ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЛОГИСТИКА — наука о правильном планировании, контроле и управлении движения информационных, материальных и финансовых ресурсов в разных системах для достижения поставленных целей
Материальные ресурсы — предметы труда: сырье, материалы, сборочные единицы, топливо, запасные части для ремонта и обслуживания технологического оборудования, отходы производства
Материальный поток — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространств
Разделы логистики:
• информационная логистика;
• закупочная (снабженческая) логистика;
• логистика производственных процессов (производственная логистика);
• сбытовая (распределительная) логистика;
• логистика запасов;
• логистика складирования (складская логистика);
• транспортная логистика.
СЕМЬ ПРАВИЛ ЛОГИСТИКИ:
доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время
Логистика снабжения — комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами
ЦЕЛЬ ЛОГИСТИКИ СНАБЖЕНИЯ — гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене
Логистика производства — регулирование производственного процесса в пространстве и во времени, а именно
|
· планирование материальных потоков
· управление материальными потоками
· организация внутрипроизводственной транспорти-ровки,
· организация внутрипроизводственного складирования
· организация поддержания запасов на стадиях заготовки, обработки и сборки продукции
Цель производственной логистики - обеспечение своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализации готовой продукции
Календарный метод планирования предназначен для определе-ния «конкретных сроков процесса производства (запуска, выпуска изделий; опережений запуска, выпуска изделий, сборочных единиц относительно выпуска рассматриваемого изделия) каждого наименования выпускаемой продукции
Объемно-календарный метод планирования обеспечивает одновременную связь сроков и объемов производимых работ в производственной системе с возможной пропускной способностью производства на весь рассматриваемый временной период
Система KANBAN (карточка) — система организации производства и снабжения, позволяющая в полной мере реализовать концепцию «точно вовремя»
Единичное производство характеризуется: малым объемом выпуска одинаковых изделий
Серийное производство характеризуется производством нескольких однородных типов изделий периодически повторяющимися партиями
Массовое производство характеризуется большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых продолжительное время
|
Поточное производство — форма организации производственного процесса, при которой все операции согласованы во времени, повторяются через строго установленные интервалы
Сбыт — начальная стадия процесса выхода товара в сферу использования; реализация продукции; купля-продажа
Основная цель сбытовой логистики - обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными защитами.
Распределительный канал — объект, который обеспечивает доведение материального потока от производителя до потребителя
Дилеры — оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реализуют эти товары потребителям.
Дистрибьюторы — оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителей и за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право ее продажи.
Комиссионеры — оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операций.
Брокеры — посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки; вознаграждение получают только за проданную продукцию.
|
Склад —сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения задач по хранению материального потока
Логистика складирования — управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства
Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений или потерь
Задачи складской логистики:
· размещение товаров;
· количественная и качественная сохранность запасов;
· учет запасов;
· обновление запасов.
Транспорт — отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов
Главная цель транспортировки — доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами
Классификация видов транспорта:
· Железнодорожный;
· Автотранспорт;
· Водный: морской, речной;
· Трудопроводный;
· Воздушный
Задачи транспортной логистики:
• определение вида транспорта;
• определение типа транспортного средства;
• выбор поставщика транспортных услуг;
• совместное планирование транспортного и складского процессов;
• согласование транспортных и погрузочных работ;
• совместное планирование перевозки грузов разными видами транспорта;
• определение рациональных маршрутов доставки грузов;
• определение суммарных расходов доставки груза.
Преимущества и недостатки использования видов транспорта
Вид транспорта | Преимущества | Недостатки |
Железнодорожный | Возможность перевозок больших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны | Медленный (250—500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть железнодорожные пути, хищения и потери в процессе перевозки, длительные простои |
Автомобильный | Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспедирования | Средняя стоимость, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог |
Водный (морской, речной) | Перевозка больших партий, широко используется при международной торговле | Низкая скорость, зависимость от работы порта, времени года и погоды |
Трубопроводный | Большие объемы перевозок, большие расстояния | Перевозка только жидких грузов, сложность перевозки разнообразных грузов |
Воздушный | Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях | Маленькие объемы перевозок, зависимость от погоды Высокая стоимость |
Информационная логистика — наука о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении
Современная информационная логистическая система обеспечивает управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла, начиная с проектирования и производства до снятия с эксплуатации
Изделия в информационной логистической системе - это сложные технические объекты (корабли и автомобили, самолёты и ракеты, компьютерные сети и др.). Информация об объекте, содержащаяся в информационной системе является цифровым макетом этого объекта
Экономическая информация — совокупность функционирующих в экономических объектах сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.
Логистическая информация — это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.
Логистическая информация позволяет предприятию:
• получать конкурентные преимущества;
• снижать финансовый риск;
• определять отношение покупателей;
• обосновывать интуитивные решения;
• повышать эффективность деятельности;
• следить за внешней средой;
• координировать стратегию;
• повышать доверие к достигнутым договоренностям и принятым обязательствам.