Понятие и структура юридической нормы.




Виды систематизации нормативных актов.

Систематизация нормативных актов — деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов.

 

1 Учёт нормативных актов. Сбор действующих нормативных актов для обработки и расположения по определённой схеме с целью хранения государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Наиболее распространены журнальный учёт и автоматизированный учёт.

2 Инкорпорация. Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется в романо-германской правовой системе для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий. Бывает (не)официальной. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

3 Консолидация. Унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства. Так как не изменяет содержания законов, является аналогом инкорпорации, применяется в английской правовой системе.

4 Кодификация. Создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер.

 

Понятие и структура юридической нормы.

Юридическая норма (норма права) — общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения. Гипотеза (если…) – элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению. Диспозиция (то…) – элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов. Санкция (иначе…) – элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания

 

9. Общая характеристика отраслей права.
Характеристики отрасли: предмет, источник, метод правов. Регулирования.
Общая характеристика основных отраслей права:
Конституционное (государственное) право определяет: основы государственного и общественного строя; правовое положение личности; систему органов государственной власти; государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие положения.
Административное право содержит нормы, которые регулируют: деятельность исполнительно–распорядительных органов
государства (президента, правительства, министерств, ведомств, местных органов управления); правовое положение государственной службы; административную ответственность.
Гражданское право регулирует: имущественные отношения (купли–продажи, займа, собственности, наследования и т.п.); некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).
Семейное право регулирует: имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в сфере брачно–семейных отношений.
Трудовое право определяет: условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений; устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха; регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.
Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и, соответственно, какие наказания за их совершение могут быть назначены.


10. Система законодательства в РФ.


Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.
Нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.
Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.
Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.
В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

1.Законы;
2.Подзаконные акты
Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.
Признаки закона.1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.
2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам

3) Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.
4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами.
5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения

Виды законов
Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
1)Конституция
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:
2) Федеральные конституционные законы
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов.

3) Федеральные законы
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:
- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
-текущее законодательство
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.
4) Законы субъектов федерации.
Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты.
Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.
Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они
1) принимаются на основе закона,
2) принимаются во исполнение закона,
3) не могут противоречить закону.
Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

· указы Президента;

· постановления Правительства;

· акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

· акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

· акты органов местного самоуправления;

· локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организации

 

11.Понятие правоотношения, его предпосылки и структура.
Правоотношения - это регулируемая нормами права юридическая связь между лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностямиТаким образом, правоотношение является средством "пepeвoдa,, объек­тивного права (т. е. совокупности правовых норм) в субъективные права и обязанности участников общественных отношений (т. е. в плоскость их лич­ностных установок).Для того, чтобы стать участником правоотношений, необходимо обла­дать определенными потенциальными свойствами личности, которые могут аккумулироваться при конкретных обстоятельствах. Одним из таких свойств является правоспособность.Правоспособность - это способность липа быть носителем субъектив­ных прав и юридических обязанное i ей, закрепленных в нормах права. Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность опре­деленного объема прав конкретному липу, с другой - возможность пользо­ваться предоставленным набором прав. Под юридической обязанностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правоповедения. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.Дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность подразделяется на общую и специальную. Общая, например, относится ко всем без исключения юридическим сделкам, специальная же распространяется только на строго определенный вид данных сделок. В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Содержание и объем дееспособности зависят от нескольких факторов:От возраста правоспособного субъекта От состояния здоровья От родства субъектов

 

 

12. Система права РФ Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.
В основе построения системы права лежат принципы:
1. · Принцип верховенства прав и свобод человека;
2. · Принцип законности;
3. · Принцип компетентности;
4. · Принцип формализованности;
5. · Принцип общедоступности;
6. · Принцип приоритета международно-правовых источников;
7. · Принцип перспективного действия нормы и ряд других.
При этом основным является иерархическая организация правовых норм по юридической силе.
Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, "кирпичиком" системы права из которых данная система права строится.

Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего..

Подотрасль права - это крупный правовой институт.

, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.
Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.

Правовые отрасли - это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.
Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.
Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения.
Система права отражает структуру реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права. Значительное влияние на нее оказывают исторические, религиозные, национально-этнические факторы, образ жизни населения.
Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.
Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные.

14. Правонарушение: понятие, виды, состав.
Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.
Признаки правонарушения: правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей до тех пор пока они не выразились в конкретных противоправных действиях; правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им; правонарушения совершаются только людьми; правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то, что деяние правонарушением не признается; правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом; правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия. Виды правонарушений: Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на проступки и преступления. Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Законодатель, решая вопрос, к какой категории отнести преступление, руководствуется следующими критериями: значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности); размер причиненного ущерба; способ, место и время совершения противоправного деяния; личность правонарушителя.


Вторую группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Виды проступков: административные проступки - это правонарушения, посягающие на общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с выполнением служебных обязанностей (нарушение правил дорожного движения); дисциплинарные проступки ~ правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы коллективов предприятий; материальные проступки - правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации (порча инструментов, недостача материальных ценностей); гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство); финансовые проступки ~ правонарушения в области обращения денежных ресурсов (сокрытие налогов, недоплата налогов); семейные проступки - правонарушения в области брачно-семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания и воспитания детей); процессуальные проступки - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе (неявка свидетеля по вызову следователя). Состав правонарушения: Структура правонарушения состоит из его объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Объектом правонарушения является жизнь, здоровье, имущества гражданина; субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние (им может быть индивид или организация). Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами: (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью).

 

18.Понятие и юридические свойства Конституция России

 

Конституция - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

 

Именно с понятием конституции связана ее сущность - основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.

 

Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

 

выступление в качестве основного закона государства;

юридическое верховенство;

выполнение роли основы всей правовой системы страны;

стабильность.

Иногда к свойствам конституции относят и другие признаки -легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

 

Конституция Российской Федерации является основным законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

 

Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

 

Конституция РФ является ядром правовой системы государства, основой развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права.

 

Стабильность конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких» конституций некоторых государств -Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и других - где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или, по крайней мере, по достаточно простой процедуре).

 

Сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, основного закона государства вообще и базовых принципов конституционного строя.

 

Конституция РФ представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.

 

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов. Первый раздел в содержательном плане является основным, включает, в свою очередь, девять глав. В главе 1 «Основы конституционного строя» изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России.

 

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В главе 3 «Федеративное устройство» закреплены основные принципы российского федерализма.

 

Три следующие главы (глава 4 «Президент РФ», глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство РФ») закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В главе 7 «Судебная власть» изложены конституционные основы судебной системы и судебной власти Российской Федерации, а в главе 8 «Местное самоуправление» - конституционные основы осуществления местного самоуправления в России. Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения Основного закона.

 

Второй раздел «Заключительные и переходные положения» - небольшой по объему, кроме того, значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на основании положений Конституции РФ 1993 года.

 

 

19.Особенности федеративного устройства России

 

По своему устройству государства бывают федеративными и унитарными. Унитарное государство является единым государством, внутри которого нет государственных образований. Федеративное государство включает в свой состав государственные образования.

 

Российское государство представляет собой федерацию, что закреплено ст. 1 Конституции РФ. Это означает, что оно состоит из нескольких равноправных субъектов, которые, будучи государственными образованиями, не являются при этом независимыми государствами. Конституция закрепила федерацию из 89 равноправных субъектов, в том числе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального зна­чения, одна автономная область и 9 автономных округов.

 

Полный перечень субъектов федерации дан в ст. 65 Конституции России.

 

Субъекты федерации:

 

• республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская;

 

• края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

 

• области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская;

 

• города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург;

 

• автономная область: Еврейская;

 

• автономные округа: Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

 

Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией РФ, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство.

 

Правовой статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, которая (по определению п. 2 ст. 5 Конституции России) является госу­дарством в составе Федерации. Республика имеет свою конституцию, республиканское законодательство, систему республиканских органов, определенную территорию, республиканское гражданство, государственный язык, собственные символы. При этом, как следует из ст. 4 Конституции РФ, республика не имеет суверенитета, она не является субъектом международного права и не может выйти из состава федерации. Это, очевидно, противоречит определению республики как государства в упомянутом п. 2 ст. 5, так как государству как таковому суверенитет присущ по определению.

 

Правовой статус иного субъекта федерации (не являющегося республикой) определяется Конституцией РФ и соответствующим уставом субъекта федерации. Эти субъекты (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) являются не государствами, а лишь некими государст­венными образованиями в составе России.

 

Такой подход, при котором правовой статус одного субъекта федерации задан его конституцией, а другого – лишь его уставом, с очевидностью является дискриминационным. И этот дискриминационный характер соответствующей нормы Конституции России не снимается декларативной формулой другой ее нормы (п. 4 ст. 5), в которой провозглашается равенство всех субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральным центром. Таким образом, заложенное в Конституции (а также фактическое) неравенство субъектов федерации является первой важной особенностью федеративного устройства России. Вторая особенность – выделение некоторых субъектов федерации по национальному признаку. Последний явно не отвечает требованиям, предъявляемым к современному цивилизованному обществу. Его архаизм особенно очевиден в отношении тех республик, в которых доля титульной национальности составляет менее половины населения данной респуб­лики.

 

20.Система государственных органов РФ

 

Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. З), осуществляет свою власть.

 

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

 

1. наделены государственно-властными полномочиями;

 

2. образуются и действуют в установленном государством порядке;

 

3. уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

 

4. являются составной частью единой системы органов государственной власти РФ.

 

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

 

1. Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

 

2. Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации).

 

3. К органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.

 

4. Органы судебной власти образуют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

5. Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, образуют органы прокуратуры.

 

Прокуратура РФ, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

 

6. Кроме названных органов в систему государственных органов РФ входят также ряд других органов, осуществляющих вспомогательные, совещательные и иного рода функции, которые определяются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например, Администрация Президента РФ и Совет Безопасности РФ, полномочные представительства Президента РФ.

 

 

21.Правовой статус личности в РФ.

Правовой статус личности — это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

 

Итак, правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе, государстве. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, право же лишь этот статус закрепляет, вводит его в законодательные рамки. Социально-правовой и нормативно-правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

 

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы. К негативным же тенденциям в правом статусе личности в Российской Федерации относятся: крайняя неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих и охранительных механизмов. Правовой статус в современной Российской Федерации несет на себе печать глубокого социально-политического, экономического и духовного кризиса в обществе, государстве. Стабильность правового статуса личности подорвана процессами суверенизации, прошедшими после распада СССР, межнациональными и региональными конфликтами.

 

К позитивным же тенденциям правового статуса личности можно отнести следующие:

• под правовой статус личности подводится современная законодательная база, отвечающая международным критериям,

• закладывается приоритет личности как высшей социальной и моральной ценности,

• правовой статус личности очищается от идеологического и классового догматизма,

• в государстве осуществляется переход от командно-закрепительных методов регламентации правового статуса к дозволительно-разрешительным,

• в праве действует презумпция невиновности, принцип «не запрещенное законом дозволено».

 

В современной Российской Федерации выделяют следующие виды правового статуса личности:

1) общий правовой статус — это конституционный статус гражданина государства, члена общества, он не зависит от текущих обстоятельств, является единым и одинаковым для всех, исходным для остальных правовых статусов личности;

2) специальный правовой статус — это особенный, родовой статус определенных категори



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: