Преимущества работы в сенсорной комнате.




1. Для развития и гармонизации эмоционально-волевой сферы детей:

• возможность снятия психоэмоционального напряжения;

• формирование саморегуляции и самоконтроля;

• возможность управлять своим телом, дыханием;

• формирование умения передавать свои ощущения в речи;

• возможность умения расслабляться, освобождаться от напряжения;

• формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

• формирование уверенности в себе.

2. Для развития коммуникативной сферы детей:

• формирование эмпатических чувств, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

• формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

• возможность снятия негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3. Для развития психических процессов и моторики детей:

• формирование произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;

• формирование памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое), умственных способностей;

• возможность развития координации, в том числе зрительно-моторной.

Особенности реализации программы. На базе Купинского филиала программа реализуется в течение 6 недель (при соблюдении режима проведения), занятия проводятся 2 раза в неделю. Форма проведения занятий смешанная (занятие № 1 и № 11- индивидуальные, занятия № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12- групповые). Первое занятие направлено на проведение входной углубленной диагностики актуального уровня развития детей. Занятия №11 предполагает проведение итоговой диагностики, необходимой для отслеживания динамики развития сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сферы у детей. Занятие № 12 предполагает проведение заключительного праздничного мероприятия в групповой форме. Участие на последнем занятии с приглашением родителей (законных представителей) и педагогов, позволяет подвести итоги проделанной работы, продемонстрировать эффективные приемы работы с детьми. Занятия всех специалистов филиала объединены общей лексической направленностью: в рамках темы «Времена года», конкретизация происходит в соответствии с сезоном, во время которого проводится цикл занятий. В зависимости от сезона (зимнего, весеннего, летнего, осеннего) подбирается лексический материал и инструментарий (дополнительная наглядность, раздаточный материал, игрушки, фигуры, модули, аппаратура). Выбор лексической направленности способствует более лёгкому восприятию информации, основанной на опыте и знаниях ребенка об окружающем мире. Необходимые дополнения и корректировки в содержание занятий добавляются в соответствии с рекомендациями специалистов (например, учителя - логопеда при работе с детьми, имеющими речевые нарушения). Временные границы занятий устанавливаются в соответствии с индивидуальными психофизиологическими и возрастными особенностями детей, приблизительная длительность занятия составляет 25-30 минут.

Теоретико - методологическими основами стали:

ü положения психологической теории деятельности, принятые в отечественной психологии и нашедшие отражение в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и др.;

ü теоретические представления в психологических новообразованиях дошкольного возраста Д.Б. Эльконина;

ü положения концепции сенсорно-перцептивного развития, разработанные в отечественной педагогике и психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В.С. Мухина и др.) и зарубежной педагогической практике (Ф. Фребель, М. Монтессори);

ü современные методические разработки, методические рекомендации, дидактический материал и программы следующих авторов: М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.Г. Грецова, Н.В. Корнеевой, И.В. Дубровиной, И.В. Шаповаленко;

ü программы психологов Мошковского, Куйбышевского, Татарского и Каргатского филиалов Н.И. Браславской, Е.А. Клинг, Т.А. Игониной, Е.В.Липатовой

Методологическую основу программы составляют общие принципы коррекционно-развивающей работы. При построении программы учитывались принципы составления коррекционно-развивающих программ по Г.В. Бурменской:

ü Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика, проведенная перед началом занятий по программе, позволяет индивидуально подобрать актуальный уровень сложности заданий для каждого ребенка.

ü Деятельностный принцип коррекции. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка происходит в ходе направляемого педагогом-психологом взаимодействия ребенка с оборудованием темной сенсорной комнаты. В ходе каждого занятия совершенствуются практические умения и навыки ребенка.

ü Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В зависимости от возраста детей, их индивидуально-психологических особенностей и уровня развития сенсорно-перцептивной сферы в структуре и содержании занятия производятся изменения. В том числе регулируется уровень сложности и продолжительности занятий, длительность использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.

ü Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность их развития.

ü Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Данный принцип реализуется в ходе индивидуальных консультаций педагога-психолога с педагогами и родителями детей группы.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре, условиям и планируемым результатам (целевым ориентирам).

В рамках проведения занятий по программе приоритет отдаётся использованию здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий. Возрастные особенности детей дошкольного определяют необходимость использования игровой технологии в ходе занятий.

Основные формы и методы работы:

  • упражнения на развитие сенсорных процессов;
  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • элементы сказкотерапии и игротерапии;
  • танцедвигательные упражнения;
  • техники релаксации;
  • упражнения, направленные на развитие процессов саморегуляции;
  • психогимнастические этюды;
  • элементы массажа и самомассажа;
  • беседа.

Структура занятия:

- Ритуал приветствия.

- Разминка. Активизация деятельности.

- Основная часть. Игровое задание на развитие психических процессов.

-Подведение итогов занятия (рефлексия).

- Ритуал прощания (окончания занятия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: