Схемы I и II. Эти схемы представляют собой статически определимые системы и могут быть представлены в виде балки с одной шарнирно-подвижной и одной шарнирно-неподвижной опорами. В качестве плавающей целесообразно выбрать менее нагруженную опору. Но если опоры нагружены кроме радиальной еще и осевой силой, то для выравнивания нагрузки на опоры в качестве плавающей берут нагруженную большей радиальной силой.
Если выходной конец вала соединяется с другим валом муфтой, то в качестве фиксирующей принимают опору вблизи этого конца вала.
Основные достоинства этих схем:
1. Опоры могут быть установлены на любом расстоянии, т.к. даже зна
чительные температурные деформации будут компенсироваться осевыми
перемещениями плавающей опоры.
2. Не требуется точного расположения посадочных мест по длине, что
бывает особенно важно при расположении опор в отдельных корпусах.
3. Высокая осевая жесткость фиксирующей опоры (особенно в схеме П в случае применения подшипников с большими углами конусов или двухрядных упорных подшипников). Недостаток этой схемы – сложная конструкция крепления подшипников на валах и в корпусах.
Схему I следует применять при отсутствии внешней осевой нагрузки (допустимо при незначительной осевой нагрузке) и сравнительно длинных валах (l > 350 мм). Такую схему используют в коробках передач, редукторах и других передачах, а также для приводных валов конвейеров (рис.3).
В схеме I в фиксирующей опоре обязательно устанавливается подшипник, воспринимающий двустороннюю осевую нагрузку. Таким подшипником может быть: однорядный радиальный шариковый, радиальный роликовый типов 62000, 92000, сферический шариковый или роликовый. Наружные и внутренние кольца этого подшипника закрепляются соответственно в корпусе и на валу (см. рис. 3). Радиальные роликовые подшипники можно применять в фиксирующей опоре только для восприятия осевых нагрузок случайного характера. При небольших внешних осевых нагрузках следует применять однорядный радиальный шариковый или сферические подшипники. В плавающей опоре может устанавливаться такой же подшипник, что и в первой опоре, тогда на валу крепится только внутреннее кольцо (см. рис. 3). Может быть установлен и роликоподшипник типов 2000, 32000 (без буртов на наружном и внутреннем кольцах соответственно). В этом случае крепятся как внутренние, так и наружные кольца подшипника (см. рис. 2).
|
Рис. 3. Фиксирование в одной опоре
Схему II следует применять при значительных осевых нагрузках и длинных валах. Эта схема позволяет получать точную и жесткую осевую фиксацию вала (при соответствующей регулировке подшипников фиксирующей опоры). Схему применяют в червячных, конических и цилиндрических зубчатых передачах (рис. 4).
В схеме II в фиксирующей опоре устанавливают два однорядных или один сдвоенный подшипник. Чаще всего применяют радиально-упорные подшипники, устанавливая их одноименными торцами в разные стороны (см. рис. 4). Осевые зазоры в этих подшипниках посредством регулировки сводят до минимума или иногда создают предварительный натяг подшипника.
Рис. 4. Фиксирующая опора с двумя однорядными подшипниками
При действии на валы больших осевых нагрузок в случае невозможности подобрать по грузоподъемности радиально-упорные подшипники фиксирующую опору выполняют из комбинации упорных (одинарных или двойных) и радиального подшипника.
|
Схемы I и II применяют иногда и для фиксирования коротких валов, если этого требуют конструктивные соображения или условия сборки.
Схемы III и IV. В этих схемах каждая из опор ограничивает перемещение вала в одном направлении.
В схеме III подшипники устанавливаются "враспор". Эта схема благодаря простоте конструкции и дешевизне подучила самое широкое распространение в различных видах зубчатых передач, особенно при малых расстояниях между опорами. При больших расстояниях между опорами следует учитывать опасность нарушения нормальной работы узла в результате неодинакового удлинения вала и корпуса при нагреве. Исходя из этих соображений, расстояние между опорами l ограничивают: в цилиндрических передачах l < 300 мм, в червячных l < 200.. 250 мм.
Если в опорах применены радиальные подшипники, то для компенсации температурных деформаций между крышкой и наружным кольцом подшипника (рис. 5 должен быть оставлен зазор С, который рекомендуется принимать: ,
где – разница тепловых удлинений вала и корпуса;
.
Здесь ав, и ак – коэффициенты линейного расширения материалов вала и корпуса; tpк и tpe – рабочая температура вала и корпуса; tce и tск – температура вала и корпуса при сборке механизма; L – расстояние между опорами.
Это обстоятельство требует более точного изготовления вала и корпуса по размеру, определяющему расстояние между торцами подшипника, и достаточно точного выдерживания при сборке зазора С. В практике зазор С принимают: в узлах с радиальными шарикоподшипниками 0,2...0,3 мм; в узлах с радиальными роликоподшипниками 0,5...1,0 мм.
|
Зазор устанавливается при помощи набора стальных регулировочных прокладок или подшлифовки при монтаже компенсаторных колец (см. рис. 5).
Если в опорах применены радиально-упорные подшипники (см. рис. 6), то для нормальной работы они должны быть отрегулированы. В процессе регулировки подшипники и, следовательно, вал устанавливают с определенной осевой игрой, допустимые пределы которой весьма малы и назначаются для каждой конкретной конструкции с учетом размеров деталей, режима работы, рабочих температур и требований к жесткости опор. В процессе эксплуатации осевая игра не должна выходить за допустимые пределы, а при установившемся температурном режиме должна приближаться к нулю.
Подшипники с большими углами контакта (а > 20°) более чувствительны к изменениям осевой игры, поэтому их не рекомендуется применять в опорах, выполненных по схеме "враспор".
Схема IV "врастяжку" на практике применяется часто для установки валов консольно расположенных конических шестерен (рис.7). В этом случае по сравнению со схемой "враспор" схема "врастяжку" выгодно отличается тем, что при одинаковом расстоянии между серединами подшипников l2 больше, чем l1 (см. рис. 6, 7). Этим обеспечивается меньшая величина реакций и большая жесткость конструкции.
Рис. 5. Установка подшипников "враспор"