III. Закрепление изученного.




Дата. 13.04.2020 г.

Тема занятия. ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (закрепление изученного)

Цель: закрепить полученные знания и пунктуационный навык.

I. Проверка усвоения знаний, полученных на предыдущем занятии.

1. Задание (выполнить в тетради). Объяснить постановку знаков препи­нания, назвать уточняемые и уточняющие члены.

I. А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой? (А. М. Горький).

2. Снизу, с поверхности моря, берега совсем не было видно (В. Катаев).

3. Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид (В. Арсеньев). 4. Вокруг летали альбатросы, то есть крупные морские чайки. 5. Направо от нас, у самого озера, шумел высокий бор (М. Приш­вин). 6. Впереди, у самой дороги, горел костер (А. М. Горький). 7. Вот она, кромка леса. 8. В глубоком ущелье, меж каменных плит, серебряный ключ одиноко звучит (И. Никитин). 9. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями (П. Павленко).

II. Новый материал.

1. Некоторые ученые считают, что к обособленным уточняющим членам предложения следует относить и так называемые при­соединительные члены, то есть дополнительные замечания, пояснения, включаемые в состав предложения. Кроме известных уже вам слов, напри­мер, особенно, даже, для связи с основной частью предложения в таких пояснениях используются слова главным образом, в частности, в том чис­ле, да и вообще, и притом и другие. Запишем предложения, обозначим уточняемые и уточня ющи е члены.

ящики.

В некоторых высказываниях возможны обособления, последова­тельно уточняющие друг друга. Обычно они имеют обстоятельственное значение.

Запишем предложение, обозначим уточняющие члены.

2. Понимание сведений проверяем на следующем материале (работа в тетради).

Найти уточняющий и уточняемый члены предложения. Какие это члены предложений?

1. Он сделал мне честь - посетил меня (А. С. Пушкин). 2. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы (А. С. Пушкин). 3. Он все­ми сипами души желал всегда одного - быть вполне хорошим (А. Толстой). 4. Ежели позволите, я свой стакан принесу, особливый (Л. Толстой). 5. У нее было такое чувство, как будто она жила в этих кра­ях давно-давно, лет сто (А. Чехов), б. До шести часов вечера, то есть три часа подряд, Севастополь в азарте борьбы не отставал от против­ника по силе огня (Сергеев-Ценский). 7. Почва Сучанской долины, за ис­ключением только болот при устье реки, чрезвычайно плодородна. (Пржевальский).

(1 - сказуемое, 2 - подлежащее, 3 - дополнение, 4 - определение, 5 -обстоятельство, 6 - обстоятельство, 7 - уточняемый почва — подлежащее, уточняющий за исключением болот - дополнение.

3. Письменно ответить на вопросы:

1) При помощи каких специальных союзов могут присоединяться
уточняющие члены к уточняемым?

2) Какие слова часто употребляются при уточняющих членах? При­
ведите примеры.

3) С какими предлогами употребляются в предложениях уточняющие дополнения? 4) Всегда ли уточняющие дополнения относятся к уточняемым до­полнениям? Возможно ли с помощью дополнения уточнить другой член предложения? Докажите.

III. Закрепление изученного.

 

Практическое задание. Прочитать текст. Списать. Объяснить знаки препинания в соответствии с правилами их постановки при обособлении.

 

А над аилом на бугре стоят два больших тополя...

Позже, много лет спустя, я понял тайну двух тополей. Они стоят на возвы­шенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение.

Но открытие этой простой истины вовсе не разочаровало меня, не лишило того детского восприятия, которое я сохраняю по сей день. И по сей день эти два тополя кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось мое дет­ство, как осколок зелёного волшебного стёклышка.

В последний день учёбы, перед началом летних каникул, мы, мальчишки, мчались сюда разорять птичьи гнезда. Всякий раз, когда мы с гиканьем и свистом взбегали на бугор, тополя-великаны, покачиваясь из стороны в сторону, приветст­вовали нас своей прохладной тенью и ласковым шелестом листьев. А мы, босоногие сорванцы, подсаживая друг друга, карабкались вверх по сучьям и веткам, поднимая переполох в птичьем царстве.

По Ч. Айтматову

IV. Задание на дом:

упр. 249 (Д.Э.Розенталь «Пособие по русскому языку»).Задание: перепишите, ставя, где нужно, знаки препинания.

  1. Он встряхнул кудрями и самоуверенно почти с вызовом глянул вверх.
  2. Вокруг по левому берегу в полуверсте от воды на расстоянии семи-восьми вёрст одна от другой расположены станицы.
  3. Длинная в несколько вёрст тень ложилась от гор на степи.
  4. Летом вечерними зорями на вершину кургана слетает из подоблачья степной беркут
  5. Бросились за доктором то есть домашним лекарем Харитоном.
  6. В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других.
  7. В то время именно год назад я ещё сотрудничал по журналам.
  8. Незаметным образом я привязался к доброму семейству даже к кривому гарнизонному поручику.
  9. Все слушали молча рассказ Анны Саввичны особенно девушки.
  10. Бабушка вообще очень любила грибы грузди в особенности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: