Коррекционно-развивающая программа
По развитию сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфер у детей старшего дошкольного возраста в специально созданных условиях сенсорной комнаты
Составитель:
Пояснительная записка
Описание проблемной ситуации
Программа«Планета волшебства» является психолого–педагогической коррекционно-развивающей программой дополнительного образования и предназначена для реализации педагогом–психологом в условиях диагностико-коррекционно-развивающих занятий в
Актуальность программы обусловлена наличием преобладающего количества запросов от родителей и педагогов, отражающих тенденцию увеличения количества детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем сформированности сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сферы. Ранняя помощь детям старшего дошкольного возраста, имеющим данные трудности, реализуемая программой «Планета волшебства», имеет большое значение для полноценного развития личности каждого воспитанника и предупреждения его неуспешности при поступлении в школу.
Цель и задачи программы:
Диагностическая цель: определение уровня сформированности сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфер у детей старшего дошкольного возраста; выявлением эффективных форм, методов и приёмов работы с данной категорией детей.
Развивающая цель: развитие сенсорно-перцептивной и эмоциональной сфер у детей старшего дошкольного возраста с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты.
Методическая цель: определение специальных образовательных условий на основе подобранных эффективных форм, методов и приёмов для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста.
|
Задачи для ребёнка:
1. Стимулировать сенсорную чувствительность; развивать зрительные, слуховые и тактильные ощущения;
2. Обучить детей приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения;
3. Развивать способность эмоционально регулировать собственное поведение, управлять своими чувствами и эмоциями;
4. Развивать умение выражать эмоции через мимику, жесты, позы, слова; умение понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей;
5. Формировать представления об окружающем мире;
6. Снизить уровень тревожности.
Задачи для педагога:
1. Определять актуальный уровень сформированности сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфер у детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить наиболее эффективные способы и приёмы контроля детьми над собственным телом;
3. Способствовать формированию у детей умения действовать по сигналу/показу/инструкции/образцу взрослого;
4. Выбрать наиболее эффективные методы работы с детьми с недостаточной произвольной регуляцией деятельности и поведения;
5. Отработать выбранные приёмы, формы и методы работы совместно с педагогами, воспитателями и родителями (законными представителями).
Данная программа предназначена для следующих категорий детей старшего дошкольного возраста:
ü дети с тотальным недоразвитием простого (уравновешенного) варианта;
ü дети с парциальным недоразвитием отдельных компонентов психической деятельности;
ü дети с парциальным недоразвитием смешанного типа;
|
ü дети с темпово-задержанным развитием;
ü дети условно возрастной нормы с трудностями регуляции эмоций и поведения;
ü дети с условно возрастной нормой социальной и педагогической запущенностью.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики детей старшего дошкольного возраста: повышенная утомляемость; эмоциональная истощаемость и отвлекаемость, импульсивность, недостаточная сформированность контроля и самоконтроля; недостаточная произвольность восприятия, внимания, памяти; трудности восприятия, переработки и удержания информации на слух; трудности при выполнении самостоятельных заданий по зрительно воспринимаемому образцу; низкая познавательная мотивация и психологическая готовность к школе.
Таким детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий. Очень важно создать оптимальные условия, направленные на развитие зрительного, слухового, двигательного восприятия, что в конечном итоге будет способствовать более успешному развитию личности ребенка дошкольного возраста, лучшей его адаптации в обществе.
Данная программа будет недостаточно эффективна в работе с детьми:
ü с искажённым развитием личности;
ü варианты дефицитарного развития (развитие в условиях дефицитарности опорно-двигательного аппарата);
ü варианты локально и диффузно поврежденного развития (наличие выраженного поражения зрительного и слухового анализатора).
Противопоказано использование программы с детьми:
ü с хроническими заболеваниями в стадии обострения;
ü с инфекционными заболеваниями до окончания срока карантина.
|
Ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:
Ограничения и противопоказания к участию в освоении программы обусловлены, в первую очередь, спецификой оборудования темной сенсорной комнаты. Оборудование темной сенсорной комнаты обладает значительной интенсивностью воздействия на психику человека, следовательно, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и развивающей практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.
В силу того, что на занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света и звуков, выделяются некоторые категории детей, для занятия с которыми не рекомендуется использовать определенные виды интерактивного оборудования или дозировать их применение.
Таким образом, осторожно следует подходить к занятиям в темной сенсорной комнате с детьми, имеющими следующие проблемы:
Астенические проявления. Время пребывания в темной сенсорной комнате для данной категории детей необходимо наращивать от занятия к занятию (от 7 до 15-20 минут).
Коммуникативные нарушения. При работе с детьми, имеющими коммуникативные нарушения, рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ними.
Синдром гиперактивности (синдром двигательной расторможенности). Для занятий с гиперактивными детьми в темной сенсорной комнате необходимо использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.
Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. Занятия в темной сенсорной комнате с детьми, страдающими данным заболеванием, проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом. Если врач допускает возможность ее применения, то время пребывания в ней строго ограничивается. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом.
Умеренная и тяжелая умственная отсталость. Детям с тяжелой умственной отсталостью не следует предлагать оборудование, которое требует достаточно точного уровня взаимодействия на тактильном уровне.
Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия в темной сенсорной комнате с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами [12; с. 58-60].
Дополнительной подготовки и внимания требует организация работы в сенсорной комнате со следующими категориями детей:
Дети с нарушением зрения. В ходе занятий опора делается на более сохранные слуховые и тактильные анализаторы. Занятия в темной сенсорной комнате с людьми с нарушенным зрением требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.
Дети с нарушением слуха. Использование интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты и оборудования, требующего дополнительных пояснений, обуславливает необходимость комплексного взаимодействия педагога-психолога и сурдопедагога.
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги (воспитатели), специалисты филиала (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог).