Философская антропология - учение о человеческом бытии.
Проблема человека в античной философии:
В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса).
Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм.
Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела.
Проблема человека в средневековой философии:
В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога.
В иерархии созданных Богом творений человек занимает особое место:
• с одной стороны – он создан по образу и подобию Бога, а поэтому является наиболее совершенным творением, по своей значимости находится выше всех природных объектов;
• с другой стороны – он рассматривается как испорченное грехом, ничтожное по сравнению с Богом и зависимое от Бога существо.
Душа в человеке - более важная и значимая часть по сравнению с телом.
Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение.
Проблема человека в философии Возрождения:
В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя.
Идея свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.
Проблема человека в философии Нового времени:
В соответствии с принципом рационализма человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает господства над миром.
|
Главная цель человеческой жизни – познание. Познание является условием разумного преобразования человеком природы, общества и самого себя.
Проблема человека в неклассической философии:
Натуралистический подход
(философия жизни, фрейдизм)
Социологический подход
(марксизм, структурализм)
Экзистенциальный подход
(экзистенциализм, феноменология)
Соотношение биологического и социального в человеке:
3 подхода к решению проблемы:
Биологизаторский: А бсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой.
Социологизаторский: Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой.
Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ:
Человек – часть природы, он действует по ее законам и принципам.
Природные свойства – темперамент – заложены природой с рождения.
Социальное:
Человек обретает свою сущность только в обществе.
С развитием общества, появлением науки, медицины улучшаются и процессы жизнедеятельности.
Биосоциальное:
Существуют биологические основы социальности, которые позволяют человеку стать человеком.
|