IV. Охарактеризуйте антропогенные факторы. Приведите примеры. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия. (5 баллов)




V. Нарисуйте схему круговорота углерода, снабдив соответству­ющими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 4

Максимальное количество баллов — 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

1. Любой живой организм — это закрытая система.

2. Консументы.используют энергию, накопленную проду­центами.

3. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.

4. Отношения муравья и тли — пример межвидовой конку­ренции.

5. Взаимоотношения березы и подберезовика — пример сим­биоза.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости ор­ганизма, называется:

A)оптимальным

B) ограничивающим

В) неблагоприятным

Г) летальным

2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является:

A) свет

Б) температура

B) влажность
Г)давление

3. Участок территории суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности:

А)заказник

Б) заповедник

В) национальный парк Г) памятник природы

4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее:

A) 90 % биомассы
Б) 50 % биомассы

B) 10 % биомассы
Г) 5 % биомассы

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
А) продуценты
Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консументы высших порядков

III. Дайте характеристику понятия «Биосфера». Назовите и охарактеризуйте функции, состав и границы биосферы. (10 баллов)

IV. Что такое биогеоценоз? Дайте определение. Охарактеризуйте структуру биогеоценоза. Приведите пример пирамид биомасс и численности. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота воды, снабдив соответствующи ми пояснениями. (10 баллов)

Вариант 5

Максимальное количество баллов — 65

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. В экологии часто выделяют 3 группы факторов внешней сре­ды: абиотические, биотические и антропогенные. Попробуйте дать характеристику деятельности человека не как отдельного
фактора, а с точки зрения: А) отдельного биотического фактора и Б) фактора, изменяющего параметры абиотических фак­торов. Приведите примеры. (15 баллов)

2. Насекомоядные растения являются продуцентами или консументами? Ответ поясните. (5 баллов)

3. На основании анализа схем круговоротов азота, кислорода, углерода, серы, фосфора и т.п. составьте обобщенную схему круговорота элемента. Обязательно укажите резервную и ак­тивную стадии круговорота. (15 баллов)

4. Что такое неполный биоценоз? Приведите примеры не менее 2-х вариантов такого сообщества. (5 баллов)

5. Чем отличаются друг от друга пищевая цсш. и нищенни есть?
Приведите примеры. В чем преимущества пищевой сети? (5 баллов)

6. Исследования показали, что в Африке, в равных условиях двух национальных парков, на 1 кв. км саванны прекрасно живут и растут дикие животные биомассой 24 406 кг, а рядом, на таком же 1 кв. км саванны с трудом выживают домашние животные биомассой 5500 кг., т.е. почти в 5 раз меньше по весу. Попробуйте это объяснить. (5 баллов)

7. Попробуйте объяснить, почему в смешанном лесу средней по­лосы лесной подстилки много, а в тропическом лесу ее почти нет. (5 баллов)

8. Попробуйте объяснить, почему при сильном «цветении» воды (т.е. при массовом размножении одноклеточных водорослей) в озерах гибнет рыба. (5 баллов)

9. Какие преимущества может давать животному узкая пищевая специализация? В чем ее недостатки? (5 баллов)

 

 
 


Вопросы для блицопроса по теме

1. Что такое экология?

2. Что такое внешняя среда?

3. Что такое экологический фактор?

4. На какие группы подразделяют экологические факторы?

5. Перечислите биотические факторы.

6. Перечислите абиотические факторы.

7. Что такое оптимальный фактор?

8. Приведите пример оптимального фактора.

9. Что такое лимитирующий фактор?

10. Приведите пример лимитирующего фактора.

11. Что такое фотопериодизм?

12. По какому признаку растение определяет, что пора сбрасы­вать листья?

13. Назовите синоним слова биоценоз.

14. Что такое цепь питания?

15. Что такое пищевой уроень?

16. Сколько процентов биомассы переходит на следующий пи­щевой уровень?

17. Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических?

18. Какие группы автотрофов вы знаете?

19. Что такое гетеротрофы?

20. Кто такие продуценты?

21. Приведите пример продуцента.

22. Кто такие консументы?

23. Приведите пример консумента 1-го порядка.

24. Приведите пример консумента 2-го порядка.

25. Кто такие редуценты?

26. Приведите пример редуцента.

27. Что такое сеть питания?

28. Назовите синоним слова «биогеоценоз».

29. Что такое сукцессия?

30. Какие виды сукцессии вы знаете?

31. Приведите пример первичной сукцесии.

32. Приведите пример вторичной сукцесии.

33. Что такое биом?

34. Перечислите биомы суши (переходящий вопрос для несколь­ких учеников).

35. Перечислите биомы океана.

36. Как называются обитатели дна?

37. Как называются обитатели толщи воды?

38. Что такое биосфера?

39. Назовите границы биосферы в атмосфере, литосфере, гид­росфере.

40. Из каких частей, по Вернадскому, состоит биосфера?

41. Что такое биомасса?

42. Что такое косное вещество?

43. Что такое биокосное вещество?

44. Перечислите функции биосферы.

45. Что такое круговорот вещества?

46. Что такое активная стадия круговорота?

47. Что такое заказник?

48. Что такое заповедник?

49. Что такое национальный парк?

50. Что такое памятник природы?

51. Что такое рациональное природопользование?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: