Вставьте пропущенные буквы




Справочные материалы

Правописание безударных гласных в корне слова

1. непроверяемые (см. словарь)

Проверяемые ударением

ут е шение - утешить

Глаголы сов. вида нельзя проверять несов. в. на -ыва-(-ива-):

подсолить - соль (не подсаливать)

Не путай омонимичные корни. Сравни:

примирять соперников – мир, примерять платье – примерка

Чередующиеся

И//Е Есть суффикс А – пиши в корне И   бира - бер дира - дер мира - мер пира - пер тира - тер чита - чет блиста - блест жига - жег стила - стел има - а(я) ина - а(я)     выбирать-выберу отдирать-отдеру замирать-замереть запирать-запереть блистать-блестеть выжигать-выжег постилать-постелить вычитание-вычет упоминать-упомянуть понимать-понять отжимать-отжать   Запомнить: сочетать, сочетание, чета   О//А   1.Есть суффикс А – пиши в корне А лагА – лож прилагать-приложить касА – кос касаться-коснуться   2. Поставь ударение:   безударная О в корне гар – гор гореть клан – клон склонить твар – твор сотворить   безударная А в корне плов – плав плавучий зор – зар озаренный   3.Перед согласными раст (ращ) -рос перед СТ, Щ – А, перед С – О растение - выращенный – росли скак – скоч перед К – А, перед Ч – О проскакать – проскочу Запомнить: пловец, (пловчиха); отрасль, росток, ростовщик, Ростов; скачок, скачу   4.Смотри значение корня мок= пропускать влагу (непромокаемый) мак= погружать в жидкость (обмакнуть) ровн = ровный, гладкий (уровень) равн = равный, одинаковый (уравнение)   Запомнить: равнина, поровну, ровесник равнение, равняться на…, подравняться

Тренировочные задания

1. Прочитайте слова каждого ряда. Используя условные обозначения, в скобках укажите, к какой группе относятся эти слова:

ПГ – слова с проверяемыми гласными в корне;

НГ – слова с непроверяемыми гласными в корне;

ЧГ – слова с чередующимися гласными в корне.

 

1. повторение, обстановка ()

2. уложить, обмакнуть ()

3. детальный, университет ()

4. городской, вычисления ()

5. картина, карьера ()

6. выгоревший, прикоснуться ()

7. воцарился, подчинился ()

8. понимание, сложились ()

9. идеал, император ()

10. выбирать, проскочили ()

11. рациональный, критерий ()

12. происхождение, противопоставление ()

 

Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы. С помощью условных обозначений, используемых в предыдущем задании, укажите тип орфограммы.

1. Нагр..дили за смелость ()

2. Сильный х..рактер ()

3. Посп..шил с ответом ()

4. Бл..стательный успех ()

5. Выр..щенный в питомнике ()

6. Запл..тить за свое легкомыслие ()

7. Задел по к..сательной ()

8. Защ..щать свою честь ()

9. Зам..рать от восторга ()

10. Подл..нные события ()

11. Надменный ф..ворит ()

12. В..теран войны ()

 

Вставьте пропущенные буквы

1. Отр..цал земные блага

2. Насл..ждался покоем

3. Откл..кается на просьбу

4. Лёгкое прик..сновение

5. Привл..кало внимание

6. Нест..реющая классика

7. Ср..слась с его обликом

8. Распол..жить в определенной последовательности

9. Главный п..рсонаж

10. Уп..раться руками

11. Оз..рила ярким светом

12. Усм..рители восстания

 

Выпишите слова с пропущенной буквой в корне, правописание которых регулируется следующими правилами (укажи корни):

А) В корне с чередованием ____ - ___ в безударном положении пишется А: _____________.

Б) В корне с чередованием ____ - ___ в безударном положении перед буквой Ж пишется О: _____________.

В) В корне с чередованием ____ - ___ в безударном положении перед буквой С пишется О: _____________.

Г) В корне с чередованием ____ - ___ в безударном положении пишется буква И, если за корнем следует суффикс А: _____________.

Д) В корне с чередованием ____ - ___ в безударном положении пишется буква О, если за корнем нет суффикса А: _____________.

 

4. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово, правописание пропущенной буквы в котором регулируется иным, чем в остальных словах, правилом.

1) пристр..стился к книгам, выр..стать в лесу, подр..сли за лето, зар..стающие тропинки;

2) сг..ревшие дома, г..ристая местность, перег..ревшая лампа, заг..реться от искры;

3) см..ренно посмотреть, отм..рил на глазок, м..ровое первенство, ум..рли от голода;

4) зар..сли шиповника, отр..сль науки, р..сстилается степь, р..стительный мир;

5) ст..рать надпись, т..рновый венец, выт..р пот, перет..реть посуду;

6) п..ровали с размахом, зап..рать ворота, отп..реть ключом, нап..рали со всех сторон;

7) по лесистым б..регам, заб..рать с собой, наб..ру в корзину, медленно переб..рать;

8) сделать предпол..жение, усл..жнили задачу, предл..гали несколько раз, полаг..ется по закону;

9) упрямо прод..раться, од..ревеневшие от холода, зад..ржался на несколько часов, крепко д..ржать;

10) заплетать к..сички, к..снуться рукой, зак..стеневший от холода, песчаная к..са

 

5. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите номера слов с пропущенными чередующимися гласными в корнях.

1. Сг..ревшая трава

2. Сл..жилась феодальная экономика

3. Уст..новили господство

4. Защ..щать страну

5. Осл..бевающее влияние

6. Личные з..мельные владения

7. Выж..гать каленым железом

8. Подр..сли нравственно

9. Пом..рились на ринге

10. Добывать проп..тание

 

6. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы. С помощью условных обозначений, используемых в первом задании, укажите тип орфограммы (по два примера на каждый тип).

Образец выполнения:

НапрЯженная борьба (ПГ)

КОмический эффект (ПГ)

КОнфликт с обществом (НГ)

СгОревший дотла (ЧГ)

С удивительным лАконизмом (НГ)

ПотИрая руки (ЧГ)

 

I.

1. Встр..чался с другом

2. Подб..рая нужное слово

3. Поч..тается всеми

4. Успешно сопр..тивлялись

5. Крупный т..лант

6. Психологический п..ртрет

II.

1. Нак..ленная атмосфера

2. Отл..жить в сторону

3. в большой тр..воге

4. разб..раемся в деталях

5. ц..ривший в стране

6. р..бяческий восторг

III

1. разг..дать секрет

2. т..матический охват

3. соб..рать сведения

4. множество в..риантов

5. творить г..рмонию

6. выск..чили из-за холма

 

IV.

 

1. г..рдиться своей победой

2. изб..рательное право

3. на поле ср..жения

4. отт..нить ее характер

5. праздничный к..рнавал

6. критическое пол..жение

 

V.

1. Инт..ллектуальное развитие

2. Переб..рал в уме

3. Оп..раться на достижения науки

4. Социальная с..тира

5. Ф..рмальный подход

6. Уг..сающая точка

 

7. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Укажите проверочные слова, где это возможно.

1) Гр..ндиозный размах

2) М..териал учебника

3) В современной эк..номике

4) Пр..ктические навыки

5) Пол..жительное решение

6) Бл..городный поступок

7) Сж..гали пни

8) Сг..рание топлива

9) Усваиваем тр..диции

10) Оч..рованный странник

11) Напр..вляет процесс

12) Гл..бальные проблемы

 

 

8. Прочитайте задание. Выберите правильный вариант ответа.

1. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В корне с чередованием -мир-//-мер- пишется буква Е, если после корня нет суффикса -А-». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

1) (географический) меридиан

2) смертельный (номер)

3) обмерял (участок)

4) замереть (от восторга)

5) меркантильный (человек)

 

2. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Чтобы правильно написать проверяемую безударную гласную в корне, надо подобрать такое однокоренное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

1) г..рячее (сочувствие)

2) к..снуться (нечаянно)

3) сх..матично (изобразил)

4) разб..раться (в деталях)

5) п..литическая (деятельность)

 

3. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово с непроверяемой безударной гласной в корне (правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю). Найдите это слово. Запишите номер ответа.

 

1) (с помощью) магнита;

2) (на разных) полюсах;

3) развернулась (борьба);

4) вспоминать (прошлое);

5) стальные (двери)

 

4. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В корне с чередованием -гор-//-гар- в безударном положении пишется буква О». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

 

1) перегоревшая (лампочка);

2) отгородиться (от всех)

3) гордиться (успехами)

4) (безутешно) горевать

5) (потомственный) горняк

 

5. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В корне с чередованием -лаг-//-лож- перед буквой Г пишется -А-». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

 

 

1) глагольные (словосочетания);

2) благопристойное (поведение);

3) предполагали (выехать утром);

4) (переплыть) лагуну;

5) (рецепт ) лагмана

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: