Рекомендации по использованию типовых схем при конструировании подшипниковых узлов




Схемы I и II. Эти схемы представляют собой статически определимые системы и могут быть представлены в виде балки с одной шарнирно-подвижной и одной шарнирно-неподвижной опорами. В качестве плавающей целесообразно выбрать менее нагруженную опору. Но если опоры нагружены кроме радиальной еще и осевой силой, то для выравнивания нагрузки на опо­ры в качестве плавающей берут нагруженную большей радиальной силой.

Если выходной конец вала соединяется с другим валом муфтой, то в ка­честве фиксирующей принимают опору вблизи этого конца вала.

Основные достоинства этих схем:

1. Опоры могут быть установлены на любом расстоянии, т.к. даже зна­
чительные температурные деформации будут компенсироваться осевыми
перемещениями плавающей опоры.

2. Не требуется точного расположения посадочных мест по длине, что
бывает особенно важно при расположении опор в отдельных корпусах.

3. Высокая осевая жесткость фиксирующей опоры (особенно в схеме П в случае применения подшипников с большими углами конусов или двухряд­ных упорных подшипников). Недостаток этой схемы – сложная конструкция крепления подшипни­ков на валах и в корпусах.

Схему I следует применять при отсутствии внешней осевой нагрузки (допустимо при незначительной осевой нагрузке) и сравнительно длинных валах (l > 350 мм). Такую схему используют в коробках передач, редукторах и других передачах, а также для приводных валов конвейеров (рис.3).

В схеме I в фиксирующей опоре обязательно устанавливается подшип­ник, воспринимающий двустороннюю осевую нагрузку. Таким подшипником может быть: однорядный радиальный шариковый, радиальный роликовый типов 62000, 92000, сферический шариковый или роликовый. Наружные и внутренние кольца этого подшипника закрепляются соответственно в корпу­се и на валу (см. рис. 3). Радиальные роликовые подшипники можно приме­нять в фиксирующей опоре только для восприятия осевых нагрузок случай­ного характера. При небольших внешних осевых нагрузках следует приме­нять однорядный радиальный шариковый или сферические подшипники. В плавающей опоре может устанавливаться такой же подшипник, что и в пер­вой опоре, тогда на валу крепится только внутреннее кольцо (см. рис. 3). Мо­жет быть установлен и роликоподшипник типов 2000, 32000 (без буртов на наружном и внутреннем кольцах соответственно). В этом случае крепятся как внутренние, так и наружные кольца подшипника (см. рис. 2).

 

Рис. 3. Фиксирование в одной опоре

 

Схему II следует применять при значительных осевых нагрузках и длин­ных валах. Эта схема позволяет получать точную и жесткую осевую фикса­цию вала (при соответствующей регулировке подшипников фиксирующей опоры). Схему применяют в червячных, конических и цилиндрических зубча­тых передачах (рис. 4).

В схеме II в фиксирующей опоре устанавливают два однорядных или один сдвоенный подшипник. Чаще всего применяют радиально-упорные подшипники, устанавливая их одноименными торцами в разные стороны (см. рис. 4). Осевые зазоры в этих подшипниках посредством регулировки сводят до минимума или иногда создают предварительный натяг подшипника.

 

Рис. 4. Фиксирующая опора с двумя однорядными подшипниками

При действии на валы больших осевых нагрузок в случае невозможности подобрать по грузоподъемности радиально-упорные подшипники фикси­рующую опору выполняют из комбинации упорных (одинарных или двой­ных) и радиального подшипника.

Схемы I и II применяют иногда и для фиксирования коротких валов, ес­ли этого требуют конструктивные соображения или условия сборки.

 

Схемы III и IV. В этих схемах каждая из опор ограничивает перемеще­ние вала в одном направлении.

В схеме III подшипники устанавливаются "враспор". Эта схема благо­даря простоте конструкции и дешевизне подучила самое широкое распро­странение в различных видах зубчатых передач, особенно при малых рас­стояниях между опорами. При больших расстояниях между опорами следует учитывать опасность нарушения нормальной работы узла в результате не­одинакового удлинения вала и корпуса при нагреве. Исходя из этих сообра­жений, расстояние между опорами l ограничивают: в цилиндрических пере­дачах l < 300 мм, в червячных l < 200.. 250 мм.

Если в опорах применены радиальные подшипники, то для компенсации температурных деформаций между крышкой и наружным кольцом подшип­ника (рис. 5 должен быть оставлен зазор С, который рекомендуется принимать: ,

где – разница тепловых удлинений вала и корпуса;

.

Здесь ав, и ак – коэффициенты линейного расширения материалов вала и корпуса; tpк и tpe – рабочая температура вала и корпуса; tce и tск – темпера­тура вала и корпуса при сборке механизма; L – расстояние между опорами.

Это обстоятельство требует более точного изготовления вала и корпуса по размеру, определяющему расстояние между торцами подшипника, и дос­таточно точного выдерживания при сборке зазора С. В практике зазор С при­нимают: в узлах с радиальными шарикоподшипниками 0,2...0,3 мм; в узлах с радиальными роликоподшипниками 0,5...1,0 мм.

Зазор устанавливается при помощи набора стальных регулировочных прокладок или подшлифовки при монтаже компенсаторных колец (см. рис. 5).

Если в опорах применены радиально-упорные подшипники (см. рис. 6), то для нормальной работы они должны быть отрегулированы. В процессе ре­гулировки подшипники и, следовательно, вал устанавливают с определенной осевой игрой, допустимые пределы которой весьма малы и назначаются для каждой конкретной конструкции с учетом размеров деталей, режима работы, рабочих температур и требований к жесткости опор. В процессе эксплуата­ции осевая игра не должна выходить за допустимые пределы, а при устано­вившемся температурном режиме должна приближаться к нулю.

Подшипники с большими углами контакта (а > 20°) более чувствитель­ны к изменениям осевой игры, поэтому их не рекомендуется применять в опорах, выполненных по схеме "враспор".

 

Схема IV "врастяжку" на практике применяется часто для установки ва­лов консольно расположенных конических шестерен (рис.7). В этом случае по сравнению со схемой "враспор" схема "врастяжку" выгодно отличается тем, что при одинаковом расстоянии между серединами подшипников l2 больше, чем l1 (см. рис. 6, 7). Этим обеспечивается меньшая величина реак­ций и большая жесткость конструкции.

Рис. 5. Установка подшипников "враспор"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: