лет/месяцев).
Остаточный нормативный срок службы/остаточный срок полезного использования по полностью самортизированным объектам на дату изменения порядка начисления амортизации не устанавливается.
Стоимость работ по техническому диагностированию и освидетельствованию относить на счета учета затрат.
Сумму обесценения основного средства не отражать в бухгалтерском учете на конец отчетного периода.
При ликвидации объектов долгосрочных активов организовать приходование на склад и учет деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также отходов от разборки в виде лома черных и цветных металлов, с последующей сдачей их в переработку в натуральных измерителях (штуках, килограммах, метрах и т. п.) и по сумме.
Оценку приходуемых от разборки материалов осуществлять: металлолома – по действующим закупочным ценам; драгоценных металлов и драгоценных камней – по установленным приемным ценам; прочих материалов – цену устанавливает комиссия.
Переоценку всех основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, числящихся в бухгалтерском учете, при достижении уровня инфляции 100% и более не производить.
1.3.Амортизацию по нематериальным активам производить исходя из месячной суммы амортизации линейным способом на каждый объект, установленной исходя из срока их полезного использования, устанавливаемого лицензиями и другими документами.
По нематериальным активам, срок полезного использования по которым не определен, расчет месячной суммы амортизации производить из расчета ожидаемого периода их использования в процессе предпринимательской деятельности.
По программному обеспечению – устанавливать срок полезного использования до 5 (пяти) лет.
По нематериальным активам, стоимость которых не превышает двух базовых величин, износ начислять в момент оприходования в размере 100 процентов их стоимости.
Амортизируемую стоимость по вновь вводимым нематериальным активам определять без учета амортизационной ликвидационной стоимости.
Сумму обесценения нематериального актива не отражать в бухгалтерском учете на конец отчетного периода.
На конец отчетного периода не осуществлять переоценку нематериальных активов по текущей рыночной стоимости.
1.4.Оборудование к установке, незавершенные капитальные вложения в бухгалтерском учете оценивать по фактической себестоимости. Учет оборудования вести в натурально-стоимостном выражении по материально-ответственным лицам, незавершенных капитальных вложений – в разрезе объектов и статей затрат.
Строительные материалы в бухгалтерском учете отражаются на счете 07 «Оборудование к установке и строительные материалы» субсчет 3 «Строительные материалы» по фактической себестоимости.
При выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ хозяйственным способом, строительные материалы, при невозможности разграничения их функционального назначения на момент оприходования, учитываются на счете 10 «Материалы» субсчет «Строительные материалы».
1.5.Финансовые вложения отражать в сумме фактических затрат.
1.6.Учет получения, расходования, хранения драгоценных металлов и камней вести в соответствии с Законом Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 21.06.2002 № 110-3 (с изменениями и дополнениями) и Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34.
Содержание драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, определять после их списания. При постановке на учет такого имущества в учетных документах учинять запись «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания», при инвентаризации этих материальных ценностей в инвентаризационных описях учинять запись «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».
Директорам филиалов закрепить ответственных за учет драгметаллов и драгоценных камней, за определение наличия, учет сбора, хранения и сдачу их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь.
1.7.Учет запасов вести в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010г. № 133.
Датой принятия активов на бухгалтерский учет является дата их фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (ТТН-1, ТН-2, СМR-накладной, счете-фактуре (инвойсе), акте приема-передачи и др.), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок.
Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
В аналитическом учете и местах хранения для оценки производственных запасов применять учетную цену – цену приобретения.
Другие затраты, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитывать отдельно в составе транспортно-заготовительных затрат.
Поступление материалов отражать в бухгалтерском учете без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Приемку поступающих материалов осуществлять непосредственно на основании сопроводительных документов (при отсутствии расхождений между данными сопроводительных документов и фактическими данными). При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям, приемку осуществляет комиссия филиала, которая оформляет ее актом о приемке материалов.
Аналитический учет материалов (количественный и суммовой) вести с использованием оборотных ведомостей в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения и в разрезе каждого наименования, группы материалов.
1.8.При отпуске запасов (кроме товаров, учитываемых по розничным ценам) в производство и списании горюче-смазочных материалов их оценку производить следующим способом: по средней себестоимости - исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество, и стоимость материалов на начало отчетного периода и все поступления за отчетный период.
Основанием для списания горюче-смазочных материалов на затраты производства служит акт о списании топлива за отчетный период, сформированный по данным путевых листов и накопительной ведомости фактического расхода горюче-смазочных материалов.
Оперативный учет автошин вести в карточках учета использования автопокрышки, которая является документом для учета работы шины и для исчисления износа за время ее пробега. На основании показаний спидометра ежемесячно вносить в карточки учета использования автопокрышки данные о фактическом пробеге шин.
Запасы, используемые организацией в особом порядке (драгметаллы и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, оценивать по себестоимости каждой единицы таких запасов.
1.9.Стоимость инвентаря, хозяйственных принадлежностей переносить на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в следующем порядке:
предметы стоимостью до двух базовых величин списывать единовременно по мере передачи их в эксплуатацию. Учет указанных предметов осуществлять в количественном выражении;
предметы, стоимостью свыше двух базовых величин - при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью;
по предметам, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь, санитарная одежда и др.), – погашается ежемесячно исходя из сроков их службы, согласно коллективному договору;
стоимость столовой посуды, столовых принадлежностей переносится на счета учета расходов на реализацию по мере своего производственного назначения вследствие полного износа.
Списание спецодежды, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, хозяйственных материалов производить согласно акта на списание утвержденного руководителем филиала.
1.10. На счете 43 «Готовая продукция» готовую продукцию (в том числе обособленных цехов общественного питания, при формировании отпускных цен на основе себестоимости и норматива рентабельности) отражать в двух оценках - по учетным ценам склада и по фактической себестоимости.
Установить учетной ценой готовой продукций на складах (в экспедиции) – отпускную цену (без налога на добавленную стоимость) в соответствии с действующим прейскурантом, приказом. В бухгалтерском учете движение готовой продукции на счете 43 «Готовая продукция» субсчет 1 «Готовая продукция по учетным ценам склада» в течение месяца отражать по установленным учетным ценам.
При внутрихозяйственном отпуске готовой продукции структурным подразделениям, в пределах одного юридического лица применять отпускные цены (без налога на добавленную стоимость). Возможно предоставление скидки с отпускной цены продукции по прейскуранту, приказу.
Для определения фактической себестоимости готовой продукции применять отдельный субсчет к счету 43 «Отклонение фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены».
Отклонение фактической производственной себестоимости от учетной цены по каждому виду производства распределять на остаток готовой продукции на конец месяца, на внутрихозяйственный отпуск и реализованную готовую продукцию за месяц.
Отклонение фактической производственной себестоимости от учетной цены на внутрихозяйственный отпуск и реализованную готовую продукцию списывать по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» и кредиту счета 43 «Готовая продукция» субсчет 2 «Отклонение фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены».
1.11.Товары в розничной торговле и общественном питании, предназначенные для реализации, отражаются в учете по материально-ответственным лицам в стоимостном выражении:
покупных товаров – по розничным ценам;
продуктов и товаров, подвергшихся кулинарной переработке, полуфабрикатов и готовых изделий по продажным ценам с наценкой предприятий общественного питания.
В торговых объектах и объектах общественного питания, оборудованных соответствующими системами, вести оперативный количественно-суммовой учет товаров.
В кладовых объектов общественного питания учитывать товары и тару в натурально-стоимостном выражении по материально-ответственным лицам по розничным ценам с наценкой общественного питания, либо розничным ценам в зависимости от используемого программного продукта для ведения учета.
Тару учитывать в количественно-суммовом выражении по ценам поступления (при условии соблюдения срока возврата тары, согласно заключенного договора с поставщиком).
На распределительных складах учитывать товары и тару в натурально-стоимостном выражении по материально-ответственным лицам: товары по покупным ценам, тару – по ценам поступления.
Учет товаров заготовок вести на складах в натурально-стоимостном выражении по материально-ответственным лицам по закупочным ценам. Учет кожевенного сырья вести по количеству, весу, площади, сортам и цене, по материально-ответственным лицам. Учет вторичного сырья вести по материально-ответственным лицам в разрезе видов по количеству и закупочным ценам.
Реализация сельскохозяйственных продуктов и сырья производится по отпускным ценам, сформированным в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Для внутрихозяйственного внутрибалансового отпуска сельскохозяйственных продуктов (в переработку, в торговые объекты розничной торговли и т.п.) внутренние отпускные цены формировать исходя из закупочной цены, расчетных затрат на закупку, хранение.
Учет товаров, принятых на комиссию (в том числе конфискованных) вести на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» с последующим отражением по кредиту счета 90 «Реализация продукции (работ, услуг) - суммы комиссионного вознаграждения.
1.12.Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции вести в соответствии с Методическими рекомендациями по нормированию, планированию, калькулированию и учету затрат на производство продукции, выпускаемой предприятиями кооперативной промышленности, утвержденными постановлением Правления Белкоопсоюза 12.04.2012 № 117.
1.13. Аналитический учет вести по видам производств, а внутри каждого вида производства – по статьям затрат и видам изделий.
1.14.Возвратные отходы оценивать по полной цене исходного материального ресурса.
1.15.Расходы, учитываемые на счете 25 «Общепроизводственные расходы» списывать в установленном порядке в дебет счета 20 «Основное производство». Распределение косвенных расходов между объектами калькулированию производить пропорционально сумме расходов на оплату труда производственных рабочих. Затраты, связанные с управлением организацией при осуществлении промышленной и иной производственной деятельности, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы» списываются в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90-5 «Управленческие расходы» с распределением между видами деятельности и выпускаемой продукции пропорционально сумме расходов на оплату труда производственных рабочих.
1.16. Контроль за соблюдением норм расхода сырья и выходов готовой продукции возложить на технологическую и экономическую службы филиалов.
1.17. Контроль за соблюдением норм расхода топливно-энергетических ресурсов возложить на инженерную и экономическую службы филиалов.
1.18. Полуфабрикаты собственного производства отражаются в составе незавершенного производства на счете 20 «Основное производство». Незавершенное производство оценивать после инвентаризации по каждой стадии готовности. Инвентаризацию производить ежемесячно.
Оценку незавершенного производства осуществлять по прямым затратам.
К незавершенному производству относить продукцию, не прошедшую все стадии обработки, предусмотренные технологическим процессом, а также полуфабрикаты и продукцию, обработка которых к концу месяца не закончена и готовая продукция не принята отделом технического контроля.
Не относить к незавершенному производству материалы, полученные цехами, но не начатые обработкой независимо от того, где они находятся (в кладовой или у рабочего места); полученные со стороны и находящиеся в цехе полуфабрикаты, не начатые обработкой; комплектующие изделия, заделы и полуфабрикаты, не прошедшие обработки; окончательно забракованные детали, полуфабрикаты и изделия.
Организовать ведение оперативного и бухгалтерского учета незавершенного производства. Оперативный учет отражает незавершенное производство в натуральном выражении на конкретную дату.
Бухгалтерский учет фиксирует изменения незавершенного производства в стоимостном выражении с одновременным отражением натуральных показателей.
В производственных цехах организовать ведение количественного учета сырья и полуфабрикатов: учет движения полуфабрикатов по операциям и определение пооперационной их готовности на каждый данный момент; учет сдачи полуфабрикатов другим цехам или на склад; учет межцеховой передачи полуфабрикатов на кооперированную обработку и возвращение из нее; учет списания на брак, контрольные испытания и другие нужды, а также учет списания недостач и оприходование излишков.
Контроль сохранности сырья, материалов, полуфабрикатов на всех стадиях производства осуществлять производственным службам предприятия.
Бухгалтерским службам контролировать правильность оформления документации и ведения учета в местах нахождения полуфабрикатов.
1.19. Учет издержек обращения вести в соответствии с Методическими рекомендациями по составу и бухгалтерскому учету издержек обращения в потребительской кооперации Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правления Белкоопсоюза от 09.02.2011 № 36.
1.20. Организовать раздельный учет издержек обращения по видам деятельности организации.
1.21. Фактическая себестоимость услуг собственного транспорта предварительно формируется на счете 23 субсчет «Транспортное хозяйство» с распределением в конце месяца между отраслями деятельности пропорционально удельному весу выручки от реализации за соответствующий период с отнесением на статью «транспортные расходы».
1.22. Затраты на проведение текущих ремонтов основных средств включать в себестоимость продукции (работ, услуг) по мере осуществления ремонтных работ. Расходы по ремонтным работам предварительно собираются на счете 23 субсчет «Ремонт основных средств» по ремонтируемым объектам. В конце месяца распределяются между отраслями деятельности по отраслевому назначению отремонтированных основных средств с отнесением на статью «расходы на ремонт основных средств».
1.23. Возмещение расходов при служебных командировках производить в порядке и размерах, устанавливаемых Министерством финансов Республики Беларусь.
1.24. Отчисление на подготовку кадров и содержание учебных заведений производить в пределах установленных нормативов по отраслям деятельности в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 № 257 «Об отчислениях на содержание учреждений образования потребительской кооперации и подготовку кадров для данной отрасли».
1.25. Естественную убыль товаров начислять по нормам, утвержденным распоряжением правления облпотребобщества от 16.10.2019 № 31 «Об утверждении норм товарных потерь и методики их расчета» (Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 02 апреля 1997 года № 42 Постановлением Правления Белкоопсоюза от 12 ноября 1998 года № 150 «Об утверждении норм естественной убыли».
При отражении в бухгалтерском учете сумм недостач руководствоваться Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, Постановлением правления Белкоопсоюза от 18.10.2013 №258 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения инвентаризации активов и обязательств в организациях потребительской кооперации». При этом определение причиненного вреда производить в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах определения размера вреда (в том числе реального ущерба)» от 07.12.2016 № 1001.
Производить списание потерь товаров в магазинах самообслуживания, торгующих с открытой выкладкой за счет прочих расходов по текущей деятельности организации по нормам, утвержденным в начале года приказом директора филиала облпотребобщества в пределах норм.
Недостачи и потери от порчи товаров, выявленные при приемке груза от поставщика, оценивать и отражать в бухгалтерском учете по ценам приобретения без налога на добавленную стоимость.
Излишки, недостачи и потери от порчи продукции и товаров, выявленные в местах хранения при инвентаризации и проверках, оценивать и отражать в бухгалтерском учете по учетным ценам, установленным учетной политикой по центрам материальной ответственности.
При оценке излишков, недостач и потерь готовой продукции по учетным ценам, сформированным в установленном порядке по калькуляции и не совпадающим с фактической их себестоимостью, разницу между фактической себестоимостью и учетной ценой готовой продукции для отражения в бухгалтерском учете исчислять по среднему проценту отклонений фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены за предыдущий месяц.
При оценке излишков, недостач и потерь товаров по учетным ценам, сформированным в установленном порядке и не совпадающим с фактической их себестоимостью, торговые надбавки, наценки и налог на добавленную стоимость в розничной цене товара для отражения в бухгалтерском учете исчислять:
по установленным ставкам, если излишки, недостачи и потери установлены по количеству и стоимости конкретных товаров;
по среднему проценту торговой наценки и средней ставке налога на добавленную стоимость в розничной цене товаров розничной торговли (общественного питания) за предыдущий месяц, если излишки, недостачи установлены только в сумме.
Излишки готовой продукции, товаров и тары приходовать на увеличение прочих доходов по текущей деятельности по фактической себестоимости.
Приходование излишков готовой продукции по установленным учетным ценам склада (отпускным ценам без налога на добавленную стоимость) отражать по дебету счета 43 «Готовая продукция» субсчет 1 «Готовая продукция по учетным ценам склада» и кредиту счетов:
счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 7 «Прочие доходы по текущей деятельности» – фактическая производственная себестоимость излишков готовой продукции;
счета 43 «Готовая продукция» субсчет 2 «Отклонение фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены» – сумма отклонения фактической производственной себестоимости готовой продукции от учетной цены, исчисленная по среднему проценту этих отклонений от суммы излишков готовой продукции по учетным ценам.
Приходование излишков товаров в торговых объектах розничной торговли и объектах общественного питания по розничным ценам отражать по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счетов:
счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 7 «Прочие доходы по текущей деятельности» – сумма излишков товаров по покупным ценам (без налога на добавленную стоимость);
счета 42 «Торговая наценка» соответствующий субсчет 1 – сумма торговой надбавки (наценки), исчисленная по среднему проценту торговой надбавки (наценки) от суммы излишков товаров по розничным ценам;
счета 42 «Торговая наценка» субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость в розничной цене товаров» – сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по средней расчетной ставке налога на добавленную стоимость от суммы излишков товаров по розничным ценам.
1.26. К расходам будущих периодов относить:
отпускные и отчисления в фонд социальной защиты населения, страховые взносы от фонда оплаты труда, начисленные за дни отпуска, приходящиеся на следующий месяц;
расходы, произведенные до начала выполнения строительных работ по объектам капитального строительства;
госпошлину за право заключения договора аренды земельного участка, сертификация продукции и т.д.
1.27.Проценты за пользование кредитами и займами в бухгалтерском учете отражать в том месяце, в котором они начислены независимо от времени их уплаты.
Проценты по кредитам, полученным под текущую деятельность, распределять между филиалами пропорционально удельному весу выручки от реализации филиалов за соответствующий месяц.
1.28. Для учета расходов на содержание аппарата управления применять следующую номенклатуру статей расходов:
расходы на аренду, содержание и обслуживание административных зданий, помещений, легкового автотранспорта, оборудования и оргтехники;
расходы и отчисления на ремонт основных средств;
налоги, сборы и пошлины, включаемые в издержки обращения;
расходы на оплату труда;
отчисления на социальное страхование в Фонд социальной защиты населения;
расходы на уплату страховых взносов;
амортизация основных средств;
амортизация нематериальных активов;
информационные и консультационные услуги, представительские цели;
расходы по эксплуатации и износу инвентаря и хозяйственных принадлежностей;
канцелярские расходы;
расходы на расчетно-кассовое обслуживание;
командировочные расходы;
другие расходы по функционированию организации.
Расходы, связанные с содержанием административно-управленческого персонала, учитывать на счете 44 субсчете «Расходы на содержание аппарата управления потребобществом», по результатам месяца распределять между филиалами пропорционально удельному весу выручки филиалов за соответствующий месяц.
1.29.Транспортные затраты, связанные с приобретением товаров и относящиеся к реализованным товарам (относящиеся к отчетному месяцу) и к товарам, оставшимся на конец месяца нереализованными (относящиеся к следующим отчетным месяцам), если данные транспортные затраты не были включены в стоимость приобретения товаров, распределять по расчету методом среднего процента пропорционально стоимости товаров по продажным ценам с налогом на добавленную стоимость.
Товары в заготовках и на распределительных складах, учитываемые по покупным ценам, корректировать на сумму торговой надбавки и НДС по сложившемуся в отчетном периоде уровню и включать в расчет по продажным ценам.
1.30. В бухгалтерском учете включение в затраты экологического налога, земельного налога, арендной платы за земельные участки, налога на недвижимость производить ежемесячно. Налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и отчисления в инвестиционный фонд Белкоопсоюза исчислять ежемесячно.
1.31. Резервы предстоящих платежей не создавать.
1.32.Создавать резерв по сомнительным долгам на основе результатов инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной в конце отчетного года и при наличии финансовой возможности. Величину резерва по сомнительным долгам определять по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, возможности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов;
1.33.Датой отгрузки продукции, товаров для целей бухгалтерского и налогового учета установить дату отгрузки (отпуска) покупателю.
Днем выполнения работ (оказания услуг) признается дата передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы).
1.34.Проценты, причитающиеся к получению, признаются в бухгалтерском учете ежемесячно и отражаются как доходы по инвестиционной деятельности;
штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организации (организацией) убытков признаются в бухгалтерском учете доходами либо расходами в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (организацией), в суммах, присужденных судом или признанных должником (организацией);
суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности или приобретательной давности истек, признается в бухгалтерском учете доходом на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности или приобретательной давности;
суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, признается в бухгалтерском учете расходом в том отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек (в случае отсутствия или недостаточности резерва по сомнительным долгам), в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации;
суммы дооценки, уценки активов – в отчетном периоде, к которому относится дата проведения их переоценки;
иные доходы, убытки и потери – по мере их образования, выявления.
1.35.Государственную пошлину за выдачу разрешения на проезд автомобильных транспортных средств в Республике Беларусь, по территории иностранных государств, взимаемую в установленном порядке, учитывать в составе затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли.
1.36. Государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности включать в первоначальную стоимость объекта нематериального актива и учитывать по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы», с дальнейшим списанием его в дебет счета 04 «Нематериальные активы» (п.13 гл. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.04.2012 № 25 (с изменениями и дополнениями).
1.37. Государственную пошлину, уплаченную в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица отражать в составе затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли.
1.38. Контроль за расходованием средств организации на потребление вести на забалансовом счете 010 «Расходы на потребление».
Исчисленные от суммы чистой прибыли допустимые расходы на потребления отражать по дебету счета 010 «Расходы на потребления». Фактически произведенные расходы – по кредиту счета 010 «Расходы на потребление».
Сумму превышения фактически произведенных расходов над допустимыми отражать, как кредитовое сальдо по счету 010 «Расходы на потребление» с погашением перерасхода средств в последующие учетные периоды.
1.39. Расходы признаются в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 31.12.2013 № 96), по принципу начисления.
расходы признавать в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним;
расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признавать в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;
расходы, обусловливающие получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, признаются в бухгалтерском учете путем их соответствующего распределения между отчетными периодами.
1.40. Организовать раздельный учет выручки, валовых доходов и прибыли от реализации, прочих доходов и расходов по текущей деятельности по видам деятельности организации.