Общая экономическая характеристика государственного (муниципального) учреждения должна быть дана по следующим направлениям:
- виды деятельности учреждения, источники финансового обеспечения деятельности;
- обеспеченность ресурсами и эффективность их использования.
Виды деятельности учреждений (частных, государственных и муниципальных, казенных, бюджетных и автономных) анализируются иначе, чем виды деятельности коммерческих предприятий и банков. Если деятельность учреждения финансово обеспечивается только с помощью бюджетного финансирования (сметно-бюджетное финансирование по смете из муниципального бюджета, бюджета субъекта РФ или федерального бюджета), у него нет выручки от реализации. Так работают казенные учреждения, а до конца 2011 года работали некоторые бюджетные учреждения. В этом случае виды деятельности учреждения можно подтвердить другими показателями, которые отражают объем работ или услуг в физических единицах. Например, это может быть число обучающихся (в образовательном учреждении), число койко-мест, посещений больных (в медицинском учреждении), объем выполненных научных разработок (в научном учреждении) и т.д. Плановые объемы государственных услуг прописываются в государственном задании учреждения. Так, ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА выполняет государственное задание в сфере высшего и среднего профессионального образования, объемы которого установлены в среднегодовом контингенте обучающихся по уровням и формам обучения.
Бюджетные учреждения нового типа и автономные учреждения могут использовать два типа финансового обеспечения. Первый тип – субсидии на выполнение государственного задания (вместо сметно-бюджетного финансирования). Второй тип финансового обеспечения - доходы по приносящей доход деятельности (в ранее применявшейся терминологии – внебюджетная или платная деятельность учреждения). Характеризуя виды деятельности таких учреждений, можно использовать как показатели объема выполненных работ и оказанных услуг в рамках государственного задания (в физических единицах, как в примере для казенных учреждений), так и показатели состава и структуры выручки в разрезе видов доходов (по иной, приносящей доход деятельности, как в примере для коммерческих предприятий). Основную (бюджетную или выполнение государственного задания) и платную деятельность учреждения анализируют как раздельно, так и по совокупности показателей.
Обеспеченность ресурсами и эффективность их использования в учреждении можно анализировать по основным видам ресурсов: основные средства, оборотные средства и персонал. Если учреждение имеет сельскохозяйственный профиль, уместно анализировать также земельные ресурсы.
Государственные и муниципальные учреждения, а также территориальные подразделения органов государственной власти ведут учет основных средств с учетом специфики их деятельности.
Таблица 3.3.1 – Состав и структура основных средств ФГБОУ ВПО «Вуз» (по балансовой стоимости на конец года)
| Группы основных средств | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. в % к 2011г. | |||
| тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | ||
| Бюджетные средства (или целевые субсидии): | |||||||
| жилые помещения | 94 426 | 28,5 | 94 426 | 28,0 | 94 426 | 28,0 | |
| нежилые помещения | 163 195 | 49,2 | 163 195 | 48,3 | 161 281 | 47,8 | |
| сооружения | 14 706 | 4,4 | 14 706 | 4,3 | 14 706 | 4,3 | |
| транспортные средства | 2 583 | 0,8 | 2 563 | 0,8 | 2 032 | 0,6 | |
| прочие основные средства | 23 345 | 7,0 | 24 766 | 7,3 | 25 195 | 7,5 | |
| Итого основных средств, в том числе: | 298 255 | 89,9 | 299 656 | 88,7 | 297 640 | 88,2 | |
| недвижимое имущество | 257 621 | 77,7 | 257 621 | 72,3 | 225 707 | 66,9 | |
| особо ценное движимое имущество | - | - | - | - | 5 321 | 1,6 | - |
| иное движимое имущество | 40 634 | 12,2 | 42 035 | 12,4 | 66 612 | 19,7 | |
| Приносящая доход деятельность: | |||||||
| жилые помещения | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||||
| нежилые помещения | 0,1 | 7 695 | 2,3 | 7 695 | 2,3 | ||
| сооружения | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||||
| транспортные средства | 1 869 | 0,6 | 1 868 | 0,5 | 1 901 | 0,6 | |
| прочие основные средства | 30 404 | 9,1 | 27 581 | 8,2 | 29 115 | 8,6 | |
| Итого основных средств, в том числе: | 33 573 | 10,1 | 38 139 | 11,3 | 39 728 | 11,8 | |
| недвижимое имущество | 0,2 | 8 232 | 2,4 | 8 232 | 2,5 | ||
| особо ценное движимое имущество | - | - | - | - | 1 377 | 0,4 | - |
| иное движимое имущество | 32 731 | 9,9 | 29 907 | 8,9 | 30 119 | 8,9 | |
| Всего основных средств | 331 828 | 337 795 | 337 368 |
После анализа состава и структуры основных средств можно рассчитать показатели оснащенности и эффективности их использования.
Таблица 3.3.2 – Оснащенность и эффективность использования основных средств ФГБОУ ВПО «Университет»
| Показатели | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. в % к 2011г. |
| Совокупный объем финансового обеспечения по всем видам доходов, тыс. руб. | 401 684 | 415 845 | 407 562 | |
| Среднегодовая стоимость основных средств (по всем видами финансового обеспечения), тыс. руб. | 315 789 | 336 781 | 325 789 | |
| Фондоемкость по совокупному объему финансового обеспечения, руб. | 0,79 | 0,81 | 0,80 | |
| Среднесписочная численность работников, чел. | 1 018 | |||
| в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел. | ||||
| Фондовооруженность, тыс. руб./чел. | ||||
| в расчете на среднегодового работника, тыс. руб. | ||||
| в расчете на одного работника из числа ППС, тыс. руб. |
Обеспеченность предприятия кадрами оценивается по данным о среднесписочной численности работников в разрезе категорий персонала. К основным категориям относят рабочих, служащих, руководителей и специалистов. Дополнительно рекомендуется анализировать данные по работникам основных профессий предприятия (например, медицинский персонал для медицинского учреждения, профессорско-преподавательский состав для вузов и т.д.).
В качестве источников информации рекомендуется использовать данные кадрового учета предприятия и формы статистической отчетности по труду.
Таблица 3.3.3 – Среднесписочная численность персонала ФГБОУ ВПО «Университет»
| Категории персонала | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. в % к 2011г. | |||
| чел. | % к итогу | чел. | % к итогу | чел. | % к итогу | ||
| Руководящий | 6,9 | 7,8 | 8,7 | ||||
| Профессорско-преподавательский | 35,9 | 33,2 | 29,3 | ||||
| Научные работники | 0,5 | 0,6 | 0,1 | ||||
| Инженерно-технический | 4,0 | 3,2 | 3,6 | ||||
| Административно-хозяйственный | 7,7 | 8,6 | 8,7 | ||||
| Производственный | 1,5 | 1,8 | 2,1 | ||||
| Учебно-вспомогательный | 13,3 | 15,2 | 13,5 | ||||
| Обслуживающий | 30,2 | 29,6 | 34,0 | ||||
| Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Далее следует сравнить динамику роста доходов в расчете на среднегодового работника с ростом заработной платы. Если учреждение относится к социальной сфере, следует сравнить показатели заработной платы основной категории персонала (учителя, врачи, средний медицинский персонал и т.д.) со средней зарплатой по экономике региона.
Таблица 3.3.4 – Динамика финансового обеспечения и средней заработной платы ФГБОУ ВПО «Университет»
| Показатели | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. в % к 2011г. |
| Совокупный объем финансового обеспечения по всем видам доходов, тыс. руб. | 401 684 | 415 845 | 407 562 | |
| Среднесписочная численность работников, чел. | 1 018 | |||
| в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел. | ||||
| Совокупный объем финансового обеспечения в расчете на одного работника из числа профессорско-преподавательского состав, тыс. руб | ||||
| Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. | 186 140 | 192 023 | 175 281 | |
| в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел. | 91 209 | 96 012 | 91 146 | |
| Среднемесячная заработная плата, руб. | 15 237 | 18 393 | 19 476 | |
| в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел. | 20 767 | 27 685 | 34 525 | |
| Средняя заработная плата по экономике Кировской области, руб./мес. | 15 974 | 16 313 | 18 450 | |
| Соотношение средней зарплаты ППС со средней зарплатой по экономике Кировской области, % | х |
Состояние и особенности финансов учреждения нужно проанализировать по следующим направлениям:
- доходы учреждения и их специфика;
- расходы учреждения, их состав и особенности;
- имущество (активы) учреждения и источники их формирования.
Доходы государственных и муниципальных учреждений зависят от типа учреждения – казенное, бюджетное или автономное.
Казенные учреждения в соответствии со своим статусом доходов не получают, а их уставная деятельность финансово обеспечивается посредством механизма сметно-бюджетного финансирования из бюджета соответствующего уровня (муниципального, бюджета субъекта или федерального бюджета). До конца 2011 года такой механизм применялся также к части бюджетных учреждений (с 2012 года все они переведены на получение субсидий на выполнение государственного задания). Их деятельность можно анализировать только по составу расходов.
Бюджетные и автономные учреждения используют два типа финансового обеспечения: субсидии из бюджета соответствующего уровня и доходы по приносящей доход деятельности. Вместе с тем, до 2012 года они получали бюджетное финансирование, что следует учесть при анализе доходов. Для этого рекомендуется отдельной строкой включить в таблицу как вид финансового обеспечения «бюджетное финансирование по смете». Пример оформления таблицы (таблица 3.3.5) намеренно приведен для периода 2009 – 2011 годов, чтобы показать переход со сметно-бюджетного финансирования на субсидии на выполнение государственного задания.
В формах бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений содержатся данные о доходах, сформированных как кассовым методом, так и методом начислений. Поскольку в бюджетной сфере особо контролируется движение денежных средств, рекомендуется проводить анализ доходов учреждения, сформированных кассовым методом (кассовых доходов).
Таблица 3.3.5 – Фактические кассовые доходы (поступления) ФГБОУ ВПО «Вуз»
| Виды доходов и поступлений | 2009г. | 2010г. | 2011г. | 2011г. в % к 2009г. | |||
| тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | ||
| Доходы от собственности | - | - | - | - | - | Х | |
| Доходы от оказания платных услуг (работ) | |||||||
| Доходы от операций с активами | |||||||
| Прочие доходы, всего в том числе: | - | - | |||||
| субсидии на выполнение государственного задания | - | - | - | - | - | ||
| субсидии на иные цели | - | - | - | - | - | ||
| бюджетные инвестиции | - | - | - | - | - | ||
| иные прочие доходы | - | - | - | ||||
| Бюджетное финансирование по смете | - | - | - | ||||
| Итого доходов |
Расходы государственных (муниципальных) учреждений формируются методом начислений и кассовым методом. Основным объектом контроля в бюджетной сфере являются кассовые расходы. В качестве видов расходов в соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет в этом секторе экономики, используются коды операций сектора государственного управления (КОСГУ). Используются и другие коды бюджетной классификации (ведомственная и функциональная классификация).
Фактические кассовые расходы можно сравнить с утвержденными плановыми (сметными) назначениями. Аналогично расходам по бюджетным средствам следует проанализировать состав и структуру кассовых расходов по приносящей доход деятельности (виды расходов и коды те же самые).
При анализе затрат, сформированных методом начислений, в составе расходов вместо поступления нефинансовых активов (коды 310 и 340) включают статьи «амортизация основных средств и нематериальных активов» и «расходование материальных запасов» (КОСГУ 271 и 272).
Таблица 3.3.6 – Фактические кассовые расходы ФГБОУ ВПО «Вуз» (бюджетные средства)
| Виды расходов | КОСГУ | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. в % к 2011г. | |||
| тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |||
| Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда | ||||||||
| заработная плата | ||||||||
| прочие выплаты | - | - | - | |||||
| начисления на выплаты по оплате труда | ||||||||
| Приобретение работ, услуг | ||||||||
| услуги связи | - | - | - | |||||
| транспортные услуги | - | - | - | - | - | Х | ||
| коммунальные услуги | ||||||||
| арендная плата | - | - | - | - | - | Х | ||
| работы, услуги по содержанию имущества | ||||||||
| прочие работы, услуги | ||||||||
| Социальное обеспечение | ||||||||
| пособия по социальной помощи населению | ||||||||
| Прочие расходы | ||||||||
| Поступление нефинансовых активов | ||||||||
| увеличение стоимости основных средств | - | |||||||
| увеличение стоимости материальных запасов | ||||||||
| Итого расходов |
Активы учреждения и источники их формирования (пассивы) анализируются по составу и структуре на основании данных бухгалтерского баланса.
Структура баланса учреждений и органов государственной власти также имеет свои особенности.
Таблица 3.3.7 - Состав и структура активов ФГБОУ ВПО «Вуз» в 2013 году, млн руб.
| Статьи актива | На начало года | На конец года | В % к итогу на конец года | ||||
| бюджет (субси-дии) | платная деятель-ность | итого | бюджет (субси-дии) | платная деятель-ность | итого | ||
| Нефинансовые активы | 171 353 | 25 974 | 197 327 | 166 777 | 29 152 | 195 929 | 96,2 |
| основные средства (остаточная стоимость) | 124 307 | 13 188 | 137 495 | 121 143 | 12 413 | 133 556 | 65,6 |
| нематериальные активы (остаточная стоимость) | - | ||||||
| непроизведенные активы (земля) | - | - | - | - | - | ||
| материальные запасы | 7 709 | 8 193 | 7 996 | 8 068 | 4,0 | ||
| вложения в нефинансовые активы | 45 556 | 5 015 | 50 571 | 8 657 | 54 213 | 26,6 | |
| затраты на изготовление готовой продукции (работ, услуг) | - | - | - | ||||
| Финансовые активы | 12 033 | 12 075 | - | 7 821 | 7 821 | 3,8 | |
| денежные средства учреждения | - | 11 905 | 11 905 | - | 7 767 | 7 767 | 3,8 |
| расчеты по доходам | - | - | - | ||||
| расчеты по выданным авансам | - | - | - | ||||
| расчеты по кредитам (займам, ссудам) | - | - | - | - | - | ||
| расчеты с подотчетными лицами | - | - | - | - | - | ||
| расчеты по ущербу имуществу | - | - | |||||
| прочие расчеты с дебиторами | - | - | - | ||||
| Итого активов | 171 395 | 38 007 | 209 402 | 166 777 | 36 973 | 203 750 |
Таблица 3.3.8– Состав и структура пассивов ФГБОУ ВПО «Вуз» в 2013 году, млн руб.
| Статьи пассива | На начало года | На конец года | В % к итогу на конец года | ||||
| бюджет (субси-дии) | платная деятель-ность | итого | бюджет (субси-дии) | платная деятель-ность | итого | ||
| Обязательства | - | - | 0,1 | ||||
| расчеты с кредиторами по долговым обязательствам | - | - | - | - | - | ||
| расчеты по принятым обязательствам | - | 2- | - | - | |||
| расчеты по платежам в бюджеты | - | - | 0,1 | ||||
| прочие расчеты с кредиторами | - | - | - | - | - | ||
| Финансовый результат | 171 395 | 37 879 | 209 274 | 166 777 | 36 811 | 203 588 | 99,9 |
| финансовый результат прошлых отчетных периодов | 171 395 | 209 274 | 166 777 | 36 803 | 203 580 | 99,9 | |
| доходы будущих периодов | - | - | - | ||||
| расходы будущих периодов | - | - | -7 | -7 | - | ||
| Итого пассивов | 171 395 | 38 007 | 209 402 | 166 777 | 36 973 | 203 750 |