Методы и методики отслеживания эффективности реализации программы.




Эффективность работы отслеживается:

- по данным психологической диагностики, проводимой перед началом и по завершении занятий по программе;

- по результатам «сквозной» диагностики на каждом занятии;

- по результатам внешней оценки: в ходе получения обратной связи от педагогов/воспитателей и родителей (законных представителей).

Диагностические процедуры:

1. Диагностика на вводном и заключительном занятии. Цель: исследование зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы участников группы перед началом и после окончания занятий по программе, выявление динамики.

Психодиагностические методики:

I. Оценка зрительного восприятия (Приложение 1):

1. Оценка восприятия цвета.

2. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».

3. Методика «Эталоны».

II. Оценка слухового восприятия (Приложение 2):

1. Воспроизведение несложных ритмических рисунков.

2. Повторение звуков, слогов, слов.

III. Оценка тактильных ощущений (Приложение 3):

1. Узнавание знакомых предметов на ощупь.

2. Модифицированная проба Сегена.

IV. Диагностика эмоционально-волевой сферы:

1. Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (Приложение 4).

2.Тест на тревожность детей 3,5 - 7 лет. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Проводится первичный и итоговый консилиум.

2. «Сквозная» диагностика на каждом занятия. Цель: исследование и выявление динамики эмоционального состояния участников в начале и в конце каждого занятия.

Психодиагностические методики:

Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» («Индикаторы настроения» - авторский модифицированный вариант методики «Эмоциональное цветовосприятие» А.Н. Лутошкина) (Приложение 4). При помощи символов (друзей-человечков, обозначающих эмоциональное состояние ребёнка) детьми заполняется «Планета волшебства». Педагоги оформляют дневники динамического наблюдения.

3.Внешняя оценка. В качестве отслеживания эффективности программы также на протяжении всего цикла занятий проводятся беседы с родителями и педагогами, открытые занятия для тех и других с целью получения обратной связи об эффективности проведённой работы (отзывы).

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные: желание детей посещать занятия в сенсорной комнате, благоприятный эмоциональный фон на занятиях, установление доброжелательных отношений между педагогом-психологом и участниками, положительная устная обратная связь в конце каждого занятия, положительные изменения в состоянии эмоционально-волевой и сенсорно-перцептивной сферах детей по результатам наблюдения педагога-психолога, других педагогов, работающих с детьми, родителей.

Количественные: увеличение числа воспитанников с высоким и средним уровнем развития процессов восприятия. Снижение числа воспитанников с высоким уровнем тревожности.

Исходя из успешности выполнения испытуемыми тестовых заданий,для удобства анализа результатов, целесообразно выделить уровни развития зрительного, слухового и тактильного восприятия:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно выполняет задание, допуская незначительные ошибки, темп деятельности высокий. Количественный показатель выполнения всех методик блока – высокий.

Средний уровень – ребенок самостоятельно выполняет легкий вариант задания, испытывает сложности при усложнении задания, темп деятельности средний или неравномерный. Количественный показатель выполнения всех методик блока – средний.

Низкий уровень – допускает ошибки при выполнении легкого варианта задания, не усваивает инструкцию, затрудняется при выполнении задания с помощью. Темп деятельности низкий. Количественный показатель выполнения всех методик блока – низкий.

Результаты исследования уровня тревожности оцениваются в соответствии с тремя уровнями (высоким, средним, низким), выделенными в руководстве к методике исследования тревожности. Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

Содержание программы:

Программа включает три этапа:

1. Диагностический этап (2 занятия). Цель: знакомство с воспитанниками, создание благоприятного психологического климата, изучение актуального уровня развития сенсорно-перцептивной и эмоционально - волевой сфер у детей дошкольного возраста.

2. Коррекционно-развивающий этап (8 занятий). Цель: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой и познавательной сфер.

На данном этапе занятия условно разделены на 4 блока: тактильный, зрительный, слуховой, блок развития эмоционально-волевой сферы.

ü Занятия тактильного блока направлены на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности.

