Задание 1 по МЕНЕДЖМЕНТУ в СКС.
Тема: «Власть руководителя как инструмент управления коллективом».
Задание:
1. прочитать предложенный лекционный материал.
2. заполнить таблицу «Типы власти и их характеристика».
Типы власти | Характеристика |
Выполнение задание прислать личным сообщением в сети «ВКонтакте». Срок сдачи задания – 21 апреля (вторник) 2020 г.
Файл подписывайте пожалуйста, например «Задание 1 по Менеджменту в СКС Лаврова Л.Д.» УСПЕХОВ!!!!
Власть, авторитет современного менеджера в социально- культурной сфере
Власть и личное влияние менеджера в социально-культурной сфере. Основные формы власти и воздействия руководителей на подчиненных. Способы управленческого воздействия. Авторитет менеджера и его значение для успешного управления в современных условиях.
Руководство состоит в использовании власти.
Власть - это способность заставить других выполнять вашу волю.
Объединение власти в организации осуществляется с помощью иерархической структуры командования и подчинения, в которой каждой должности даны полномочия: руководитель второго уровня имеет в подчинении группу руководителей первого уровня и в свою очередь подчиняется руководителю третьего уровня, которому подчиняются все руководители.
Выделяют различные источники власти, в частности:
-контроль за распределением ресурсов;
-служебное положение;
-сила личности;
-доступ к информации.
Способы реализации власти менеджера возможно через: принуждение; авторитет; материальное стимулирование; вовлечение в процесс принятия решений; компетентность; творчество.
Вопросы политической деятельности редко обсуждаются в рамках организации в открытую, но нередко они занимают существенную часть времени высшего руководства.
|
Ученые-политологи Френч и Рейвен разработали удобную классификацию основ власти:
Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказать, таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может создать какие-то другие неприятности.
Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или помочь в каком-либо деле.
Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или ее долг – подчиняться им. Он или она выполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть часто называют ”традиционной властью”. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.
Вывод: Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть является условием успешной деятельности организации. ”Власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка”. /Роберт Бирстед/
|
Организационная структура управления – упорядоченная совокупность устойчивых взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Элементы структуры управления – работники (руководители, специалисты, служащие, а также подразделения, в которых занято определенное число работников, выполняющих свои функциональные обязанности).
Уровень управления – совокупность структурных единиц (элементов), находящихся на одной ступени организационной иерархии.
Выделение этих структурных единиц производится в соответствии с общими и конкретными формами управления.
Между структурными единицами существуют связи горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования – это связи координации и кооперации.
Вертикальные связи организовывают отношения подчинения. В рамках вертикальных выделяют линейные и функциональные отношения.
Линейные отношения характеризуются подчинением по всем функциям управления.
Функциональные – подчинение по определенной функции управления.
В структуре любого учреждения можно выделить два вида разделения труда менеджеров – горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальное связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплению за ними одной или нескольких предметных функций. Такое разделение обуславливает создание специальных структурных подразделений стратегического управления (методические отдела, плановые отделы, творческие лаборатории и т.д.).
|
Вертикальное зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, выражается в организационной структуре учреждения.
В организации выделяются 3 иерархических уровня менеджмента:
1. Высший – руководитель, его первые заместители по функциональным обязанностям.
2. Средний – руководители структурных подразделение.
3. Низший – руководители творческих групп, лабораторий, кружков.
Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции определения целей стратегического планирования и системной организации инноваций.
Современный руководитель-менеджер принципиально отличается от хозяйственного руководителя. Чтобы эффективно руководить коллективом необходимо определиться руководителю какого типа он будет придерживаться.
Хозяйственный руководитель | Современный менеджер |
Ждет решений «сверху», скован, безынициативен, боится риска, пытается все взять под свой контроль или запретить. | Активен, самостоятелен, предприимчив, предоставляет подчиненным максимальную свободу действий, идет на оправданный риск. |
Выступает преимущественно в роли диспетчера, снабженца, инженера, ориентирован на «технические» аспекты работы, тактические решения и действия | Разрабатывает прежде всего стратегию решения экономических и правовых проблем, воспитывает подчиненных, разрешает конфликты, ведет переговоры. |
Благоговеет перед авторитетами, верит в могущество высшего руководства. | Рационален, критичен, надеется в первую очередь на собственные силы. |
Исповедует двойной стандарт мышления и поведения, формально реализуя задания сверху, а фактически работая на себя | Лишен раздвоенности в сознании и поступках, стремясь в первую очередь к достижению общих целей |
Единолично принимает все решения, нетерпим к чужим мнениям | Создает команду единомышленников, нацеленных на выработку коллективного решения в процессе диалога и дискуссий |
Имеет ограниченный кругозор и эрудицию, слабо ориентируется в окружающей действительности, не стремится к новым знаниям | Динамичен, открыт для новых идей, знаний и информации, имеет широкий кругозор и широкий взгляд на жизнь |
Не компетентен в вопросах управленческой психологии, человеческих отношений, не ориентирован на личность подчиненного | Умеет работать с людьми, признает их как личности, хороший педагог |
Каждый менеджер должен стараться быть лидером и обладать характерными чертами:
1. Инноватор, вдохновляет, работает по своим целям
2. Его видение – основа действий
3. Полагается на людей, использует эмоции, жесты
4. Доверяет, дает импульс движению
5. Энтузиаст, превращает решения в реальность
6. Делает правильное дело
7. Обожаем
В рамках эффективного лидерства используются:
Экспертная власть, помогающая лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области.
Власть примера, являющаяся во многих случаях причиной признания лидера последователями.
Лидер имеет власть:
ü Информации
ü Принятия решения
ü Вознаграждения и принуждения
ü Над ресурсами
Человеческий фактор в организации становится все больше интеллектуальным дополнением в технологии и современной организации различной деятельности.