Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Возникает в 7-6 в. до н.э.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.
Структура мировоззрения:
Мироощущение – эмоционально-психологический уровень мировоззрения; окружающая действительность переживается на основании эмоциональных механизмов.
Мировосприятие - уровень мировоззрения, на котором происходит формирование наглядных образов и представлений.
Миропонимание – интеллектуальный уровень мировоззрения; окружающая действительность осмысливается, объясняется, оценивается на основании интеллектуальных усилий.
Виды мировоззрения:
По носителю:
А) индивидуальное
Б) общественное
В зависимости от качества знаний:
А) обыденное (складывается стихийно в повседневной жизни, знания несистемные, неупорядочены)
Б) теоретическое (знания приобретаются в результате определенного обучения, информация упорядоченная, системна).
Основные функции мировоззрения:
Основная функция мировоззрения – ориентационная (помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы).
1. познавательная
2. Систематизирующая (сводит воедино всю информацию)
3. Эвристическая (стремление к новому)
4. аксиологическая (вырабатывает ценностные ориентиры личности)
5. праксеологическая (выявление осн. целей, средств чел. деят.)
Исторические типы мировоззрения
1. Мифологическое
2. Религиозное
3. Философское
Мифологическому типу характерно:
- Образная картина мира, сочетание реальности и фантазии
- Представление о родственной связи человека и природы, одушевление ее.
|
- Восприятие мифа как реальности, не нуждалось в проверке и обосновании
- Анимизм - вера в существование сверхъестественных сил.
Данный тип возникает во времена первобытного строя и раннеклассового общества.
Религиозное мировоззрение:
- Вера в существование сверхъестественных сил
-деление мира на реальный и сверхъестественный
- Объяснение существования мира и человека действиями Бога
- Бог- центральная фигура религиозной веры
Способ освоения действительности через его раздвоение на небесное и земное, сверхъестественное и посюстороннее.
Философское мировоззрение:
- Ориентация на свободный интеллектуальный поиск и рациональное доказательство своих выводов
- язык философии – это язык понятий
- Многовариативность подходов к решению проблем.
Здесь, в отличие от других типов различаются природный и социальный мир, человеческий способ действия и действия сил природы.
Понятие философии. Предмет философии и его историческая динамика.
Философия возникает в VI веке до н.э. в Индии, Китае, Греции.
Философия – это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его место в этом мире.
Пифагор называл свое занятие (философия – любовь к мудрости), т.к. первооснову нужно искать не в мудрости, а к любви, в т.ч. и к мудрости, и эта любовь не к самому себе, а к тому что мы хотим понять, узнать, о неком «сосуде» знаний.
Объект философии – мир как единое целое.
Предмет философии – законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях знания и действительности.
|
Предмет претерпевает значительные изменения в процессе исторического развития философии и культуры.
Предмет:
Древняя философия – космоцентризм (человек – часть космоса, он сам микрокосм)
Средневековая философия – теоцентризм (причина всего сущего – Бог)
Философия эпохи Возрождения – гуманистический антропоцентризм (человек – центр вселенной)
Новоевропейская философия – наукацентризм
Постклассическая философия – эклектична(соединение разнородных идей, взглядов, игнорирование логических связей и обоснований).
4. Структура и функции философии.
Основные разделы философии:
1. Онтология – учение о бытии, о фундаментальных принципах существования природы, человека, общества.
Повопросу что первичнее философы делятся на идеалистов(мировой разум) и материалистов(материи и атомы).
2. Гносеология – изучает границы, законы и пути осущ. познавательной деятельности человека.
По вопросу возможно ли познание мира делятся философы на оптимистов и пессимистов(скептики и агностики).
3. Философская антропология – изучает сущность человека, формы его существования в мире (учение о человеке). Сократ считал бесполезным изучение природы.
4. Социальная философия – изучает закономерности развития общества. После, когда обострились социальные противоречия выделилась такая наука как социология.
Функции философии:
1. Мировоззренческая – формирует ориентиры, которые обеспечивают сознательное поведение человека в мире и помогают осмыслить свое место в нем и жизненное предназначение. Роль философии возрастает именно в переломные моменты общества, когда меняются мировоззренческие установки и общество обращается к философии как мировоззренческой опоре.
|
2. Критическая – Критика заложена в самом философском отношении к миру. философия критически анализирует знание для того, чтобы выделить более высшие понятия и соответственно отсеять более обыденное.
3. Гносеологическая – изучает сущность познания и его границы, решает проблему отношения знания и реальности.
4. Методологическая - философия разрабатывает и рекомендует науке фундаментальные принципы, формы и средства познавательной деятельности, на основе которых конкретные науки создают свои собственные дисциплинарные методы исследования.
5. Интегративная - философия объединяет все отдельные области знаний в целостную систему.
6. Аксиологическая – оценивает вещи и различные явления окружающего мира. Роль возрастает в переломные моменты истории. Оценка проводится с точки зрения идеологических, этических, религиозных, моральных и др. ценностей.
5. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и основные школы древнеиндийской философии.
§ Сословно-кастовый строй
Касты (варны):
- Брахманы – жрецы
- Кшатрии – военная аристократия
- Вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговцы
- Шудры – слуги, зависимые люди.
Выделяют 3 периода в древнеиндийской философии:
-Ведический(1-я пол. 1 тыс. до.н.э.)
-Эпический(2-я пол. 1 тыс. до.н.э.)
-Классический(с 1 тыс. н.э.)
В ведический период были созданы тексты Вед, в кот. Излагались мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считают Упанишады – переход от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.
В эпоху перехода от родового к раннеклассовому обществу произошло формирование различных школ древнеинд. философии.
- Ортодоксальные (подтверждали авторитет Вед)
1. Миманса – главные категории – дхарма(нравственный долг) и мокша (состояние святости). Ставит вопрос как следовать дхарме на пути к мокше и пытается дать на него ответ.
2. Веданта – непосредственно опиралась на веды. Веды – священный источник. Мир – это школа жизни для каждого человека, необходимо следовать наставлениям гуру. Человек должен только становиться лучше в жизни.
3. Ньяя – развивала теорию силлогизмов и дедуктивного умозаключения.
4. Йога – (сосредоточение) религиозная вера рассматривается как важнейший элемент теоретической мысли и практик. Цель теории и практики йоги – достижение единства с Богом.
5. Вайшешика – При объяснении действительности для нее определяющее значение имела категория особенности субстанций, атомов, душ. Цель – достижение избавления от страданий через истинное познание
- Неортодоксальные (отрицали авторитет Вед)
1. Чарвака-локаята - говорила, что мир материален, мы ощущаем его черз органы чувств, а вера недоказуема. С санскр. переводится как «глотать», «жевать». Т.е. некоторые сторонники считают, что Веды нужно «проглотить» не вникая в их содержание. Другое значение – не признает существование другого мира о котором говорят Веды.
2. Джайнизм – название получила от одного из «школы мудрецов» по прозвищу Победитель – Джина. Содержание философии джайнизма – этика, учение об избавлении страстей, победе над ними. Человек должен быть развит духовно. Действует принцип ахимса.
3. Буддизм – последователи называют его «Дхарма» (учение, закон). Будда Шакьямуни после долгих лет исследований пришел к выводу, что причиной страданий людей являются их собственные действия, и страдания можно прекратить только практикой самоограничений.
Буддизм делится на Хинаяну (малую колесницу) и Махаяну (большую колесницу).
Собрание книг о буддизме – Типитака.
4 благородные истины:
1) Жизнь есть страдание
2) Причина страдания –желания
3) Прекратить страдание возможно
4) Путь прекращения страданий – Благородный срединный Восьмеричный Путь.
· постижение истин буддизма
· Правильная решимость (изменить жизнь)
· Правильная речь (без лжи, клеветы, грубости)
·. Правильное поведение.
· 5 заповедей:
Не причиняй зла живому (ахимса)
Не лжесвидетельствуй и не клевещи
Не укради
Не прелюбодействуй
Не употребляй опьяняющих напитков
· Правильный образ жизни (воздержание от нечестных источников дохода).
· Правильное усилие (самоконтроль, борьба с соблазнами)
· Правильное направление мысли
(избавление от страстей, успокоение сознания)
4 вида Вед:
-ригведа, яджерведа, самаведа, адхарведа