ü Занятия зрительного блока направлены на развитие зрительного восприятия, так как благодаря зрительному анализатору человек получает до 90% информации из окружающего мира. [42]. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным эффектом обладают цвето - световое оборудование темной сенсорной комнаты. Каждое занятие этого блока направлено на игровое взаимодействие ребенка с одним-двумя приборами, во избежание чрезмерной сенсорной стимуляции.

ü Занятия слухового блока направлены на развитие восприятия звуков на слух. У детей с трудностями в развитии часто страдает фонематический слух, который во многом предопределяет успешность школьного обучения, поэтому развитие слухового восприятия актуально для данной категории детей.

ü Занятия блока эмоционально-волевой сферы направлены на сформированность процессов саморегуляции, сформированность способности контролировать свои эмоции, дифференцировать эмоциональные состояния.

В каждом блоке проводятся занятия 2 типов:

ü занятия, направленные на первичное ознакомление детей с различным оборудованием;

ü занятия с элементами сказкотерапии.

С целью повышения мотивации детей по завершении каждого блока проводится занятие с использованием сказочного сюжета, где какой-нибудь тренажёр становится частью сказки. Такие занятия, включающие элементы сказкотерапии, направлены на решение следующих проблем:

· замкнутость, нежелание вступать в контакт;

· агрессивное поведение;

· тревожность и низкая самооценка.

В сказочном сюжете в метафорической форме зашифрована информация о способах преодоления конфликтной ситуации. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Работа со сказкой строится следующим образом: сказку рассказывает педагог, привлекая детей к ее драматизации, после следует обсуждение сказки. Причем, при обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение.

Важным элементом каждого занятия являются упражнения, направленные на обучение навыкам расслабления, снятие мышечного напряжения. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

3. Завершающий этап (2 занятия). Цель: выявление динамики развития сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфер у дошкольников.

Структура занятий представлена тремя частями.

Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, привлечение внимания детей в начале занятия, создание атмосферы интереса к занятию, создание благоприятного психологического климата в группе.

Коррекционно-развивающая часть занятия включает в себя активизирующую, основную и релаксационную части, которые состоят из функциональных, глазодвигательных, дыхательных, коммуникативных и т.п. упражнений и релаксации. Педагог-психолог может варьировать части занятия в соответствии с его задачами.

Заключительная часть занятия включает в себя подведение итогов (рефлексия занятия), получение обратной связи, определение степени эмоционального благополучия детей в конце занятия, ритуал прощания.

Обратная связь проводится в конце каждого занятия (кроме первого и последнего) в вопросно-ответной форме, путём заполнения «планеты настроения» (заполнение макета планеты «цветовым индикатором настроения» с условными обозначениями человечка).

Работа в рамках реализации программы не требует строгого соблюдения алгоритма занятий, педагог-психолог в темной сенсорной комнате может заменять и варьировать упражнения, что позволит эффективнее использовать интерактивное оборудование.

Гарантия прав участников программы обеспечивается при наличии:

- пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность филиала в коррекционно-развивающем направлении;

- комфортной психологической атмосферы, способствующей конструктивному взаимодействию взрослый-ребёнок, специалист-родитель.

Основные права и обязанности участников программы (специалистов, детей, родителей):

Специалист, реализующий данную программу, обязан:

ü защищать права и сохранять физическое и психологическое здоровье ребёнка;

ü соблюдать этический кодекс педагога-психолога в диагностико-коррекционно-развивающей работе с ребенком, в консультировании родителей и педагогов;

ü соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы в работе с детьми дошкольного возраста;

ü соблюдать принципы, цели и задачи конкретной коррекционно-развивающей программы;

ü использовать в диагностической работе комплект сертифицированного диагностического инструментария;

ü повышать психолого-педагогические знания родителей и педагогов о возрастных особенностях данных детей;

ü предоставлять родителям достоверную и корректную информацию о ребенке по результатам диагностики и коррекционно-развивающей работы; рекомендации по оказанию ребенку дальнейшей помощи;

ü предоставлять консилиуму образовательного учреждения, которое посещает ребенок, рекомендации по дальнейшему сопровождению (организация ППМС сопровождения, создание специальных образовательных условий).

Специалист, реализующий данную программу, имеет право:

ü определять формы коррекционно-развивающей работы – индивидуальная, групповая, смешанная;

ü определять стратегию и тактику проведения коррекционно-развивающей работы, вносить изменения и дополнения в содержание занятия, ориентируясь на потребности и эмоциональное состояние ребёнка на данный момент.

ü определять частоту консультирования родителей и педагогов, частоту и длительность посещения ими коррекционно-развивающих занятий;

Родители ребенка, посещающего занятия обязаны:

ü предоставлять информацию о ребёнке, запрашиваемую специалистами филиала, в рамках реализации коррекционно-развивающей работы;

ü защищать право ребенка на образование, сохранять и укреплять его физическое и психологическое здоровье;

ü взаимодействовать с педагогом-психологом, выполнять его рекомендации;

ü обеспечивать посещение ребенком занятий (в соответствии с расписанием), информировать специалистов (до начала занятия) о пропуске ребенком занятия и его причине;

Родители имеют право:

ü запрашивать от психолога информацию о ребенке по результатам диагностики и реализации программы;

ü принимать участие в коррекционно-развивающей работе – консультироваться, посещать занятия, вносить свои предложения;

ü не информировать образовательное учреждение о рекомендациях специалистов филиала по дальнейшему сопровождению ребенка (организация ППМС сопровождения, создание специальных образовательных условий).

ü отказаться от получения коррекционно-развивающей помощи своему ребёнку;

Педагоги образовательного учреждения, в котором обучается и воспитывается ребёнок, при взаимодействии с филиалом в рамках коррекционно-развивающих занятий несут ответственность:

ü за предоставленную информацию о развитии ребенка по запросу филиала;

ü за создание специальных образовательных условий и выполнение рекомендаций специалистов филиала по итогам занятий;

ü за организацию сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения с мониторингом динамики развития ребенка;

ü за информацию об организации сопровождения и динамике развития ребенка по запросу филиала.

Педагоги имеют право:

ü направлять родителей и детей с ОВЗ на консультацию со специалистами филиала;

ü посещать коррекционно-развивающие занятия, консультироваться

для ознакомления с формами и методами работы, способствующими успешности ребёнка в образовательной деятельности.

Материально - техническое обеспечение. Для реализации программы необходима оборудованная тёмная сенсорная комната.

Оборудование темной сенсорной комнаты

№ п/п Название оборудование Описание оборудования Назначение оборудования
1. Пуфик-кресло с гранулами Сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Служит удобной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами его тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его руками и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистирольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.
2. Детский раскладной диван «Трансформер» Мягкий модуль, который легко превращается в удобный уголок. Позволяет принять удобную позу, отдохнуть и спокойно понаблюдать за происходящим вокруг.
3. Маты для сенсорной комнаты (напольные и настенные) Маты разных размеров (разноцветные). Служат в качестве мягкого напольного и настенного покрытия, на котором ребенок и взрослый могут лежать, сидеть, двигаться. Маты обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате. Служат для развития общей моторики, развития образа тела, развития фантазии и воображения, релаксации, развития пространственных представлений, отреагирования негативных эмоций.
4. Сухой бассейн Угловой с мягкими стенками бассейн, наполненный пластмассовыми разноцветными шариками. Используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, человек может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела человека, находящегося в бассейне. Это особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве.
5. Сенсорная тропа   Мат изготовлен из искусственной кожи, на котором изображены цветные, различные геометрические фигуры. Предназначена для сенсорно-моторного развития, развития логического мышления, изучения цвета, начальных математических цифр и форм, внимания, речи, способствует сенсорному и познавательному развитию ребенка, тренирует тактильное и зрительное восприятие, ориентацию в пространстве, мышление.
6. Дорожка ребристая (ортопедическая). Изготовлена из прочной пластмассы. Состоит из ребристых палочек. Массажная дорожка предназначена для профилактики плоскостопия и тренировки вестибулярного аппарата ребенка, для развития основных движений, развития тактильного восприятия, координации движений. Способствует: развитию тактильных ощущений, массажу стопы, укреплению нервной системы ребенка.
7. Черепаха Игровой мягкий развивающий модуль, разбит по секторам (шнуровка, застежка молния, пуговицы, пряжки, цифры на липучках). Модуль предназначен для развития сенсорных способностей, мелкой моторики, изучения начальных математических цифр, выработки навыков самообслуживания у детей. Эту огромную мягкую черепаху можно использовать как развивающую игрушку. На ее панцире расположилось обширное игровое поле с разнообразными дидактическими приспособлениями. Панцирь разделен на разноцветные сектора, к которым крепятся дидактические наборы: цифры, замочки, шнуровка, пряжки. Игры с этими наборами развивают у ребенка пространственно-логическое мышление. В оформлении игрушки использованы почти все основные цвета, которые также можно выучить с ребенком в процессе игры. Все детали черепахи, кроме шнуровки, сделаны из приятной на ощупь искусственной кожи. Диаметр панциря 70 см. Наполнитель игрушки – плотный и упругий поролон, что позволяет использовать дидактическую черепаху как отличный мягкий пуф для отдыха.
8. Цветные мягкие модули Набор разноцветных объемных мягких геометрических фигур (параллелепипеды, цилиндры, треугольные призмы, лесенки, арки и др.). Цветные мягкие модули используются для объемного моделирования, конструирования различных сооружений в зависимости от целей занятия. Развивают моторные умения, творческие способности детей, наглядно-действенное мышление, двигательную активность, формируют пассивный и активный словарь, развивают общую моторику, координацию движений.
9. Сухой душ Разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. Сухой душ может использоваться как «уголок уединения».
10. Цветодинами-ческий светильник «Жар-птица».   Компактный прибор, состоит из прожектора и прозрачного двадцатигранного икосаэдра. Свет из прожектора, проходя через многогранник, заполняет все пространство комнаты цветными бликами, не имеющими четкой формы. Цветодинамический светильник «Жар-птица» используется для развития воображения, концентрации внимания, создания образов-представлений о реальной действительности и т. п. Он может применяться в ходе релаксационных занятий, а также занятий на основе фантазийных и сказочных сюжетов.
11. Звукоактивиро- ванный проектор светоэффектов «Русская пирамида. Прибор, проецирующий на любую поверхность темной сенсорной комнаты калейдоскоп бесформенных световых пятен, постоянно меняющих цвета и их тональности. Восприятие светоэффектов развивает воображение, внимание. Способствует взаимодействию зрительного и слухового восприятия, способствует эмоциональному комфорту во время занятий.
12. Мерцающая нить с контролёром. Гибкая, пластмассовая трубка, с цветными лампочками внутри по всей длине (встроенный контроллер, где фиксирует различные режимы подсветки). Данное оборудование стимулируют зрительное и тактильное восприятие, развивает координационные способности, мышечную чувствительность, позволяет активизировать внимание, успокаивает, то есть снимает тревожное состояние, излишнее напряжение.
13. Пучок фиброоптичес-ких волокон с боковым свечением «Звездный дождь». Россыпь 100 фиброоптических волокон длиной 2 м, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Волокна можно перебирать в руках, обматывать вокруг рук, лежать на них, исследовать их свойства и качества зрительно и тактильно. Блестящие, сверкающие волокна позволяют концентрировать внимание, формируют представления о цвете. Занятия с ними способствуют развитию внимания, успокаивают.
14. Подвесная система «Мелодичный звон» и набор подвесных стеклянных фигурок. Металлические трубки и стеклянные фигурки, подвешенные над дверью и звенящие при их касании. Используются для развития кинестетических и аудиовизуальных ощущений, развития слухового восприятия, концентрации внимания, развития способности к планированию движений, познавательного интереса и т.п. Приятные, нежные звуки, которые издают металлические трубки и стеклянные фигурки при движении воздуха или при касании их, действуют успокаивающе. Это оборудование используется для развития сенсорно-перцептивных ощущений, дыхания, в ходе релаксационных занятий, а также как сигнал к переключению с одного вида деятельности на другой, то есть для развития процессов саморегуляции.
15. Фонтан водный напольный «кувшинка».   Источник воды, которая стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Звук журчащей воды успокаивающе воздействует на нервную систему. Фонтан используется во время проведения релаксационных процедур, тематических занятий и т.п. Он способствует развитию сенсорно-перцептивных ощущений, воображения, концентрации внимания.
16. Механический аквариум Пластиковый аквариум с внутренней подсветкой, и вращающейся изображением разноцветных рыбок. Используется для развития внимания, воображения, зрительного сосредоточения детей.
17. Массажеры (массажные мячи «Ёжики», и массажные ролики) Резиновые массажеры круглой, овальной и цилиндрической формы с многочисленными закругленными выступами по всей поверхности. Используются для стимуляции тактильной чувствительности, снятия мышечного напряжения, обучения самомассажу и усиления эффекта релаксации во время занятий в сенсорной комнате. Повышают мышечный тонус, развивают пространственное представление, развивают мелкую моторику, коммуникативные способности.
18. Магнитофон с набором CD-дисков Техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты. Используется для музыкального сопровождения занятий.
19. Набор тактильных шариков Шарики разных размеров и фактур, изготовленные из разных материалов. Используются для развития мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
20. «Волшебная коробочка» Закрытая коробка красного цвета с круглыми отверстиями с двух сторон (по бокам) для того, чтобы можно было просунуть руки внутрь. Внутри коробки находятся разные мелкие предметы. Может использоваться для дифференциации предметов на ощупь, для закрепления названий предметов, величин, форм, для развития умения выделять существенные признаки предметов, для тактильного развития детей, развития их фантазии и воображения, тактильной чувствительности, мелкой моторики, восприятия, речи. Используются для формирования интермодальных связей.
21. Набор музыкальных игрушек «Музыкальная шкатулка» В набор музыкальных игрушек входят маракасы, барабан, бубенцы, колокольчики, дудочка, ксилофон, бубны, детская шарманка. Развивают внимание, слуховую память, речь, чувство ритма, слуховое восприятие, фантазию, воображение, способствуют формированию фонематических процессов.
22. Калейдоскопы Большие и маленькие калейдоскопы разных видов. Способствуют формированию зрительного сосредоточения и восприятия, развитию координации «глаз-рука», воображения детей.
23. Мыльные пузыри Мыльный раствор во флаконе. Может использоваться для дыхательной гимнастики, зрительного сосредоточения, создания благоприятного эмоционального фона.
24. Разноцветные шифоновые платки Разноцветные квадратные шифоновые платки размером 0,5 м х 1 м. Используются в упражнениях на релаксацию и в танцедвигательных упражнениях.
25. Набор «Узнай звук» Набор состоит из пластмассовых цилиндров, расположенных в коробке с ячейками. Внутри цилиндров находится природный материал и другие мелкие предметы. Развивает умения дифференцировать звуки, способствует развитию слуховой чувствительности.
26. Сенсорный мяч - «гигант»   Изготовлен из искусственной кожи. Мягкий мяч с гладкой поверхностью Стимулирует сенсорику, обеспечивает легкий массаж всего тела, развивает глазодвигательную координацию, двигательную активность, способность ощущать свое тело и контролировать мускулатуру.
  Шелковый мешочек с маленькими игрушками Мешочек небольшого размера и набор пластмассовых или резиновых игрушек Используется для развития сенсомоторики.

 

Необходима мягкая игрушка – Лунтик, который является «хранителем» мира сенсорной комнаты и активно используется на занятиях.

В ходе реализации программы используется оборудование, которое можно условно разделить на 2 группы:

  1. Постоянное оборудование и материалы:

· мягкая развивающая среда темной сенсорной комнаты (напольные и настенные маты, подушки, пуфики-кресла с гранулами),

· мягкая игрушка – Лунтик (персонаж из мультфильма).

· магнитофон,

· диски с музыкой разного характера и со звуками природы.

  1. Оборудование и материалы, использование которого варьируется от занятия к занятию.

Рекомендации к проведению занятий:

· перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т. п.;

· включение проекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, должно быть постепенным;

· ограниченное использование интерактивных приборов, а также нужно предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы;

· необходимо гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений. Например, фонтан водный напольный «кувшинка» с пучком фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» может сопровождаться спокойной мелодией, в то время как проекторы «Русская пирамида» и «Жар-птица» одновременно включаться не должны, поскольку каждый из них в зависимости от сюжета занятия требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.

Организационно-методические условия:

  • комплекс психодиагностических методик (авторы, описание и методическое руководство представлены в приложениях 1-4).

· комплекс кинезиологических, релаксационных, дыхательных, мимических, глазодвигательных упражнений, групповая психогимнастика, методы визуализации, игры со сменой ролей.

Психолого - педагогические условия:

ü уважение взрослых к человеческому достоинству ребёнка, формирование и поддержка его положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

ü построение коррекционно-развивающей деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающие социальную ситуацию его развития и его ресурсные возможности;

ü поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия друг с другом в разных видах деятельности;

ü возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

ü защита детей от всех форм физического и психического насилия;

ü поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в коррекционно-развивающую деятельность.

Для детей, посещающих диагностико-коррекционно-развивающие занятия, создаются необходимые условия оказания ранней коррекционно-развивающей помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и индивидуально-ориентированных методов, способов общения и условий.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития ребенка, направленная на выявление и изучение его индивидуально-психологических особенностей. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции и развития ребенка.

Информационно-методические условия (список литературы):

1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961.

2. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1986.

3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб: Союз, 2001. 320 с.

4. Борякова Н.Ю. // Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // https://www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html

5. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В. Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие - Спб: Каро, 2005 - 304 с.

6. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/Под научной редакцией И.Ю. Левченко. – М.: Книголюб, 2008. – 96 с.

7. Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Журнал Дефектология, 1996 № 3

8. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 160 с.

9. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб: Питер, 2001. - 656 с.

10. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

11. Жевнеров В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно – методическое пособие. – СПб: Издательство “ХОКА”, 2007. – 416 с.

12. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность //https://www.psychology-online.net/articles/doc-1466.html

13. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с.

14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 208 с.

15. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / под общей редакцией Е.Е. Чепурных. – М.-Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. – 174 с.

16. Криницкая О.И. Взаимосвязь чувственного восприятия и речи в процессе познания детьми окружающего мира // https://www.mgpu.ru/article.php?article=242

17. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.

18. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002.

19. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского Москва «Педагогика» 1983

20. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2004. – 320 с.

21. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.

22. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб: Речь, 2001. - 220 с.

23. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов - М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства)

24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: Издательский центр «Академия», 2006г. – 608 с.

25. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 352 с.

26. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996г. – 374 с.

27. Общая психология: в 7 томах. /под ред. Б.С. Братуся/ Том 2. Ощущение и восприятие. / А.Н. Гусев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г. – 416 с.

28. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

29. Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

30. Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007.

31. Процко Т.А. Психолого–педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб.- метод. пособие. – Мн.: БГПУ им.М.Танка, 2000

32. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. – СПб, Питер, 2000. – 432 с.

33. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб: Прайм-Еврознак, 2002 - 656 с.

34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб, Питер, 2002 - 720 с.

35. Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию / ООО производственно-коммерческая фирма «Альма». – СПб.

36. Словарь психолога-практика. Сост. С.Ю. Головин – 2-е изд., – Мн.: Харвест, 2005. – 976 с.

37. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия»,2005. - 464 с.

38. Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010. – 141 с.

39. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. - 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.

40. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.

Электронные ресурсы:

41. https://meduniver.com/Medical/Physiology/279.html

42. https://psy.1september.ru/article.php?ID=200501113

43. https://www.takzdorovo.ru/profilaktika/obraz-zhizni/kak-zashhitit-zrenie/

Тематическое планирование занятий

№ п/п Тема занятия Цели занятия Используемое оборудование
Диагностический этап
1. «Давайте познакомимся» (первичная диагностика) диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы перед началом занятий по программе оборудование для проведения диагностики, бланки методик
2. «Здравствуй, Волшебная комната» знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, установление доверия между педагогом-психологом и детьми сенсорная тропа, пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», механический аквариум,фонтан водный, напольный «кувшинка».  
Коррекционно-развивающий этап
Тактильный блок
3. «Мягкий мир»   развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, фантазии и конструктивных умений, снятие психоэмоционального напряже


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: