Казенные, бюджетные и автономные учреждения




Общая экономическая характеристика государственного (муниципального) учреждения должна быть дана по следующим направлениям:

- виды деятельности учреждения, источники финансового обеспечения деятельности;

- обеспеченность ресурсами и эффективность их использования.

Виды деятельности учреждений (частных, государственных и муниципальных, казенных, бюджетных и автономных) анализируются иначе, чем виды деятельности коммерческих предприятий и банков. Если деятельность учреждения финансово обеспечивается только с помощью бюджетного финансирования (сметно-бюджетное финансирование по смете из муниципального бюджета, бюджета субъекта РФ или федерального бюджета), у него нет выручки от реализации. Так работают казенные учреждения, а до конца 2011 года работали некоторые бюджетные учреждения. В этом случае виды деятельности учреждения можно подтвердить другими показателями, которые отражают объем работ или услуг в физических единицах. Например, это может быть число обучающихся (в образовательном учреждении), число койко-мест, посещений больных (в медицинском учреждении), объем выполненных научных разработок (в научном учреждении) и т.д. Плановые объемы государственных услуг прописываются в государственном задании учреждения. Так, ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА выполняет государственное задание в сфере высшего и среднего профессионального образования, объемы которого установлены в среднегодовом контингенте обучающихся по уровням и формам обучения.

Бюджетные учреждения нового типа и автономные учреждения могут использовать два типа финансового обеспечения. Первый тип – субсидии на выполнение государственного задания (вместо сметно-бюджетного финансирования). Второй тип финансового обеспечения - доходы по приносящей доход деятельности (в ранее применявшейся терминологии – внебюджетная или платная деятельность учреждения). Характеризуя виды деятельности таких учреждений, можно использовать как показатели объема выполненных работ и оказанных услуг в рамках государственного задания (в физических единицах, как в примере для казенных учреждений), так и показатели состава и структуры выручки в разрезе видов доходов (по иной, приносящей доход деятельности, как в примере для коммерческих предприятий). Основную (бюджетную или выполнение государственного задания) и платную деятельность учреждения анализируют как раздельно, так и по совокупности показателей.

Обеспеченность ресурсами и эффективность их использования в учреждении можно анализировать по основным видам ресурсов: основные средства, оборотные средства и персонал. Если учреждение имеет сельскохозяйственный профиль, уместно анализировать также земельные ресурсы.

Государственные и муниципальные учреждения, а также территориальные подразделения органов государственной власти ведут учет основных средств с учетом специфики их деятельности.

 

Таблица 3.3.1 – Состав и структура основных средств ФГБОУ ВПО «Вуз» (по балансовой стоимости на конец года)

Группы основных средств 2011г. 2012г. 2013г. 2013г. в % к 2011г.
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
Бюджетные средства (или целевые субсидии):              
жилые помещения 94 426 28,5 94 426 28,0 94 426 28,0  
нежилые помещения 163 195 49,2 163 195 48,3 161 281 47,8  
сооружения 14 706 4,4 14 706 4,3 14 706 4,3  
транспортные средства 2 583 0,8 2 563 0,8 2 032 0,6  
прочие основные средства 23 345 7,0 24 766 7,3 25 195 7,5  
Итого основных средств, в том числе: 298 255 89,9 299 656 88,7 297 640 88,2  
недвижимое имущество 257 621 77,7 257 621 72,3 225 707 66,9  
особо ценное движимое имущество - - - - 5 321 1,6 -
иное движимое имущество 40 634 12,2 42 035 12,4 66 612 19,7  
Приносящая доход деятельность:              
жилые помещения   0,2   0,2   0,2  
нежилые помещения   0,1 7 695 2,3 7 695 2,3  
сооружения   0,1   0,1   0,1  
транспортные средства 1 869 0,6 1 868 0,5 1 901 0,6  
прочие основные средства 30 404 9,1 27 581 8,2 29 115 8,6  
Итого основных средств, в том числе: 33 573 10,1 38 139 11,3 39 728 11,8  
недвижимое имущество   0,2 8 232 2,4 8 232 2,5  
особо ценное движимое имущество - - - - 1 377 0,4 -
иное движимое имущество 32 731 9,9 29 907 8,9 30 119 8,9  
Всего основных средств 331 828   337 795   337 368    

 

После анализа состава и структуры основных средств можно рассчитать показатели оснащенности и эффективности их использования.

 

Таблица 3.3.2 – Оснащенность и эффективность использования основных средств ФГБОУ ВПО «Университет»

Показатели 2011г. 2012г. 2013г. 2013г. в % к 2011г.
Совокупный объем финансового обеспечения по всем видам доходов, тыс. руб. 401 684 415 845 407 562  
Среднегодовая стоимость основных средств (по всем видами финансового обеспечения), тыс. руб. 315 789 336 781 325 789  
Фондоемкость по совокупному объему финансового обеспечения, руб. 0,79 0,81 0,80  
Среднесписочная численность работников, чел. 1 018      
в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел.        
Фондовооруженность, тыс. руб./чел.        
в расчете на среднегодового работника, тыс. руб.        
в расчете на одного работника из числа ППС, тыс. руб.        

Обеспеченность предприятия кадрами оценивается по данным о среднесписочной численности работников в разрезе категорий персонала. К основным категориям относят рабочих, служащих, руководителей и специалистов. Дополнительно рекомендуется анализировать данные по работникам основных профессий предприятия (например, медицинский персонал для медицинского учреждения, профессорско-преподавательский состав для вузов и т.д.).

В качестве источников информации рекомендуется использовать данные кадрового учета предприятия и формы статистической отчетности по труду.

 

Таблица 3.3.3 – Среднесписочная численность персонала ФГБОУ ВПО «Университет»

Категории персонала 2011г. 2012г. 2013г. 2013г. в % к 2011г.
чел. % к итогу чел. % к итогу чел. % к итогу
Руководящий   6,9   7,8   8,7  
Профессорско-преподавательский   35,9   33,2   29,3  
Научные работники   0,5   0,6   0,1  
Инженерно-технический   4,0   3,2   3,6  
Административно-хозяйственный   7,7   8,6   8,7  
Производственный   1,5   1,8   2,1  
Учебно-вспомогательный   13,3   15,2   13,5  
Обслуживающий   30,2   29,6   34,0  
Итого   100,0   100,0   100,0  

 

Далее следует сравнить динамику роста доходов в расчете на среднегодового работника с ростом заработной платы. Если учреждение относится к социальной сфере, следует сравнить показатели заработной платы основной категории персонала (учителя, врачи, средний медицинский персонал и т.д.) со средней зарплатой по экономике региона.

 

Таблица 3.3.4 – Динамика финансового обеспечения и средней заработной платы ФГБОУ ВПО «Университет»

Показатели 2011г. 2012г. 2013г. 2013г. в % к 2011г.
Совокупный объем финансового обеспечения по всем видам доходов, тыс. руб. 401 684 415 845 407 562  
Среднесписочная численность работников, чел. 1 018      
в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел.        
Совокупный объем финансового обеспечения в расчете на одного работника из числа профессорско-преподавательского состав, тыс. руб        
Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. 186 140 192 023 175 281  
в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел. 91 209 96 012 91 146  
Среднемесячная заработная плата, руб. 15 237 18 393 19 476  
в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел. 20 767 27 685 34 525  
Средняя заработная плата по экономике Кировской области, руб./мес. 15 974 16 313 18 450  
Соотношение средней зарплаты ППС со средней зарплатой по экономике Кировской области, %       х

Состояние и особенности финансов учреждения нужно проанализировать по следующим направлениям:

- доходы учреждения и их специфика;

- расходы учреждения, их состав и особенности;

- имущество (активы) учреждения и источники их формирования.

Доходы государственных и муниципальных учреждений зависят от типа учреждения – казенное, бюджетное или автономное.

Казенные учреждения в соответствии со своим статусом доходов не получают, а их уставная деятельность финансово обеспечивается посредством механизма сметно-бюджетного финансирования из бюджета соответствующего уровня (муниципального, бюджета субъекта или федерального бюджета). До конца 2011 года такой механизм применялся также к части бюджетных учреждений (с 2012 года все они переведены на получение субсидий на выполнение государственного задания). Их деятельность можно анализировать только по составу расходов.

Бюджетные и автономные учреждения используют два типа финансового обеспечения: субсидии из бюджета соответствующего уровня и доходы по приносящей доход деятельности. Вместе с тем, до 2012 года они получали бюджетное финансирование, что следует учесть при анализе доходов. Для этого рекомендуется отдельной строкой включить в таблицу как вид финансового обеспечения «бюджетное финансирование по смете». Пример оформления таблицы (таблица 3.3.5) намеренно приведен для периода 2009 – 2011 годов, чтобы показать переход со сметно-бюджетного финансирования на субсидии на выполнение государственного задания.

В формах бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений содержатся данные о доходах, сформированных как кассовым методом, так и методом начислений. Поскольку в бюджетной сфере особо контролируется движение денежных средств, рекомендуется проводить анализ доходов учреждения, сформированных кассовым методом (кассовых доходов).

 

Таблица 3.3.5 – Фактические кассовые доходы (поступления) ФГБОУ ВПО «Вуз»

Виды доходов и поступлений 2009г. 2010г. 2011г. 2011г. в % к 2009г.
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
Доходы от собственности - - - -   - Х
Доходы от оказания платных услуг (работ)              
Доходы от операций с активами              
Прочие доходы, всего в том числе:   -   -      
субсидии на выполнение государственного задания - - - -     -
субсидии на иные цели - - - -     -
бюджетные инвестиции - - - -     -
иные прочие доходы   -   -   -  
Бюджетное финансирование по смете         - - -
Итого доходов              

Расходы государственных (муниципальных) учреждений формируются методом начислений и кассовым методом. Основным объектом контроля в бюджетной сфере являются кассовые расходы. В качестве видов расходов в соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет в этом секторе экономики, используются коды операций сектора государственного управления (КОСГУ). Используются и другие коды бюджетной классификации (ведомственная и функциональная классификация).

Фактические кассовые расходы можно сравнить с утвержденными плановыми (сметными) назначениями. Аналогично расходам по бюджетным средствам следует проанализировать состав и структуру кассовых расходов по приносящей доход деятельности (виды расходов и коды те же самые).

При анализе затрат, сформированных методом начислений, в составе расходов вместо поступления нефинансовых активов (коды 310 и 340) включают статьи «амортизация основных средств и нематериальных активов» и «расходование материальных запасов» (КОСГУ 271 и 272).

 

Таблица 3.3.6 – Фактические кассовые расходы ФГБОУ ВПО «Вуз» (бюджетные средства)

Виды расходов КОСГУ 2011г. 2012г. 2013г. 2013г. в % к 2011г.
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда                
заработная плата                
прочие выплаты     -   -   -  
начисления на выплаты по оплате труда                
Приобретение работ, услуг                
услуги связи     -   -   -  
транспортные услуги   - - - -   - Х
коммунальные услуги                
арендная плата   - - - -   - Х
работы, услуги по содержанию имущества                
прочие работы, услуги                
Социальное обеспечение                
пособия по социальной помощи населению                
Прочие расходы                
Поступление нефинансовых активов                
увеличение стоимости основных средств             -  
увеличение стоимости материальных запасов                
Итого расходов                

 

Активы учреждения и источники их формирования (пассивы) анализируются по составу и структуре на основании данных бухгалтерского баланса.

Структура баланса учреждений и органов государственной власти также имеет свои особенности.

Таблица 3.3.7 - Состав и структура активов ФГБОУ ВПО «Вуз» в 2013 году, млн руб.

Статьи актива На начало года На конец года В % к итогу на конец года
бюджет (субси-дии) платная деятель-ность итого бюджет (субси-дии) платная деятель-ность итого
Нефинансовые активы 171 353 25 974 197 327 166 777 29 152 195 929 96,2
основные средства (остаточная стоимость) 124 307 13 188 137 495 121 143 12 413 133 556 65,6
нематериальные активы (остаточная стоимость)             -
непроизведенные активы (земля) - - - -     -
материальные запасы   7 709 8 193   7 996 8 068 4,0
вложения в нефинансовые активы 45 556 5 015 50 571   8 657 54 213 26,6
затраты на изготовление готовой продукции (работ, услуг) -     -     -
Финансовые активы   12 033 12 075 - 7 821 7 821 3,8
денежные средства учреждения - 11 905 11 905 - 7 767 7 767 3,8
расчеты по доходам -     -     -
расчеты по выданным авансам -     -     -
расчеты по кредитам (займам, ссудам) - - - -     -
расчеты с подотчетными лицами - - - -     -
расчеты по ущербу имуществу       -     -
прочие расчеты с дебиторами -     -     -
Итого активов 171 395 38 007 209 402 166 777 36 973 203 750  

 

Таблица 3.3.8– Состав и структура пассивов ФГБОУ ВПО «Вуз» в 2013 году, млн руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: