1) Предмет «Управленческая психология». Основные методы и принципы управленческой психологии.
2) Группа и ее структурная организация. Параметры социально-психологического анализа группы. Классификация групп: большие и малые.
3) Структура малой группы. Социометрическая структура группы.
4) Структура малой группы. Коммуникативная структура группы.
5) Структура малой группы. Структура власти.
6) Характеристика групповых процессов. Проблема принятия групповых норм для нового члена группы.
7) Характеристика групповых процессов. Явление конформизма, величина конформности человека. Референтная группа и группа членства.
8) Характеристика групповых процессов. Особенности развития межличностных внутригрупповых отношений, механизмы сплочения и этапы группового развития.
9) Проблемы социально-психологической адаптации. Адаптация и ее виды.
10) Проблемы социально-психологической адаптации. Факторы, отрицательно и положительно влияющие на процесс адаптации.
11) Проблемы социально-психологической адаптации. Методы адаптации и стимулирования молодых специалистов.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1) Понятие и принципы хозяйственного права. Хозяйственная (предпринимательская) деятельность.
2) Субъекты хозяйственного права. Способы создания. Регистрация. Классификация субъектов хозяйственного права.
3) Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права. Порядок ликвидации. Банкротство.
4) Хозяйственные товарищества. Виды. Учредительные документы. Порядок управления. Режим уставного капитала.
5) Акционерные общества. Виды. Учредительные документы. Порядок управления. Режим уставного капитала.
|
6) Понятие обязательств. Договор как основание для возникновения обязательств. Содержание договоров. Классификация договоров. Надлежащее исполнение обязательств.
7) Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств.
8) Расчетные отношения. Способы осуществления безналичных расчетов.
9) Договор как основание для возникновения трудовых отношений. Субъекты. Условия трудового договора.
10) Право собственности. Правомочия собственника. Защита собственности. Виды собственности.
11) Договор бытового подряда. Общие положения. Права, обязанности и ответственность сторон.
Фонд практических заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене
Менеджмент
1) Характеризовать влияние факторов внешней среды на деятельность организации.
2) Составлять заданную структуру. Определять преимущества и недостатки каждого типа структур.
3) Определять главную цель деятельности фирмы (миссию). Составлять тактический план.
4) Составлять схему организации контроля.
5) Осуществлять выбор оптимального метода управления.
6) Анализировать различные варианты управленческих решений. Принимать эффективные решения.
7) Решать заданную конфликтную ситуацию. Определять пути предупреждения стрессовых ситуаций.
8) Анализировать свои действия во взаимоотношениях с подчиненными.
9) Планировать и организовывать личную работу. Владеть приемами релаксации и катарсиса.
10) Определять стиль управления.
11) Построить схемы трансакций и использовать их в межличностных отношениях.
12) Составить план беседы, совещания, переговоров.
|
13) Использовать приемы аттракции в управлении подчиненными.
Финансовый менеджмент
1) Сопоставлять варианты вложения капитала по принятым критериям отбора.
2) Производить выбор варианта вложения капитала.
3) Рассчитывать размер уставного капитала.
4) Определять сумму добавочного капитала.
5) Рассчитывать покупательную способность денег при различных уровнях инфляции.
6) Рассчитать текущую стоимость размера вложения капитала, коэффициент капитализации.
7) Рассчитать плату за пользование кредитами.
8) Рассчитывать показатели финансового состояния.
9) Определять уровень доходности и тип финансовой устойчивости.
10) Провести классификацию рисков вложения капитала.
11) Рассчитать вероятность наступления риска, математическое ожидание от вложения капитала.
12) Рассчитать коэффициент риска.
13) Составлять порядок расчетов и заполнять документальные формы расчетно-платежных документов.
Управление персоналом
1) В таблице представлены сведения о трех кандидатах на вакансию слесаря-сборщика. Познакомьтесь с этой информацией.
Выберите одного из них, кто более подходит, с Вашей точки зрения, обоснуйте.
Кандидат А | Кандидат Б | Кандидат В | |
Возраст | |||
Стаж работы | |||
Интенсивные смены мест работы в предыдущие годы | |||
Образование | Средне- специальное | Высшее | Среднее |
Специальность | Слесарь-сантехник | Инженер-механик | - |
Служба в ВС | Да | Нет | Да |
Семейное положение | Женат, двое детей | Холост | Разведен, есть ребенок |
Место рождение | г. Москва | Московская область | г. Нарьян-Мар |
2) В резюме кандидатов зачастую содержится информация, которая совершенно не требуется работодателю при отборе на определенную вакансию.
|
Например, в представленной таблице есть явно лишние сведения, при приеме на вакантную должность менеджера по персоналу.
Возраст |
Стаж работы |
Интенсивность смены мест работы в предыдущие годы |
Образование |
Специальность |
Служба в ВС |
Семейное положение |
Место рождения |
Дата рождения |
Адрес проживания |
Указать излишнюю информацию.
3) Предприниматель Иванов собирается открыть сеть пиццерий. Первых посетителей надеются встретить в апреле. Проходная способность устанавливается из расчета не менее 100 посетителей одновременно, что предположительно потребует для каждой пиццерии 5 поваров, 5 помощников поваров, 15 официантов, 3 грузчика. В январе в штате компании работало 3 человека – директор, заместитель по коммерции, секретарь. Определите ориентировочную потребность в персонале на февраль и апрель.
Вариант А.
В феврале ограничиться силами принятых на работу сотрудников, а в апреле укомплектовать штат, исходя из расчетной потребности в количестве работников.
Вариант Б.
В феврале принять на работу 3 повара, половину штата официантов, а в апреле – увеличить штат сотрудников до плановых величин.
Вариант В.
В феврале принять на работу всех поваров и официантов, чтобы в оставшееся до открытия пиццерии время, провести их обучение. В апреле укомплектовать штат помощников поваров и грузчиков.
Обосновать выбор варианта.
4) Предположим, Вы - специалист служб управления персонала и занимаетесь организацией обучения. К Вам обратился сотрудник компании с информацией о планируемом уходе в связи с неудовлетворенностью своей работой. С какими бы словами Вы обратились к этому человеку, если задались целью удержать его от скоропалительного решения? Внимательно прочитайте предложенные варианты и выберите тот, который наиболее точно отвечает поставленным задачам.
Вариант 1.
Конечно, работа должна быть по душе. А что именно не нравится сейчас? Чем бы хотелось заниматься? Даже если нет открытой вакансии, попробую переговорить с руководителем отдела о Вас. Попробую подыскать в компании подходящую должность.
Вариант 2.
Конечно, хорошо, когда работа по душе. Но не всегда удается заниматься тем, что нравится. Сейчас нет других вакансий. А если подумать о повышении квалификации, чтобы претендовать на более высокую должность?
Вариант 3.
Нравится - не нравится... Это же работа! Как она может Вас не устраивать, если Вы поступали именно на эту должность?! Побольше требований к себе надо предъявлять, а не заниматься поиском новой работы. А если и она не устроит?
5) В концерне с целью повышения квалификации финансовых специалистов была разработана программа обучения. Директор службы персонала остался очень доволен, и пригласил сотрудников финансовой службы пройти повышение квалификации. К своему удивлению, его предложение было просаботировано, а когда он обратился к финансовому директору, получил следующие разъяснения: «Сотрудники еще не созрели для этой программы». Что делать, чтобы подобные ситуации не повторялись?
Вариант 1.
Чтобы избежать подобных прецедентов в будущем, необходимо выявить потребность в обучении группы специалистов: необходимо узнать, какие вопросы их интересуют и в каком объеме. На этапах разработки программы желательно согласовывать содержание модулей, а на финальном этапе обязательно предварительно ознакомить с ней будущих слушателей.
Вариант 2.
Судя по всему, решение о проведении обучения было принято руководством компании. В этом случае неясно, почему финансовый директор отказывается его выполнять. Чтобы ситуация не дошла до абсурда, следует обязать сотрудников финансовой службы пройти подготовку.
Вариант 3.
Видимо, действия директора службы персонала не слишком профессиональны. Вместо того, чтобы представить в подразделении новую, специально разработанную программу и ее авторов, он положился на административный ресурс. Поэтому действия сотрудников финансовой службы вполне оправданы и понятны.
6) Крупный производственный холдинг. Руководитель службы персонала начал формировать кадровый резерв на замещение своей должности в связи с планируемым выходом на пенсию.
Познакомьтесь с личными данными трех претендентов. Кого среди них Вы, в первую очередь, видите на месте будущего руководителя?
Кандидат 1 | Кандидат 2 | Кандидат 3 | |
Возраст | |||
Пол | женский | мужской | мужской |
Образование | Высшее педагогическое | Высшее, кадровый военный | Высшее психологическое |
Дополнительно | Курсы менеджеров по персоналу | Второе высшее в области менеджера | Краткосрочный курс предпринимательства |
Опыт работы | По специальности и | По специальности и | Руководитель собственного |
Продолжение | |||
свыше трех лет в службе персонала этой компании; из них один год – специалистом по организации обучения | последние два года – заместитель руководителя службы персонала | кадрового агентства, бизнес-тренер в различных службах персонала, в данной компании – три года |
Обосновать выбор.
7) К концу календарного года в подразделении численный состав уменьшился со 110 человек до 87.
Из них:
- 5 человек ушли в армию;
- 6 человек ушли на пенсию;
- 5 человек уволились по собственному желанию
- 4 человека были уволены по инициативе администрации за прогулы и др. нарушения.
Определить показатель текучести и сделать вывод о стабильности работы предприятия.
8) На начало года среднесписочный состав подразделения предприятия составлял 560 человек. В течение года произошли следующие изменения: 44 человека уволились по собственному желанию; 30 человек из–за низкой оплаты труда; 10 человек не устраивали условия труда; 4 человека уволились в связи со сменой места жительства; 20 человек были уволены за различные нарушения трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка; 16 человек уволены по результатам очередной аттестации; 10 человек были призваны в ряды российской армии; 15 женщин ушли в декретный отпуск; 10 человек были переведены в другие подразделения.
Подсчитать показатель текучести, сделать вывод и предложить необходимые мероприятия для снижения текучести кадров, если это необходимо.
Экономика организации
1) Определите годовую сумму амортизации и норму амортизации, и сделайте экономический вывод, если срок службы оборудования (Тсл) – 10 лет, стоимость приобретения – 110 тыс. руб., стоимость доставки – 2,5 тыс. руб., стоимость монтажа – 0,5 тыс. руб.
2) На предприятии на начало года ОПФ составляли 8825 тыс. руб. В течение года осуществлялся ввод и вывод ОПФ соответственно: 1 марта – 75 тыс. и 3 тыс. руб., 1 мая – 50 тыс. и 4 тыс. руб., 1 сентября – 39 тыс. и 7 тыс. руб., 1 декабря – 18 тыс. и 15 тыс. руб. Объем товарной продукции за год составил 4384 тыс. руб.
Определите фондоотдачу и фондоемкость, и сделайте экономический вывод.
3) В цехе завода 190 станков. Режим работы в цехе двухсменный. Продолжительность смены 8 ч. Годовой объем выпуска продукции 180 000 изделий, производственная мощность цеха 210 000 изделий. В первую смену работают все станки, во вторую – 50% станочного парка, рабочих дней в году – 260, время фактической работы одного станка за год – 4000 ч.
Определите коэффициенты сменности, интенсивности и экстенсивности использования оборудования (Ксм, Кинт, Кэкст), сделайте экономический вывод.
4) Определите коэффициент сменности рабочих (Ксм. раб) на основе данных таблицы:
Цех | Всего рабочих, работавших в последний день отчетного периода | В том числе по сменам | ||
Первая | Вторая | Третья | ||
А | ||||
Б | ||||
В | - |
5) Рассчитайте степень загрузки используемого оборудования и коэффициент сменного режима времени работы оборудования, сделайте экономический вывод, если имеется в наличии 350 ед. оборудования, из которых в первую смену работало 320, во вторую – 300. Продолжительность смены 8 ч.
6) Рабочий – повременщик отработал 170 ч. и в течение месяца сэкономил материалов на 260 руб. На предприятии действует положение о премировании на экономию материалов в размере 40% от суммы экономии. Тарифная часовая ставка 5 руб. 40 коп.
Вычислите зарплату рабочего.
7) Определите расценку на изделие на основе следующих данных:
а) часовая тарифная ставка рабочего V разряда – 55 руб.; норма времени на обработку одного изделия – 2,6 нормо-часа;
б) для сборки агрегата необходимо затратить 2 нормо-часа труда рабочего V разряда и 6 нормо-часов – рабочего III разряда и 4 нормо-часа – рабочего I разряда; тарифная ставка рабочего I разряда – 35,8 руб., III разряда – 41,3 и V разряда – 55 руб.