Общая экономическая характеристика государственного (муниципального) учреждения должна быть дана по следующим направлениям:
- виды деятельности учреждения, источники финансового обеспечения деятельности;
- обеспеченность ресурсами и эффективность их использования.
Виды деятельности учреждений (частных, государственных и муниципальных, казенных, бюджетных и автономных) анализируются иначе, чем виды деятельности коммерческих предприятий и банков. Если деятельность учреждения финансово обеспечивается только с помощью бюджетного финансирования (сметно-бюджетное финансирование по смете из муниципального бюджета, бюджета субъекта РФ или федерального бюджета), у него нет выручки от реализации. Так работают казенные учреждения, а до конца 2011 года работали некоторые бюджетные учреждения. В этом случае виды деятельности учреждения можно подтвердить другими показателями, которые отражают объем работ или услуг в физических единицах. Например, это может быть число обучающихся (в образовательном учреждении), число койко-мест, посещений больных (в медицинском учреждении), объем выполненных научных разработок (в научном учреждении) и т.д. Плановые объемы государственных услуг прописываются в государственном задании учреждения. Так, ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА выполняет государственное задание в сфере высшего и среднего профессионального образования, объемы которого установлены в среднегодовом контингенте обучающихся по уровням и формам обучения.
Бюджетные учреждения нового типа и автономные учреждения могут использовать два типа финансового обеспечения. Первый тип – субсидии на выполнение государственного задания (вместо сметно-бюджетного финансирования). Второй тип финансового обеспечения - доходы по приносящей доход деятельности (в ранее применявшейся терминологии – внебюджетная или платная деятельность учреждения). Характеризуя виды деятельности таких учреждений, можно использовать как показатели объема выполненных работ и оказанных услуг в рамках государственного задания (в физических единицах, как в примере для казенных учреждений), так и показатели состава и структуры выручки в разрезе видов доходов (по иной, приносящей доход деятельности, как в примере для коммерческих предприятий). Основную (бюджетную или выполнение государственного задания) и платную деятельность учреждения анализируют как раздельно, так и по совокупности показателей.
|
Обеспеченность ресурсами и эффективность их использования в учреждении можно анализировать по основным видам ресурсов: основные средства, оборотные средства и персонал. Если учреждение имеет сельскохозяйственный профиль, уместно анализировать также земельные ресурсы.
Государственные и муниципальные учреждения, а также территориальные подразделения органов государственной власти ведут учет основных средств с учетом специфики их деятельности.
Таблица 3.3.1 – Состав и структура основных средств ФГБОУ ВПО «Вуз» (по балансовой стоимости на конец года)
Группы основных средств | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. в % к 2011г. | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | ||
Бюджетные средства (или целевые субсидии): | |||||||
жилые помещения | 94 426 | 28,5 | 94 426 | 28,0 | 94 426 | 28,0 | |
нежилые помещения | 163 195 | 49,2 | 163 195 | 48,3 | 161 281 | 47,8 | |
сооружения | 14 706 | 4,4 | 14 706 | 4,3 | 14 706 | 4,3 | |
транспортные средства | 2 583 | 0,8 | 2 563 | 0,8 | 2 032 | 0,6 | |
прочие основные средства | 23 345 | 7,0 | 24 766 | 7,3 | 25 195 | 7,5 | |
Итого основных средств, в том числе: | 298 255 | 89,9 | 299 656 | 88,7 | 297 640 | 88,2 | |
недвижимое имущество | 257 621 | 77,7 | 257 621 | 72,3 | 225 707 | 66,9 | |
особо ценное движимое имущество | - | - | - | - | 5 321 | 1,6 | - |
иное движимое имущество | 40 634 | 12,2 | 42 035 | 12,4 | 66 612 | 19,7 | |
Приносящая доход деятельность: | |||||||
жилые помещения | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||||
нежилые помещения | 0,1 | 7 695 | 2,3 | 7 695 | 2,3 | ||
сооружения | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||||
транспортные средства | 1 869 | 0,6 | 1 868 | 0,5 | 1 901 | 0,6 | |
прочие основные средства | 30 404 | 9,1 | 27 581 | 8,2 | 29 115 | 8,6 | |
Итого основных средств, в том числе: | 33 573 | 10,1 | 38 139 | 11,3 | 39 728 | 11,8 | |
недвижимое имущество | 0,2 | 8 232 | 2,4 | 8 232 | 2,5 | ||
особо ценное движимое имущество | - | - | - | - | 1 377 | 0,4 | - |
иное движимое имущество | 32 731 | 9,9 | 29 907 | 8,9 | 30 119 | 8,9 | |
Всего основных средств | 331 828 | 337 795 | 337 368 |
|
После анализа состава и структуры основных средств можно рассчитать показатели оснащенности и эффективности их использования.
Таблица 3.3.2 – Оснащенность и эффективность использования основных средств ФГБОУ ВПО «Университет»
Показатели | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. в % к 2011г. |
Совокупный объем финансового обеспечения по всем видам доходов, тыс. руб. | 401 684 | 415 845 | 407 562 | |
Среднегодовая стоимость основных средств (по всем видами финансового обеспечения), тыс. руб. | 315 789 | 336 781 | 325 789 | |
Фондоемкость по совокупному объему финансового обеспечения, руб. | 0,79 | 0,81 | 0,80 | |
Среднесписочная численность работников, чел. | 1 018 | |||
в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел. | ||||
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. | ||||
в расчете на среднегодового работника, тыс. руб. | ||||
в расчете на одного работника из числа ППС, тыс. руб. |
Обеспеченность предприятия кадрами оценивается по данным о среднесписочной численности работников в разрезе категорий персонала. К основным категориям относят рабочих, служащих, руководителей и специалистов. Дополнительно рекомендуется анализировать данные по работникам основных профессий предприятия (например, медицинский персонал для медицинского учреждения, профессорско-преподавательский состав для вузов и т.д.).
|
В качестве источников информации рекомендуется использовать данные кадрового учета предприятия и формы статистической отчетности по труду.
Таблица 3.3.3 – Среднесписочная численность персонала ФГБОУ ВПО «Университет»
Категории персонала | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. в % к 2011г. | |||
чел. | % к итогу | чел. | % к итогу | чел. | % к итогу | ||
Руководящий | 6,9 | 7,8 | 8,7 | ||||
Профессорско-преподавательский | 35,9 | 33,2 | 29,3 | ||||
Научные работники | 0,5 | 0,6 | 0,1 | ||||
Инженерно-технический | 4,0 | 3,2 | 3,6 | ||||
Административно-хозяйственный | 7,7 | 8,6 | 8,7 | ||||
Производственный | 1,5 | 1,8 | 2,1 | ||||
Учебно-вспомогательный | 13,3 | 15,2 | 13,5 | ||||
Обслуживающий | 30,2 | 29,6 | 34,0 | ||||
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Далее следует сравнить динамику роста доходов в расчете на среднегодового работника с ростом заработной платы. Если учреждение относится к социальной сфере, следует сравнить показатели заработной платы основной категории персонала (учителя, врачи, средний медицинский персонал и т.д.) со средней зарплатой по экономике региона.
Таблица 3.3.4 – Динамика финансового обеспечения и средней заработной платы ФГБОУ ВПО «Университет»
Показатели | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. в % к 2011г. |
Совокупный объем финансового обеспечения по всем видам доходов, тыс. руб. | 401 684 | 415 845 | 407 562 | |
Среднесписочная численность работников, чел. | 1 018 | |||
в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел. | ||||
Совокупный объем финансового обеспечения в расчете на одного работника из числа профессорско-преподавательского состав, тыс. руб | ||||
Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. | 186 140 | 192 023 | 175 281 | |
в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел. | 91 209 | 96 012 | 91 146 | |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 15 237 | 18 393 | 19 476 | |
в том числе: профессорско-преподавательский состав, чел. | 20 767 | 27 685 | 34 525 | |
Средняя заработная плата по экономике Кировской области, руб./мес. | 15 974 | 16 313 | 18 450 | |
Соотношение средней зарплаты ППС со средней зарплатой по экономике Кировской области, % | х |
Состояние и особенности финансов учреждения нужно проанализировать по следующим направлениям:
- доходы учреждения и их специфика;
- расходы учреждения, их состав и особенности;
- имущество (активы) учреждения и источники их формирования.
Доходы государственных и муниципальных учреждений зависят от типа учреждения – казенное, бюджетное или автономное.
Казенные учреждения в соответствии со своим статусом доходов не получают, а их уставная деятельность финансово обеспечивается посредством механизма сметно-бюджетного финансирования из бюджета соответствующего уровня (муниципального, бюджета субъекта или федерального бюджета). До конца 2011 года такой механизм применялся также к части бюджетных учреждений (с 2012 года все они переведены на получение субсидий на выполнение государственного задания). Их деятельность можно анализировать только по составу расходов.
Бюджетные и автономные учреждения используют два типа финансового обеспечения: субсидии из бюджета соответствующего уровня и доходы по приносящей доход деятельности. Вместе с тем, до 2012 года они получали бюджетное финансирование, что следует учесть при анализе доходов. Для этого рекомендуется отдельной строкой включить в таблицу как вид финансового обеспечения «бюджетное финансирование по смете». Пример оформления таблицы (таблица 3.3.5) намеренно приведен для периода 2009 – 2011 годов, чтобы показать переход со сметно-бюджетного финансирования на субсидии на выполнение государственного задания.
В формах бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений содержатся данные о доходах, сформированных как кассовым методом, так и методом начислений. Поскольку в бюджетной сфере особо контролируется движение денежных средств, рекомендуется проводить анализ доходов учреждения, сформированных кассовым методом (кассовых доходов).
Таблица 3.3.5 – Фактические кассовые доходы (поступления) ФГБОУ ВПО «Вуз»
Виды доходов и поступлений | 2009г. | 2010г. | 2011г. | 2011г. в % к 2009г. | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | ||
Доходы от собственности | - | - | - | - | - | Х | |
Доходы от оказания платных услуг (работ) | |||||||
Доходы от операций с активами | |||||||
Прочие доходы, всего в том числе: | - | - | |||||
субсидии на выполнение государственного задания | - | - | - | - | - | ||
субсидии на иные цели | - | - | - | - | - | ||
бюджетные инвестиции | - | - | - | - | - | ||
иные прочие доходы | - | - | - | ||||
Бюджетное финансирование по смете | - | - | - | ||||
Итого доходов |
Расходы государственных (муниципальных) учреждений формируются методом начислений и кассовым методом. Основным объектом контроля в бюджетной сфере являются кассовые расходы. В качестве видов расходов в соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет в этом секторе экономики, используются коды операций сектора государственного управления (КОСГУ). Используются и другие коды бюджетной классификации (ведомственная и функциональная классификация).
Фактические кассовые расходы можно сравнить с утвержденными плановыми (сметными) назначениями. Аналогично расходам по бюджетным средствам следует проанализировать состав и структуру кассовых расходов по приносящей доход деятельности (виды расходов и коды те же самые).
При анализе затрат, сформированных методом начислений, в составе расходов вместо поступления нефинансовых активов (коды 310 и 340) включают статьи «амортизация основных средств и нематериальных активов» и «расходование материальных запасов» (КОСГУ 271 и 272).
Таблица 3.3.6 – Фактические кассовые расходы ФГБОУ ВПО «Вуз» (бюджетные средства)
Виды расходов | КОСГУ | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. в % к 2011г. | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |||
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда | ||||||||
заработная плата | ||||||||
прочие выплаты | - | - | - | |||||
начисления на выплаты по оплате труда | ||||||||
Приобретение работ, услуг | ||||||||
услуги связи | - | - | - | |||||
транспортные услуги | - | - | - | - | - | Х | ||
коммунальные услуги | ||||||||
арендная плата | - | - | - | - | - | Х | ||
работы, услуги по содержанию имущества | ||||||||
прочие работы, услуги | ||||||||
Социальное обеспечение | ||||||||
пособия по социальной помощи населению | ||||||||
Прочие расходы | ||||||||
Поступление нефинансовых активов | ||||||||
увеличение стоимости основных средств | - | |||||||
увеличение стоимости материальных запасов | ||||||||
Итого расходов |
Активы учреждения и источники их формирования (пассивы) анализируются по составу и структуре на основании данных бухгалтерского баланса.
Структура баланса учреждений и органов государственной власти также имеет свои особенности.
Таблица 3.3.7 - Состав и структура активов ФГБОУ ВПО «Вуз» в 2013 году, млн руб.
Статьи актива | На начало года | На конец года | В % к итогу на конец года | ||||
бюджет (субси-дии) | платная деятель-ность | итого | бюджет (субси-дии) | платная деятель-ность | итого | ||
Нефинансовые активы | 171 353 | 25 974 | 197 327 | 166 777 | 29 152 | 195 929 | 96,2 |
основные средства (остаточная стоимость) | 124 307 | 13 188 | 137 495 | 121 143 | 12 413 | 133 556 | 65,6 |
нематериальные активы (остаточная стоимость) | - | ||||||
непроизведенные активы (земля) | - | - | - | - | - | ||
материальные запасы | 7 709 | 8 193 | 7 996 | 8 068 | 4,0 | ||
вложения в нефинансовые активы | 45 556 | 5 015 | 50 571 | 8 657 | 54 213 | 26,6 | |
затраты на изготовление готовой продукции (работ, услуг) | - | - | - | ||||
Финансовые активы | 12 033 | 12 075 | - | 7 821 | 7 821 | 3,8 | |
денежные средства учреждения | - | 11 905 | 11 905 | - | 7 767 | 7 767 | 3,8 |
расчеты по доходам | - | - | - | ||||
расчеты по выданным авансам | - | - | - | ||||
расчеты по кредитам (займам, ссудам) | - | - | - | - | - | ||
расчеты с подотчетными лицами | - | - | - | - | - | ||
расчеты по ущербу имуществу | - | - | |||||
прочие расчеты с дебиторами | - | - | - | ||||
Итого активов | 171 395 | 38 007 | 209 402 | 166 777 | 36 973 | 203 750 |
Таблица 3.3.8– Состав и структура пассивов ФГБОУ ВПО «Вуз» в 2013 году, млн руб.