Задания творческого характера по музыке




Создание голосом или на инструменте движение звука: вверх, вниз, кружение, прыжки.

Выражение своих мыслей и чувств звуками.

Передать с помощью звука заданное учителем психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают.

Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы.

Графическое, цветовое моделирование музыки.

Мимически, пластически создать образ героя данного музыкального произведения.

Например, слушая пьесы П. И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга»; С. С. Прокофьева «Прогулка» и т. д. (поле деятельности очень обширное).

Создание литературного «перевода» с языка музыки на язык слов.

Пример: в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.

Создание звуковых картин: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».

Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. (Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку).

«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.

«Дятел стучит» - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла:

«День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук-тук-тук-тук-тук».

Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.

Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»: слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).

Пример 3: картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т. д. После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И. Стравинского «Петрушка».

Снять свой рисованный фильм, который состоит всего из 3-4 кадров, но последовательно раскрывает настроение музыки.

Пластическая импровизация.

Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке «Петя и волк» С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

Вокальная импровизация.

В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.

Иллюстрации к музыкальным произведениям.

Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т. к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

Сочинение-миниатюра.

Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка.

«Перевод на язык другого вида искусства».

После прослушивания и анализа музыкального произведения его нужно «перевести» на язык красок или движения. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

Мозговой штурм.

Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова.

Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс «Венецианская ночь»);

в) сюита, Бах, танец (И. С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

Синквейн. Пишем синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль.

Первая строка – тема произведения, выраженная одним словом, обычно существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное обобщение, повторяющее суть музыкального образа.

Например:

П.И.Чайковский «Детский альбом»

1) Кукла.

Грустная, печальная.

Болеет, плачет, не выздоравливает.

Девочка волнуется за свою куклу.

Жалко.

2) Солдатики.

Оловянные, серьёзные.

Идут, чеканят, стараются.

Солдатики гордо маршируют по площади.

Красиво!

Ассоциативный ряд.

После прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение.

Прочтите высказывание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Ключом к разгадке является схема, размещенная в центре задания.

 

Ответ:

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».

При помощи схемы попытайтесь прочесть любимую поговорку былинного персонажа Садко.

 

Г

У

п

к

в

С

О

Л

Я

д

г

Б

с

в

м

с

л

р

У

М

Р

п

О

Б

А

к

А

р

II

к

р

и

м

р

А

Р

У

К

А

А

ы

Ц

с

ы

п

О

л

ы

с

Л

П

Е

К

А

т

ч

С

III

п

п

и

III

О

III

И

м

О

Ж

Г

II

р

о

п

ц

У

к

У

II

А

А

р

И

р

III

л

Е

Ц

О

III

р

л

п

О

р

А

ч

II

А

Ч

т

У

м

к

м

ьт

г

Е

ш

А

С

А

Е

С

н

я

Д

ц

А

Е

р

в

п

Е

В

И

А

III

ь

ы

в

н

Е

М

Б

я

п

У

п

Б

И

Ш

Г

Е

ж

О

Ц

У

О

Я

 

Ответ:

«Гусли – мысли мои, песня — думка моя».

Дорисуй музыкальные инструменты по точкам.

Прочти внимательно эти странные «зашифрованные» слова. Каждое слово состоит из двух частей, представляющих начальные слоги двух фамилий известных тебе композиторов. Найди эти составные части и допиши до конца фамилии, зашифрованные в каждом слове.

БИЗЕРЕБ___________________________________________

ЛЯДОРФ___________________________________________

ШУМАЙК__________________________________________

СВИРИМУС________________________________________

ГАВРОЧАЙК_______________________________________

Вспомни и напиши фамилию композитора, которая не вошла в «шифровку».

 

Передать изменяющийся несколько раз на протяжении звучания произведения («Полька – шарманка» Д. Шостаковича) темпоритм музыки любыми движениями на свой выбор (упражнение «ускоряем – замедляем»).

Дополнительные вспомогательные вопросы:

Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в прозрачные, светлые тона, и низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок?

Далее можно сочинить рассказ к музыке, используя названные слова, «окрашивающие» музыку. В основе должен лежать осенний образ.

 

«Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского – закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.

 

Упражнение «Уточки»

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)

кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)

га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)

ко-ко-ко (звуки инструмента)

Песня – распевка

«Два кота», «Уж как шла лиса по травке», «Кошкин дом» (прохлопать ритм песни, придумать инсценированные движения на слова-действия)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: