Организация исследовательской деятельности.




Тема: На пороге нового открытия.

(Организация исследовательской деятельности младших школьников.)

Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, это факел, который важно зажечь!

Актуальность учебной исследовательской деятельности.

 

Ускорение темпа развития общества… Смена ценностных ориентиров… Стремительное возрастание объема научной информации…(Количество информации удваивается каждые 10 лет). Выпускник сегодня окажется беспомощным в жизни перед «лавиной» обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться и изменять самого себя. Очевидно, что современному обществу нужны образованные, конкурентноспособные люди, которые смогут:

· анализировать свои действия;

· самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

· отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на новые стандарты второго поколения, где на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

 

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических идей, особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему.

 

Организация исследовательской деятельности.

2. 1. Краткий курс в историю. (слайд 3)

 

Заглянем в историю. Попытки выстроить образовательную деятельность в школе на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен.

Одним из первых известных нам ученых, кто стал активно внедрять в практику исследовательские методы обучения, был Сократ (V в. до Рождества Христова). Сократ – автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Аналогичный метод современного обучения – эвристическая беседа.

 

В начале ХХ века широко пропагандировать и реализовывать проблемы и идеи исследовательского обучения стал американский педагог и философ Джон Дьюи. Он считал, что для обучающегося надо создать такие условия, чтобы ребенок мог строить, творить и самостоятельно исследовать окружающий его мир.

 

Аналогичные подходы к содержанию образования предлагали многие специалисты XIX века (на слайде 3)

· (Е. Паркхерст – США;

· К.Н. Вентцель – Россия;

· О. Декроли – Франция;

· М. Монтессори – Италия и др.).

Например, К.Н. Вентцель писал о том, что на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины.

Исследовательские методы обучения активно использовались в отечественной образовательной практике: (СЛАЙД 3)

· в 20-е годы ХХ века (И.Г. Автухов, П.П. Байков, И.Ф. Свадовский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский).

· в 30-х годах от исследовательских методов в обучении отказались.

· в 50-70-х годах XX в. в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутова и др.).

· и лишь в 90-х годах идеи исследовательского обучения вновь вошли в образовательные системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

 

 

2. 2. Выбор темы и цели.

 

Согласитесь, что новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?

 

Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Этим и обусловлен выбор моей темы: «На пороге нового открытия».

 

Для себя я определила цель работы (слайд 4) внедрить элементы исследовательской деятельности в учебный процесс младшего школьника.

Поставила задачи: (слайд 4)

· обучение проведению учебных исследований младших школьников;

· развитие творческой исследовательской активности детей;

· стимулирование у детей интереса к предметам естественно –научного цикла: химии, биологии, географии.

2.3. Понятие исследовательской деятельности.

 

(слайд) Что означает термин «Исследование?»(слай5)

Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний. Как отмечает в своих работах А.И. Савенков: «Исследование – бескорыстный поиск истины».

Термин «исследовать» - разыскивать, изведывать,

доходить разбирательством,

стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск»

(Ожегов)

Термин «Учебная исследовательская деятельность» перед вами на экране.

(слайд 5)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: