Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.
5. Представление результатов исследовательской деятельности. (на слайде 8)
Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:
1.отчеты (устные, письменные, с демонстрацией материалов, например в «Дневнике юного исследователя»);
2. презентации, фильмы, макеты, сборники и др.;
3.завершающий этап исследовательской работы – это защита. Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях (на праздниках, выставках достижений)
Т.О. Анализируя эти этапы мы видим, что они дают возможность формирования и развития таких блоков УУД как регулятивные и познавательные.
Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных действий.
Принимая во внимание то, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных У УД.
Согласитесь, организация условий для исследовательской деятельности как нельзя лучше способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и требований времени.
На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом: это вы можете увидеть на экране. (Не зачитываю, информация на слайде 9).
при использовании метода исследования
Ученик …
o Определяет цель деятельности
o Открывает новые знания
o Экспериментирует
o Выбирает пути решения
o Активен
o Субъект обучения
o Несёт ответственность за свою деятельность.
Учитель…
o Помогает определять …
o Рекомендует источники информации
o Раскрывает возможные формы работы
o Содействует прогнозированию результатов
o Создаёт условия для активности школьника
o Партнёр ученика
o Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
2.5. Проведение исследовательской деятельности в 1- 4 классах.
Работа по стандартам второго поколения предполагает исследовательскую
деятельность по всем образовательным областям начальной школы, а особенно по окружающему миру. С большой увлеченностью я вместе с детьми работаю на уроках окружающего мира УМК «Перспективная начальная школа» по учебнику О.Н.Федотовой. На этих уроках очень легко организовать исследовательскую деятельность. Цель этих уроков – научить учащихся делать открытия посредством предъявления ребенку системы экспериментальных заданий. Условные обозначения в учебнике– пиктограммы предлагают: «длительный эксперимент», «опыт», «подумай сам». Проводим маленькие исследования, связанные с детским жизненным опытом. Для этого используем индивидуальные «конверты исследователей » (фото), в которых помещены этапы учебно-исследовательской работы ребенка.
Таких этапов четыре: (слайд 10)
1 этап – выбор темы (ребенок ее выбирает самостоятельно, чаще всего используя в начале картинку);
2 этап – постановка вопроса (кладет в конверт ключевые слова задаваемых вопросов);
3 этап – проведение исследования (дети, умеющие писать, записывают на листочках; не умеющие – передают информацию через рисунок);
4 этап – подведение итогов (собранные материалы достаются из конверта, анализируются, выделяются наиболее значимые, важные). Результат работы чаще всего представляется в виде рисунка или коллажа (представляю фото)
Данная методика предназначена для начинающих исследователей. Она дает неплохие результаты в первых классах и позволяет учителю разглядеть «потенциальных исследователей».
Работа по формированию исследовательской деятельности предполагает:
1 этап: 1 класс (слайд 11)
В 1 полугодии - творческие работы учащихся - поиск стихов, пословиц, загадок по темам (рисунки) и их сочинение, устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате,возникает исследовательское поведение уже в обыденной жизни: интерес к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.
Во 2 полугодии расширяем рамки работы и включаем сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
2 этап: 2 класс (слайд 13)
Учимся собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, могут оформлять некоторые записи самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя.
3 этап: 3 – 4 классы (слайд 14)
В 3 классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
В 4 классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.