Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Она относится к статичным формам представления, так как организация пространства предполагает ярко выраженный центр внимания.
Линейки в ДОЛ подразделяются на:
ü Торжественные – посвященные соответственно торжественному событию (чаще всего, открытию и закрытию сезона, различным праздникам).
ü Тематические – связаны с проведением какого-либо дня или мероприятия. Проходят в театрально-игровой форме: детям рассказывается суть мероприятия, план его. По завершении мероприятия подводятся итоги.
ü Ежедневные – утренние линейки, на которых подводятся итоги прошедшего дня, и объявляется план на день.
- Линейка-открытие лагерной смены
(Торжественное открытие лагерных смен, представление отрядов и поднятие лагерного флага и т.д.)
- Линейка-закрытие лагерной смены
(Торжественная линейка, награждение победителей общелагерных соревнований, вручение грамот за активное участие в жизни лагеря, спуск лагерного флага и т.д.)
- Утренняя линейка
(Подводятся итоги прошедшего дня, награждение победителей соревнований, поздравления именинников с вручением подарков, объявление планов на день и т.д)
- Тематическая (театрализованная) линейка
(в театральной форме рассказывается о том, что ждет детей в сегодняшнем дне)
- Линейка, посвященная памятным датам.
I. Общий сбор лагеря
Схема проведения:
1. Построение отрядов.
2. Сдача рапортов командирами отрядов (по общему правилу, не во всех лагерях проходит ежедневно)
3. Приветствие всех Старшим Вожатым: «Всем, всем доброе утро…».
4. Оглашение даты, дня недели.
5. Итоги прошедшего дня.
6. План на день.
7. Поздравления именинников, объявления и т.д.
Если обычная и тематическая линейки совмещаются, то творческая часть начинается после оглашения итогов. Торжественная часть всегда начинается после приветствия.
По сигналу горниста все отряды выстраиваются в линию или буквой «П» на специально отведенной линейке в одну или две шеренги.
Старший вожатый становится в 10—20 шагах перед серединой общего строя. Командиры отрядов и вожатые—в 2—3 шагах перед серединой своего отряда. Правее командира — флагоносец отряда.
Для сдачи рапорта Старший вожатый подает команды «Лагерь, РАВНЯИСЬ, СМИРНО!», «Приготовиться к сдаче рапортов!». Команды подаются с интервалами, дающими возможность увидеть, что каждая команда выполнена всеми отрядами. Когда все отряды подготовятся к сдаче рапортов, Старший вожатый подает команду «Командирам отрядов сдать рапорты!». По этой команде к Старшему вожатому подходят командиры отрядов, предварительно подав команду «Отряд, СМИРНО, РАВНЕНИЕ (НАЛЕВО, НА СЕРЕДИНУ)!». Подавая команды, они должны находиться лицом к строю, затем повернуться и идти для сдачи рапорта.
II. Линейка открытия смены
Командиры отрядов сдают рапорт старшему вожатому (Уважаемый Старший вожатый или директор лагеря… Отряд…, живущий и отдыхающий под девизом … на торжественную линейку, посвящённую открытию … лагерной смены построен в количестве… Рапорт, сдавал командир … отряда … Рапорт сдан).
Старший вожатый сдаёт рапорт начальнику лагеря и просит разрешения открыть лагерную смену.
Под команду начальника лагеря знамённая группа вносит флаг и под гимн поднимает его на флагштоке.
- «На подъём флага приглашаются…»
Традиционно смена считается открытой тогда, когда на лагерном флагштоке взвивается флаг. Во время выноса и подъёма флага звучит музыка. Право поднять флаг можно предоставить «вожатым ветеранам» или ребятам, которые каждый год приезжают в лагерь и являются самыми активными участниками всех мероприятий.
После поднятия флага начальник смены говорит: "Прошу считать … смену лагеря открытой"
После перерыва обычно проходит концерт открытия смены.
Обычно открытие происходит на 2 -3 день смены, а место проведения выбирается по состоянию погоды: если дождливо, то в актовом зале; солнечно, - на открытом радиофицированном месте лагеря. Разных лагерях по-разному проходит это мероприятие.
III. Линейка закрытия смены
Выход и построение отрядов на линейку соответствует построению на линейку открытия. Командиры сдают рапорт старшему вожатому, рапорт тот же самый. Старший вожатый сдаёт рапорт начальнику лагеря и просит разрешения закрыть смену. Спуск флага и вынос его под гимн. Это делают наиболее отличившиеся ребята.
Краткие напутственные слова начальника лагеря. Награждение ребят.
IV. Тематические линейки
Проходят чаще всего совместно с ежедневными утренними, после них, либо же могут служить подвязкой к конкретному мероприятию и проводиться самостоятельно.
Как правило, тематические линейки связаны тематикой как в общем с темой сезона и программы летнего отдыха, так и с тематикой конкретного тематического дня или мероприятия.
Целью тематической линейки является введения детей в тематику дня или мероприятия. Именно поэтому тематическая линейка является важным элементом тематического дня.
Особенности:
1. Является театрализованным представлением от вожатых
2. Как правило, проводится не более 10 минут.
3. Обязательно наличие у проводящих костюмов
4. участвуют чаще всего 2 и более вожатых
5. Музыкальное сопровождение приветствуется
6. Содержит небольшую историю или часть общей истории сезона
ВАЖНО: Тематическая линейка должна погружать детей в тематику дня или мероприятия, а не просто проходить «для галочки», именно поэтому она должна содержать:
ü во-первых, диалоги, понятные для всех детей, отдыхающий в лагере;
ü во-вторых, герои, которые в ней обыгрываются должны либо угадываться детьми по внешнему виду, музыкальному сопровождению, либо представлены детям;
ü в-третьих, тематическая линейка не должна быть притянута ко дню или мероприятию, просто для того, чтобы подвязать их друг к другу, она должна служить помощником для лучшего вовлечения детей в историю сезона.
Существует два самых главных требования к линейке - это лаконичность и чёткость. Они выражаются в красивых, отточенных ритуальных действиях, в коротких содержательных выступлениях, в быстрой и логичной смене этих ритуалов и выступлений, в отсутствии лишних перемещений, перестроений, передвижении. Добиться этого можно только при одном условии - при наличии предварительной работы. Продолжительность линейки не должна превышать 15 - 20 минут.
Конферансы в ДОЛ
Конферанс является необходимой и важной содержательной составляющей любого концерта.
Успех концерта во многом зависит от того, кто будет конферировать, то есть вести его.
Конферанс (фр. «conferer» – беседовать, англ. «conference» – конференция) – один из эстрадных жанров, представляющий выступление на сцене, связанное с объявлением и комментированием номеров программы.
Конферансье – это артист, ведущий концерт, но также выступающий и с самостоятельными номерами. Он объявляет и комментирует номера, заполняет возникающие паузы, создаёт благоприятную для артистов и зрителей атмосферу концерта.
Важнейшим моментом творчества конферансье является общение с аудиторией. Основной текст, с которым выступает конферансье, подготавливается и заучивается заранее. Чаще всего это — специально написанные вступления, реплики, анонсы номеров и всякого рода шутки. Важнейшая цель, о которой стоит в данном случае помнить конферансье, — необходимость успешно донести до зрителя всю информацию о номере, чтобы при этом ни одна деталь оглашения не «потерялась» на фоне остальных.
Назначение конферанса:
- Объединить разрозненные, разнохарактерные номера программы в единое целое
- Помочь аудитории понять и оценить исполнение отдельных номеров
- Установить живое общение между артистами и зрительным залом
- Дать между номерами необходимую разрядку вниманию зрителя
- Заполнять паузы, которые возникают на протяжении концерта
Разновидности конферанса:
1. Официальный (без театральных костюмов, не объединен сюжетом):
Парный - диалог, сценическое действие. Диалог не со зрителем, а, как в спектакле, - актеров (первого и второго конферансье) между собой.
Сольный - характер прямого общения - исполнитель - зритель, хотя разговор как будто бы ведется односторонне, разговаривает только конферансье, а зал «бессловесен».
2. Театрализованный:
Строится на самостоятельном сюжете, перекликающемся с номерами концерта. В театрализованном конферансе используются внешние приемы сценической выразительности: костюмы, бутафория, элементы декораций, гримы и прочее.
Правила написания конферанса:
- Ознакомиться с темой концерта
- Ознакомиться со списком номеров (при необходимости прочитать сценарии)
- Выбрать вид конферанса (официальный/театрализованный)
- Выбрать тему и общую идею конферанса
- Произвести расстановку номеров (в зависимости от специфики концерта)
- Выбрать количество ведущих
- Разработать и прописать сценарий, распределить роли
- Ознакомить ведущих со сценарием конферанса и провести репетиции.
Важно помнить, о том, что конферанс должен иметь завершенность и то, что два одножанровых номера не должны соседствовать друг с другом.
Концертная программа — перечень произведений и композиций, заявляемый исполнителями и организаторами мероприятия на определённый концерт.
Главная составляющая любого концерта – номер. Но из номеров надо научиться составлять программы. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Из практики известно, что иногда программа, составленная из номеров средних и даже посредственных, но правильно поданных, расставленных со знанием дела, может иметь успех куда больший, чем программа из номеров первоклассных, но расставленных в случайном порядке и к тому же плохо поданных.
Концертные программы могут состоять из номеров ничем не связанных между собой – сборные, - а могут строиться и на других принципах, то есть объединяться какой-то определённой темой или сюжетом. Это тематические программы, обозрения, театрализованные программы, обрядовые мероприятия и т. д.
Сборная концертная программа;
Прежде всего, необходимо продумать последовательность номеров. Их, как правило, следует расставлять по нарастанию. Но это не значит, что все слабые номера надо показать вначале, а все остальные – потом. Их лучше чередовать так, чтобы номера одного жанра не соседствовали друг с другом, а завершать программу должен самый выигрышный, ударный номер. Главными фигурантами сборной программы являются конферансье или ведущие, задача которых придать программе определённую стройность. В ведении мероприятия необходимо заложить обширный набор приспособлений – главным образом словесных подводок, реприз.
Отличительная особенность подобной программы в том, что конферанс, как принято обозначать его в лагере, является классическим, то есть ведущие не становятся героями каких-либо произведений или не играют роль, они просто интересно и ненавязчиво подвязывают номера друг к другу. Такой конферанс наиболее часто встречается в лагере, так как он удобен тем, что вожатый в общем-то без подготовки, имея только перечень расставленных в определенном порядке номеров может его провести.
Тематическая концертная программа;
Тематическая программа может быть сюжетной, но может строиться и без наличия сюжета. В этих случаях номера объединяются только темой. «День села», «День Победы», «День молодёжи» и т. п. К ним условно можно отнести и программы, составленные из номеров одного жанра: «Праздник русской песни», «Вечер танца» и т. п.
В тематических праздничных программах основная нагрузка ложится на пролог и финал. Здесь необходим специальный подбор номеров. Приветствуется на таких мероприятиях знакомство зрителей с каким-нибудь малоизвестным, но любопытным фактом, имеющим отношение к теме. Такой вид программы гораздо сложнее провести в лагере, так как не всегда на концерт для отрядов задана одна тема, чаще всего номера являются абсолютно разными по тематике.
Концерт-обозрение, или ревю;
В обозрении (ревю) конферансье, ведущие, либо какие-то другие персонажи с помощью связок-интермедий очень часто переносят действие в разные, порой самые неожиданные места, времена, ситуации… Подобного рода связки призваны в веселой и по возможности смешной форме усилить содержание программы и связать номера в единое целое.
Театрализованная программа эстрадного концерта.
Для театрализованных программ обязательно наличие персонажей и сюжет здесь должен быть более крепким, чем в обозрении. Работая над подобными программами, и режиссеру и сценаристу важно учитывать, что если в обозрении интермедии-связки носят вспомогательный характер (главное номера или многожанровость), то в театрализованной программе диалоги, сценки, разыгрываемыми персонажами, имеют, как правило, самостоятельный характер и часто сами являются номерами.
В театрализованной программе основой служит конфликт, противоречие. И сквозное действие строится на возникновении, развитии и разрешении конфликта между персонажами. Здесь важны повороты сюжета, которые должны строиться на изменении обстоятельств, событий. Данный вид наряду со сборной программой является очень часто встречающимся в лагере.
Как правило, ни одного из представленных видов программ в чистом виде в детском лагере не проводится в силу нехватки времени как для написания конферанса, так и для постановки номеров, поэтому конферанс либо является классическим, либо театрализованным, или же наиболее часто встречающийся смешанный конферанс: сборно-театрализованный.