Загадайте ребенку загадку: летит, но не птица, воет, но не зверь. Что это?
Конечно же, ветер!:)
Ваш ребенок уже знаком с тем, как получается звук?
Знает, что ЗВУК - ЭТО ВОЛНЫВ ВОЗДУХЕ?
Если нет, то вам на помощь мой игровой комплект "НЕСКУЧНАЯ НАУКА", в котором я объясняю физику детям-дошкольникам самыми простыми словами и опытами. Есть среди этих занятий и занятие про звук и звуковые волны, где я с примерами объясняю детям что это такое.
Ну а тут скажу ооочень коротко: наше ухо улавливает быстрые колебания воздуха (звуковые волны) и воспринимает его как звук.
Что же вибрирует во время ветра так, что мы в результате слышим вой и свист?
Когда ветер дует медленно, воздух просто обтекает все препятствия, которые встречаются ему на пути. Ветви деревьев, провода и т.д. И мы никакого звука не слышим.
Но если скорость ветра высока, то давление воздуха на препятствия возрастает, потоки о них рассекаются, создаются вихри, которые заставляют предметы на пути ветра мелко-мелко дрожать. От этого по воздуху расходятся звуковые волны. Мы слышим их как «песню ветра»
ЭКСПЕРИМЕНТ 1.
Дайте ребенку тонкий прутик или веревку – пусть он быстро-быстро помашет в воздухе
Он услышит свист!
ЭКСПЕРИМЕНТ 2.
Когда ветер с силой пролетает через узкие щели в окнах и дверях, он свистит и пищит. Этот факт используется в обычных свистках.
Сделайте свисток своими руками из полоски от воздушного шарика и пластикового колпачка от ручки или фломастера. У колпачка надо отрезать один конец, чтобы получилась трубочка.
Я показывала, как такой свисток в посте про самодельные музыкальные инструменты.
ЭКСПЕРИМЕНТ 3
А чтобы получить вой, нужно устроить ветер над… горлышком бутылки. Только дуть надо не в нее, а как-бы поверх отверстия.
Будут образовываться воздушные вихри, часть воздуха попадет в бутылку, заставляя ее вибрировать. Бутылка загудит
Люди подметили это свойство ветра свистеть, гудеть и петь, и придумали музыкальный инструмент – флейту.
В нашем случае мы будем делать ФЛЕЙТУ ПАНА.
Мастер-класс как сделать флейту Пана из коктейльных трубочек тут https://www.tavika.ru/2013/03/panpipe.html
Подобные музыкальные инструменты есть у всех народов: в Греции – флейта Пана, в России кувиклы, в Андах тоже своя флейта (К сожалению, сколько не рылась в интернете, так и не смогла найти название такой флейты, что на фото)
Но в комментариях мне подсказали несколько вариантов, что это может быть за флейта. А заодно и рассказали про подобные инструменты у других народов - почитайте!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Заставьте ветер петь любыми способами:)
Урок 5. Ловим ветер!
Последний пятый урок практический:)
Ведь ребенок не узнает ветер как следует, пока не подержит в руках. Как это осуществить? С помощью воздушного змея, конечно!
Змей ловит воздушные потоки и ребенок, запуская его, на своем опыте увидит, как действует подъемная сила, как поднимается горячий воздух над нагретыми участками земли, какие на высоте существуют потоки - там ветер может дуть совсем в другую сторону, чем внизу.
И самое интересное - змея можно просто сделать своими руками, не надо ничего покупать!
Понадобиться:
· Несколько полиэтиленовых пакетов
· Тонкие легкие палочки (сосновые реечки, ровные ветки дерева или, как у нас, стебли тростника) длиной 60 и 35 см
· Леска
· Скотч
Размеры и ход работы подробнее смотрите в посте "Как сделать воздушного змея"
А тут покажу мастер-класс коротко, буквально в 5 шагов:)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Идти и ловить змеем ветер!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эти материалы вам могут пригодиться для занятий со своим ребенком или их можно использовать для обучения групп детей в летних лагерях, кружках, при подготовке исследовательских проектов в детских садах и школе.
Все фото-материалы и тексты "Травяных уроков" подготовлены лично мной. Они защищены законом об авторских правах.
Поэтому вы их можете использовать ТОЛЬКО в личных целях и ТОЛЬКО с указанием активной ссылки на источник - мой блог www.tavika.ru
То есть вы можете заниматься по этим урокам со своими детьми или группой детей, рассказывать в интернете о СВОИХ занятиях, публиковать СВОИ фото, как вы выполняете задания уроков. И обязательно ставить ссылку на источник www.tavika.ru. Но полнная или частичная публикация в любой форме МОИХ фотографий, МОИХ иллюстраций и/или текстов ЗАПРЕЩЕНА.
А для использования материалов уроков в коммерческих целях свяжитесь со мной по электронной почте tavika2000@yandex.ru - договоримся об условиях.