Метод и система Г. Гегеля.




 

Философия Гегеля (1770-1831). Им был разработан диалектический метод познания. Главный философский труд «Науки логики», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа». Ничто истинно не существует, кроме целого. Единственная истина – целое. Идея абсолютна. Мысль, мыслящая самою собою. Абсолют есть чистое бытия. Когда о чем-то говорят, что оно есть, и его нет, то это означает, что он формируется, проходит становление. Абсолют есть становление. Но становление оказывается становлением, когда есть результат. Гегель утверждает, что пдютюдл на основе самопротиворечивости пред из любого пред абсолюта вывести конечную абсолютную идею, можно из плитки вывести Вселенную. Тезис, атитезис, синтез. Синтезом является тезис, только в другой атномении. Логика Гегеля кроме субъективной диалектики рассуждений содержит объективную диалектику мира. Развивается мир по диалектической философии 3 основных законов:

1)Закон отрицания. Этот закон развивает направленность процесса развития.

2)Закон перехода количества в качество

3)Закон единства и борьбы противоположностей, которые определяет источник процесса развития

С логикой Гегеля связано несколько известных афоризмов. Все действительное разумно, все разумное действительно. Противоречия – есть критерии истины, а отсутствие противоречий – есть критерии заблуждения.

Все действительное разумно, Все разумное действительно.

Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждений.

Истина – это соответствие предмета своему понятию.

Тезис→антитезис→синтез

22.

23.

24. 22.Антропологический материализм Л.Фейербаха.

 

Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение.
Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
большой интерес к социально-политическим вопросам;
убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
2. Критика Фейербахом гегелевской философии.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
отвергает идею тождества бытия и мышления;
не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
не признает единства философии и религии;
отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
3. Антропология Фейербаха.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
единственно существующими реальностями являются природа и человек;
человек является частью природы;
человек есть единство материального и духовного;
человек должен стать главным интересом философии;
идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: