Проблемы социальной философии в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.




ГОББС(Hobbes) Томас (1588—1679) — английский государственный деятель и философ.Г. стремился создать целостную философскую мирообъясняющую систему, выстроенную вокруг трех основных понятий: Человек; Тело; Гражданин.Философия по Г. — "познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможные производящие основания — из известных нам действий". При этом, согласно Г., под рассуждением подразумевается "исчисление". Следовательно, рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать".Философия у Г. включает философию природы и философию государства (состоящую из двух разделов: "этика" и "политика")учение о государстве и праве.пытается разложить такое сложное понятие как государство на его основные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. В результате он приходит к необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское.Е:все отношения в человеческом обществе кроме тех, что внесло государство,действуют, руководствуясь только природным законом самосохранения;каждый вправе взять, захватить всё,право º сила,"война всех против всех",поскольку это противоречит закону самосохранения, каждый должен отказаться от права на всё и перенести часть своих прав на других. Г:Люди объединяются в государство при помощи "общественного договора" и подчиняются власти, чтобы получить защиту и возможность гуманной жизни без гражданских войн,государство единой воли,наиболее совершенная форма-абсолютная монархия,неограниченная власть государства- не только поведение людей, но и религиозные, нравственные, научные воззрения, церковь подчиняется государству, право на неподчинение и свержение власти в случае нарушения государством прав человека.Благо народа — высший закон государства, сторонником сильной, разумной и законной власти которого и был Г.Общественный закон суть совесть гражданина.Страх перед невидимыми силами, признаваемыми государством, — религия.Аналогичное чувство перед невидимыми силами, игнорируемыми государством, — предрассудки. Философский либерализм. Д.Локк (1632-1704). Положил идею собственности. Собственность – то, что человек извлек из природы, также соединил и соединяется своим трудом. Государство и гражданское общество основывается на собственности. Основой общественного договора является учреждающее государство. Государство – социальный институт, для охраны собственности и разрешений, связанных с собственностью, противоречиями и недоразумениями. Граждане лишь те, ибо имеет собственность, но и в государстве собственность не вполне оберегаема. Например, от произвола тирании, абсолютной монархии. Для того чтобы не зависеть от воли властей, люди создают законы и законодательства. Важнейший принцип либерализма – принцип законности, который гласит: «Ни для одного человека, находящегося в обществе не может быть исключений из законов этого общества.» Чтобы не допускались волюнтаризм, свободное толкование законов, либерализм предлагает систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, с передачей каждой из них особому кругу лиц. Философский либерализм предлагает критерии разрешения спорных социальных вопросов, и такой волей является не божественная воля, а воля большинства. Теория либерализма сформулировало систему демократических свобод. Для роста просвещения необходима свобода печати, для беспрепятственной конкуренции – свобода совести и веротерпимость. Для контроля над политиками необходима свобода слова и свобода количества.Романтический демократизм. Жан Жак Руссо (1712-1778). Основные идеи изложены в «Общественном договоре». Главные идеи – прямое и безусловное народоправство. Человек по натуре своей добр, и только общество со всеми его атрибутами делает человека дурным. Прямое участие каждого гражданина, а не представительное правление как либерализм. Существует 1 способ достижения равенства – способ, при котором каждый гражданин отдает все свои права в пользу общины в целом. Руссо отстаивает идею отчуждения прав. Путь к миру лежит в отказе от всех воль, кроме всеобщей воли. Всеобщая воля – равнодействие мнений сознательного народа. Осуществление всеобщей воли невозможно, но к нему надо стремиться.

 

 

Философия И.Канта

Кант говорил о том, что вопрос о человеке, т. е. антропологический вопрос, -главный для философии. Не случайно, подводя некоторые итоги развития своего философствования, Кант все главные, занимавшие философские вопросы (что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться?), по сути дела, свёл к единому вопросу о человеке. Что есть человек и к чему он предназначен - таков проблемный стержень всей кантовской философии. Кант встает на путь исследования мира согласно принципам диалектики. В философском развитии Канта различают 2 периода:1 «докритический» до 1770 г. Эмпирик. Разработка космогонической картины мира (происхождение солнечной системы из первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа). «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755, в нем Кант практически исключает идею сотворения. Взаимосвязь приливов и вращения Земли, разработал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас..2 «критический». 1770 г. – защита диссертации. Предпосылкой анализа познания является механика Ньютона как образец естественнонаучного познания. Критика (анализ) познавательных способностей человека. Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания. «Критика чистого разума» 1781 – критика всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. «Критика разума, рассуждающего априорно». Чистый, по Канту, значит теоретический разум. В этой работе Кант ставит вопрос: возможен ли вообще чистый разум, т.е. разум, свободный от всякого опыта. «Критика практического разума» 1788. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. «Критика способности суждения» 1790. Кант хочет прийти к определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем самым к определению границ познания (т.е. к возможному исключению метафизики из области познания). Критика «силы разума». В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым. Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. Кант различает: вещь в себе - сущность(непознаваемо), вещь для нас - явление(можно познать). В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта).Процесс познания: от чувств- рассудок- разум- антиномия(знания,которые можно доказать и опровергнуть)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: