V. Нарисуйте схему круговорота углерода, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)
Вариант 4
Максимальное количество баллов — 35
I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)
1. Любой живой организм — это закрытая система.
2. Консументы.используют энергию, накопленную продуцентами.
3. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.
4. Отношения муравья и тли — пример межвидовой конкуренции.
5. Взаимоотношения березы и подберезовика — пример симбиоза.
II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)
1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется:
A)оптимальным
B) ограничивающим
В) неблагоприятным
Г) летальным
2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является:
A) свет
Б) температура
B) влажность
Г)давление
3. Участок территории суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности:
А)заказник
Б) заповедник
В) национальный парк Г) памятник природы
4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее:
A) 90 % биомассы
Б) 50 % биомассы
B) 10 % биомассы
Г) 5 % биомассы
5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
А) продуценты
Б) редуценты
В) консументы 1-го порядка
Г) консументы высших порядков
III. Дайте характеристику понятия «Биосфера». Назовите и охарактеризуйте функции, состав и границы биосферы. (10 баллов)
IV. Что такое биогеоценоз? Дайте определение. Охарактеризуйте структуру биогеоценоза. Приведите пример пирамид биомасс и численности. (5 баллов)
V. Нарисуйте схему круговорота воды, снабдив соответствующи ми пояснениями. (10 баллов)
Вариант 5
Максимальное количество баллов — 65
ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1. В экологии часто выделяют 3 группы факторов внешней среды: абиотические, биотические и антропогенные. Попробуйте дать характеристику деятельности человека не как отдельного
фактора, а с точки зрения: А) отдельного биотического фактора и Б) фактора, изменяющего параметры абиотических факторов. Приведите примеры. (15 баллов)
2. Насекомоядные растения являются продуцентами или консументами? Ответ поясните. (5 баллов)
3. На основании анализа схем круговоротов азота, кислорода, углерода, серы, фосфора и т.п. составьте обобщенную схему круговорота элемента. Обязательно укажите резервную и активную стадии круговорота. (15 баллов)
4. Что такое неполный биоценоз? Приведите примеры не менее 2-х вариантов такого сообщества. (5 баллов)
5. Чем отличаются друг от друга пищевая цсш. и нищенни есть?
Приведите примеры. В чем преимущества пищевой сети? (5 баллов)
6. Исследования показали, что в Африке, в равных условиях двух национальных парков, на 1 кв. км саванны прекрасно живут и растут дикие животные биомассой 24 406 кг, а рядом, на таком же 1 кв. км саванны с трудом выживают домашние животные биомассой 5500 кг., т.е. почти в 5 раз меньше по весу. Попробуйте это объяснить. (5 баллов)
7. Попробуйте объяснить, почему в смешанном лесу средней полосы лесной подстилки много, а в тропическом лесу ее почти нет. (5 баллов)
8. Попробуйте объяснить, почему при сильном «цветении» воды (т.е. при массовом размножении одноклеточных водорослей) в озерах гибнет рыба. (5 баллов)
9. Какие преимущества может давать животному узкая пищевая специализация? В чем ее недостатки? (5 баллов)
Вопросы для блицопроса по теме
1. Что такое экология?
2. Что такое внешняя среда?
3. Что такое экологический фактор?
4. На какие группы подразделяют экологические факторы?
5. Перечислите биотические факторы.
6. Перечислите абиотические факторы.
7. Что такое оптимальный фактор?
8. Приведите пример оптимального фактора.
9. Что такое лимитирующий фактор?
10. Приведите пример лимитирующего фактора.
11. Что такое фотопериодизм?
12. По какому признаку растение определяет, что пора сбрасывать листья?
13. Назовите синоним слова биоценоз.
14. Что такое цепь питания?
15. Что такое пищевой уроень?
16. Сколько процентов биомассы переходит на следующий пищевой уровень?
17. Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических?
18. Какие группы автотрофов вы знаете?
19. Что такое гетеротрофы?
20. Кто такие продуценты?
21. Приведите пример продуцента.
22. Кто такие консументы?
23. Приведите пример консумента 1-го порядка.
24. Приведите пример консумента 2-го порядка.
25. Кто такие редуценты?
26. Приведите пример редуцента.
27. Что такое сеть питания?
28. Назовите синоним слова «биогеоценоз».
29. Что такое сукцессия?
30. Какие виды сукцессии вы знаете?
31. Приведите пример первичной сукцесии.
32. Приведите пример вторичной сукцесии.
33. Что такое биом?
34. Перечислите биомы суши (переходящий вопрос для нескольких учеников).
35. Перечислите биомы океана.
36. Как называются обитатели дна?
37. Как называются обитатели толщи воды?
38. Что такое биосфера?
39. Назовите границы биосферы в атмосфере, литосфере, гидросфере.
40. Из каких частей, по Вернадскому, состоит биосфера?
41. Что такое биомасса?
42. Что такое косное вещество?
43. Что такое биокосное вещество?
44. Перечислите функции биосферы.
45. Что такое круговорот вещества?
46. Что такое активная стадия круговорота?
47. Что такое заказник?
48. Что такое заповедник?
49. Что такое национальный парк?
50. Что такое памятник природы?
51. Что такое рациональное природопользование?