Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
1. Что такое мировоззрение? Назовите его основные исторические типы.
2. Что такое философия? Каковы предпосылки ее возникновения?
3. В чем отличие философского мышления от мифологического и религиозного?
4. Что изучает философия? В чем специфика философского знания?
5. Как соотносится между собой философия и мировоззрение? Всякое ли мировоззрение есть философия?
6. Существует ли единая философия? В чем специфика восточной, западной и русской философии?
7. В чем состоит методологическая функция философии?
8. Каковы критерии периодизации истории философии?
9. Как соотносятся между собой философия и нравственность?
10. В чем сходство и различие между философией и наукой?
11. Каковы основные принципы построения онтологических и гносеологических философских концепций?
Список литературы
Задание №
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Ответ на вопрос № _ 3 __
Отличие философии от мифологии и религии — признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Тотальность мышления, его устремлённость к обобщениям значительного масштаба. Не отдельные частные случаи, конкретные образцы, единичные ситуации (всё это хорошо только для поясняющих примеров), но всеобщие суждения — о мире в целом, всём человечестве, ходе его истории, судьбах целых цивилизаций, человеческой натуре и так далее
Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено _______________________
________________________ (подпись) ________________________ (подпись)
Рекомендации преподавателя
Тема 2. ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ
УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Выделите и охарактеризуйте основные периоды развития Древнеиндийской философии. В каких древнеиндийских
произведениях содержался предфилософский комплекс идей?
2. Какие ортодоксальные и неортодоксальные школы существовали в Древней Индии?
3. Что Вам известно об основоположнике буддизма? В чем смысл учения Будды о пути преодоления страдания? В чем
состоит принципиальная новизна философии Будды?
4. Раскройте суть основных понятий древнеиндийской философии: брахман, атман, карма, дхарма, сансара, мокша и
др.
5. В каких древнеиндийских учениях и каким образом рассматривалась проблема постижения истины?
6. Каковы особенности предфилософии Древнего Китая? Когда и каким образом в Древнем Китае происходила смена
мифологической картины мира религиозно-философским мировоззрением?
7. Раскройте суть основных понятий древнекитайской философии: Инь, Ян, Дао, Небо, Ци и др.
8. Как в конфуцианстве происходило огосударствление моральных принципов, соединение философии, этики и поли-
тики?
9. В чем суть даосского учения о «человеке естественном» и пути достижения гармонии с Дао? Как даосы представля-
ли путь достижения человеком бессмертия и совершенномудрия?
10. Перечислите и охарактеризуйте основные философские школы Древнего Китая.
Задание №
Тема 2. ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ
УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Ответ на вопрос № __ 3 __
Основоположником буддийской традиции в Китае считается парфянский монах Ань Шигао, прибывший в Лоян в 148. С помощью группы китайских помощников Ань Шигао перевёл на китайский язык около 30 буддийских сочинений. Всего в Лояне в конце II века над переводами буддийских сутр трудились около десяти иностранных монахов. Тогда же в хрониках появляются первые упоминания о массовых религиозных празднествах, устраивавшихся буддийскими монастырями. Однако ещё на протяжении столетия буддизм в Китае не пользовался официальным признанием, несмотря на постоянный приток иностранных миссионеров и растущую популярность.
Четыре Благородные Истины таковы:
1. Благородная истина страдания
2. Благородная истина причины страдания
3. Благородная истина прекращения страдания
4. Благородная истина пути к прекращению страдания
Эта формулировка достаточна проста, чтобы понять, что Четыре Благородные Истины вращаются вокруг общего предмета – проблемы страдания. Они рассматривают ее с различных сторон: саму проблему, причину, решение и способы решени
Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено _______________________
________________________ (подпись) ________________________ (подпись)
Рекомендации преподавателя
Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Почему Древняя Греция стала «колыбелью философии»? Выделите причины зарождения и основные этапы развития
древнегреческой философии.
2. Что представляет собой философия досократиков? Почему она получила такое название?
3. Каким образом представители милетской школы объясняли происхождение всего сущего из единого начала?
4. В чем заключалась диалектика Гераклита и Зенона?
5. Какой вклад внесли Ксенофан, Парменид и их последователи (элеаты) в развитие древнегреческой онтологии?
6. Как пифагорейцы пытались свести действительность к числу?
7. Кто являлся основателем атомистической теории бытия? В чем ее суть? Почему атомистическая гносеология полу-
чила название «теория копий»?
8. Каковы особенности гносеологии Платона и Аристотеля?
9. Что такое майевтика и сократический метод?
10. Приведите примеры рассуждений древнегреческих философов об идеальном государственном устройстве, о методах
и формах правления.
Список литературы
.
Задание №