Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека.




Философская антропология - учение о человеческом бытии.

Проблема человека в античной философии:

В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса).

Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм.

Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела.

Проблема человека в средневековой философии:

В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога.

В иерархии созданных Богом творений человек занимает особое место:

• с одной стороны – он создан по образу и подобию Бога, а поэтому является наиболее совершенным творением, по своей значимости находится выше всех природных объектов;

• с другой стороны – он рассматривается как испорченное грехом, ничтожное по сравнению с Богом и зависимое от Бога существо.

Душа в человеке - более важная и значимая часть по сравнению с телом.

Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение.

Проблема человека в философии Возрождения:

В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя.

Идея свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.

Проблема человека в философии Нового времени:

В соответствии с принципом рационализма человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает господства над миром.

Главная цель человеческой жизни – познание. Познание является условием разумного преобразования человеком природы, общества и самого себя.

Проблема человека в неклассической философии:

Натуралистический подход

(философия жизни, фрейдизм)

Социологический подход

(марксизм, структурализм)

Экзистенциальный подход

(экзистенциализм, феноменология)

 

Соотношение биологического и социального в человеке:

3 подхода к решению проблемы:

Биологизаторский: А бсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой.

Социологизаторский: Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой.

Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ:

 

Человек – часть природы, он действует по ее законам и принципам.

Природные свойства – темперамент – заложены природой с рождения.

 

Социальное:

Человек обретает свою сущность только в обществе.

С развитием общества, появлением науки, медицины улучшаются и процессы жизнедеятельности.

 

Биосоциальное:

Существуют биологические основы социальности, которые позволяют человеку стать человеком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: