М. Горький о первом аресте:




НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ

Максим Горький

 

Слайд 1

В.Ф. Ходасевич о М. Горьком:

Близкая к лубочной биография Горького-самородка, Горького-буревестника, Горького-страдальца и передового бойца за пролетариат постепенно сама собою сложилась и окрепла в сознании известных слоев общества. Нельзя отрицать, что все эти героические черты имелись в подлинной его жизни, во всяком случае необычайной, – но они были проведены судьбою совсем не так сильно, законченно и эффектно, как в его биографии идеальной или официальной.

Часто, слишком часто приходилось ему самого себя ощущать некоей массовой иллюзией, частью того «золотого сна», который однажды навеян и который разрушить он, Горький, уже не вправе. Вероятно, огромная тень, им отбрасываемая, нравилась ему своим размером и своими резкими очертаниями. Но я не уверен, что он любил ее. Во всяком случае, могу ручаться, что он часто томился ею.

Великое множество раз, совершая какой-нибудь поступок, который был ему не по душе или шел вразрез с его совестью, или наоборот – воздерживаясь от того, что ему хотелось сделать или что совесть ему подсказывала, – он говорил с тоской, с гримасой, с досадливым пожиманием плеч: «Нельзя, биографию испортишь». Или: «Что поделаешь, надо, а то биографию испортишь».

(В. Ходасевич. Воспоминания о Горьком)

Слайд 2 (видео 1)

Слайд 3

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Отец Горького, Максим Саватеевич Пешков, был управляющим астраханской конторой пароходства И. Колчина. Мать Горького, Варвара Васильевна, урожденная Каширина, была дочерью нижегородского купца. Дед Горького, Василий Каширин, был зажиточным купцом, старшиной городского красильного цеха; неоднократно избирался депутатом нижегородской Думы.

Лето 1871 года – от холеры умирает Максим Саватеевич. Невольным виновником его смерти Варвара Васильевна считала маленького Алексея (отец заразился, выхаживая заболевшего холерой сына). Мать отдает Алексея в семью своего отца. За воспитание будущего писателя принимаются дед и бабушка, большая любительница народных сказок. С шести лет мальчика начинают обучать церковно-славянской грамоте.

 

!*Первый опыт художественной автобиографии [ В 1893 году 25-летний Алексей Пешков вступил в первый, невенчанный брак с акушеркой Ольгой Юльевной Каменской, героиней его позднего рассказа «О первой любви» (1922). С Ольгой он был знаком с 1889 года, она была старше на 9 лет, к тому времени уже ушла от первого мужа и имела дочь. Писателю показался забавным также факт, что мать Каменской, тоже акушерка, когда-то принимала новорожденного Пешкова. Каменской обращена первая из известных автобиографий Горького, написанная в виде письма под влиянием поэта Гейне и имевшая вычурное название «Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца» (1893). Расстался Алексей с Каменской уже в 1894 году: перелом в отношениях наступил после того, как Ольга, которой «всю мудрость жизни заменил учебник акушерства», заснула при авторском чтении только что написанной новеллы «Старуха Изергиль» ].

 

М. Горький об отце:

Первый оттиск в моей памяти.

По узкой, тёмной улице, между громадных грязно-красных домов, над которыми, вместо неба, растянут полог из старого, серого коленкора и сквозь него просачивается вода, падая на землю мелкими холодными каплями, – двигается похоронная процессия.

Хоронили моего отца. Я сижу на коленях бабушки, бабушка на пролётке, а пролётка по ступицы колёс в грязи, и её брызги из-под колёс разлетаются во все стороны. Я слежу за ними и вспоминаю отца.

Это высокий человек с большими глубокими серыми глазами, звучным мягким голосом, и больше ничего. Впрочем, он меня звал Бутузом, я его папой, на что оба мы, очевидно, имели право, но что ничуть не оригинально и не вызывает во мне решительно никаких чувств.

Вот мы въехали в болото, оно же и кладбище. Гроб отца понесли на руках и поставили на край ямы, до половины наполненной водой, попы – их было два, – один большой и так густо заросший волосами, что на лице его видны были только нос, острый и красный, и тёмные страшные глаза, другой маленький негромко визжавший, – они немного попели, и отца опустили в яму, откуда испуганно выскочило много лягушек. Это меня испугало, и я заплакал. Подошла мать, у неё было строгое, сердитое лицо, от этого я заплакал сильнее. Бабушка дала мне крендель, а мать махнула рукой и, ничего не сказав, ушла. Всё об отце. Мало.

(М. Горький. Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца)

 

М. Горький о матери:

Раз как-то дед хмуро и зло сказал мне:

– Завтра мать приедет. Они погорели там, всё имущество сгорело. Скажи, чтоб она отодрала тебя хорошенько.

Кажется, что я при этом сообщении ощутил в себе только любопытство и боязнь, чем и ограничилось во мне всё сыновнее. Раньше, до её второго замужества, я слышал от неё кое-что, убившее во мне всякие положительные чувства к ней. Я лежал в саду в своей яме, а она гуляла по дорожке невдалеке от меня с своей подругой, женой одного офицера.

– Мой грех перед богом, – говорила она, – но Алексея я не могу любить. Разве не от него заразился холерой Максим (мой отец) и не он связал меня теперь по рукам и по ногам? Не будь его – я бы жила! А с такой колодкой на ноге недалеко упрыгаешь!..

Сначала я не понял, потом мне стало грустно и больно, а когда на другой день, проснувшись, я пошёл поздравлять мать с добрым утром, то долго простоял перед её дверью, прежде чем войти. Идти к ней не хотелось. Войдя же, я не мог посмотреть ей прямо в глаза, ибо чувствовал себя виноватым во лжи перед ней – я не хотел целовать её руку и целовал, этот поцелуй должен был выражать моё уважение и любовь к ней как к матери, а я хорошо знаю, что тогда – уже не любил её. Впрочем, едва ли когда я любил её, а уважал, наверное, потому, что боялся.

(М. Горький. Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца)

Слайд 4

1877 – 1879 годы – Алексей Пешков учится в Нижегородском Кунавинском училище.

1879 год – от скоротечной чахотки умирает мать Алексея Пешкова. После этого в семье Кашириных начинаются конфликты, в результате которых разоряется и сходит с ума дед. Из-за отсутствия денег Алексей Пешков вынужден оставить учебу и идти «в люди».

1879 – 1884 годы – Алексей одно за другим меняет места «обучения». Сначала он ученик сапожника (родственника Кашириных), затем ученик в чертежной мастерской, после – в иконописной. Наконец он становится поваренком на пароходе, ходившем по Волге. Много лет спустя уже известный писатель Максим Горький вспоминает повара парохода «Добрый» М.А. Смурого, который был малограмотен, но при этом собирал книги. Благодаря повару, юный Горький знакомится с самыми разными произведениями мировой литературы, занимается самообразованием.

Слайд 5

1884 год – Пешков переезжает в Казань, он мечтает поступить в университет. Поступление не состоялось из-за недостатка средств, и для Пешкова началась «школа революционного подполья». Он посещает гимназические и студенческие народнические кружки, увлекается соответствующей литературой, вступает в конфликты с полицией. Одновременно он зарабатывает себе на жизнь, выполняя черную работу.

Декабрь 1887 года – полоса жизненных неудач приводит Пешкова к попытке самоубийства.

 

М. Горький о попытке самоубийства:

Вздыхал ветер, и дрожали огни фонарей, а казалось - дрожит тёмно-серое небо, засевая землю мелким, как пыль, октябрьским дождём. Мокрая баба тащила вверх по улице пьяного, держа его под руку, толкая, он что-то бормотал, всхлипывал. Женщина утомлённо и глухо сказала:

- Такая твоя судьба...

"Вот, - подумал я, - и меня кто-то тащит, толкает в неприятные углы, показывая мне грязное, грустное и странно пёстрых людей. Устал я от этого".

Может быть, не в этих словах было подумано, но именно эта мысль вспыхнула в мозгу, именно в тот печальный вечер я впервые ощутил усталость души, едкую плесень в сердце. С этого часа я стал чувствовать себя хуже, начал смотреть на себя самого как-то со стороны, холодно, чужими и враждебными глазами.

Меня тянуло во все стороны - к женщинам и книгам, к рабочим и весёлому студенчеству, но я никуда не поспевал и жил «ни в тех ни в сех», вертясь, точно кубарь, а чья-то невидимая, но сильная рука жарко подхлёстывала меня невидимой плёткой.

Вокруг меня становилось пусто. Начинались студенческие волнения, смысл их был не понятен мне, мотивы - не ясны. Я видел весёлую суету, не чувствуя в ней драмы, и думал, что ради счастья учиться в университете можно претерпеть даже истязания. Если б мне предложили: «Иди, учись, но за это, по воскресеньям, на Николаевской площади мы будем бить тебя палками!» - я, наверное, принял бы это условие.

В декабре я решил убить себя. Я пробовал описать мотив этого решения в рассказе «Случай из жизни Макара». Но это не удалось мне - рассказ вышел неуклюжим, неприятным и лишённым внутренней правды. К его достоинствам следует отнести - как мне кажется - именно то, что в нём совершенно отсутствует эта правда. Факты - правдивы, а освещение их сделано как будто не мною, и рассказ идёт не обо мне. Если не говорить о литературной ценности рассказа - в нём для меня есть нечто приятное, - как будто я перешагнул через себя.

Купив на базаре револьвер барабанщика, заряженный четырьмя патронами, я выстрелил себе в грудь, рассчитывая попасть в сердце, но только пробил лёгкое, и через месяц, очень сконфуженный, чувствуя себя донельзя глупым, снова работал в булочной.

(М. Горький. Мои университеты)

 

1888 – 1891 годы – Алексей Пешков скитается по России в поисках работы и впечатлений. Он проезжает Поволжье, Дон, Украину, Крым, Южную Бесарабию, Кавказ. Пешков успевает побывать батраком в деревне и мойщиком посуды, поработать на рыбных, соляных промыслах, сторожем на железной дороге и работником в ремонтных мастерских. Одновременно он успевает завязывать контакты в творческой среде, участвовать в столкновениях с полицией и заработать себе репутацию «неблагонадежного». Странствуя, Пешков собирает прототипы своих будущих героев – это заметно по раннему творчеству писателя, когда героями его произведений становились люди «дна».

С октября 1889 года Пешков работал письмоводителем у адвоката А.И. Ланина. В этом же месяце впервые был арестован и заключён в нижегородскую тюрьму – это было «эхо» разгрома студенческого движения в Казани; историю первого ареста описал в очерке «Время Короленко.

 

Слайд 6

М. Горький о первом аресте:

Через несколько времени меня арестовали и посадили в одну из четырех башен нижегородской тюрьмы. В круглой моей камере не было ничего интересного, кроме надписи, выцарапанной на двери, окованной железом. Надпись гласила:

Все живое - из клетки.

Я долго соображал, что хотел сказать человек этими словами? И не зная, что это аксиома биологии, решил принять ее как печальное изречение юмориста.

Меня отвели на допрос к самому генералу Познанскому и вот он, хлопая багровой, опухшей рукою по бумагам, отобранным у меня, говорит всхрапывая:

- Вы тут пишете стихи и вообще... Ну, и пишите. Хорошие стихи - приятно читать...

Старик непрерывно курил коротенькие толстые папиросы и обильный дым их неприятно тревожил меня.

- Какой вы революционер? - брюзгливо говорил он. - Вы - не еврей, не поляк. Вот, - вы пишете, ну, что же? Вот, когда я выпущу вас, - покажите ваши рукописи Короленко, - знакомы с ним? Нет? это - серьезный писатель, не хуже Тургенева...

От генерала истекал какой-то тяжелый, душный запах. Говорить ему не хотелось, он вытягивал слово за словом лениво, с напряжением. Было скучно. Я рассматривал небольшую витрину рядом со столом, - в ней были разложены рядами металлические кружки.

Генерал, заметив мои косые взгляды, тяжело приподнялся, спросил:

- Интересно?

Подвинул кресло свое к витрине и, открыв ее, заговорил:

- Это - медали в память исторических событий и лиц.

На его багровом носу дрожало пенснэ, влажные глаза оживились, он брал медали толстыми пальцами так осторожно, как будто это была не бронза, а стекло.

- Прекрасное искусство, - ворчал он и, смешно оттопыривая губы, сдувал пыль с медалей.

Через несколько дней я снова сидел перед генералом, он сердито бормотал:

- Конечно, вы знали, куда уехал Сомов, и надо было сказать это мне, я бы сразу выпустил вас. И - не надо было издеваться над офицером, который делал обыск у вас... И - вообще...

...Лет через десять после забавного знакомства с генералом, я, арестованный, сидел в Нижегородском жандармском управлении, ожидая допроса. Ко мне подошел молодой адъютант и спросил:

- Вы помните генерала Познанского? - Это мой отец. Он умер, в Томске. Он очень интересовался вашей судьбой, - следил за вашими успехами в литературе и, нередко, говорил, что он первый почувствовал ваш талант. Не задолго до смерти он просил меня передать вам медали, которые нравились вам, - конечно, если вы пожелаете взять их...

Я был искренне тронут. Выйдя из тюрьмы, взял медали и отдал их в Нижегородский музей.

(М. Горький. Время Короленко)

 

Слайд 7

1890 год – Пешков знакомится с писателем В.Г. Короленко.

12 сентября 1892 года – в тифлисской газете «Кавказ» впервые напечатан рассказ Пешкова «Макар Чудра». Произведение было подписано «Максим Горький».

Становление Горького как писателя проходит при участии Короленко, который рекомендует нового автора в издательства, правит его рукописи.

1893 – 1895 годы – рассказы Горького часто выходят в приволжской прессе. В эти годы были написаны: «Челкаш», «Месть», «Старуха Изергиль», «Емельян Пиляй», «Вывод», «Песня о соколе».

Свои рассказы Пешков подписывает различными псевдонимами, которых в общей сложности было около 30. Наиболее известные из них: «А.П.», «М.Г.», «А-а!», «Один из недоумевающих», «Иегудиил Хламида», «Тарас Опарин» и др.

1895 год – при содействии Короленко Горький становится сотрудником «Самарской газеты», где ежедневно пишет фельетоны в рубрике «Между прочим», подписываясь «Иегудиил Хламида».

 

М. Горький о В.Г. Короленко:

Недели через две я принес Короленко рукописи сказки «О рыбаке и фее» и рассказа «Старуха Изергиль», только что написанного мною. Владимира Галактионовича не было дома, я оставил рукописи и на другой же день получил от него записку: «Приходите вечером поговорить. Владимир Короленко».

Он встретил меня на лестнице с топором в руке.

– Не думайте, что это мое орудие критики, – сказал он, потрясая топором, – нет, это я полки в чулане устраивал. Но – некоторое усекновение главы ожидает вас...

– Из этой панихиды можно напечатать только стихи, они оригинальны, это я вам напечатаю. «Старуха» написана лучше, серьезнее, но – все-таки и снова – аллегория. Не доведут они вас до добра! Вы в тюрьме сидели? Ну, и еще сядете!

Он задумался, перелистывая рукопись.

– Странная какая-то вещь. Это – романтизм, а он – давно скончался. Очень сомневаюсь, что сей Лазарь достоин воскресенья. Мне кажется, вы поете не своим голосом. Реалист вы, а не романтик, реалист!

…Я пришел домой и тотчас же сел писать «Челкаша», рассказ одесского босяка, моего соседа по койке в больнице города Николаева; написал в два дня и послал черновик рукописи Короленко.

Через несколько дней он привел к моему патрону обиженных кем-то мужиков и сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

– Вы написали недурную вещь. Даже прямо-таки хороший рассказ! Из целого куска сделано...

Я был очень смущен его похвалой.

Вечером, сидя верхом на стуле в своем кабинетике, он оживленно говорил:

– Совсем неплохо! Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у вас от себя, от своей сущности, вы умеете не вмешиваться в течение их мысли, игру чувств, это не каждому дается! А самое хорошее в этом то, что вы цените человека таким, каков он есть. Я же говорил вам, что вы реалист! Но, подумав и усмехаясь, он добавил:

– Но в то же время – романтик!

(М. Горький. Литературные портреты)

 

Слайд 8

В.Ф. Ходасевич о М. Горьком:

Он вырос и долго жил среди всяческой житейской скверны. Люди, которых он видел, были то ее виновниками, то жертвами, а чаще – и жертвами и виновниками одновременно. Естественно, что у него возникла (а отчасти была им вычитана) мечта об иных, лучших людях. Потом неразвитые зачатки иного, лучшего человека научился он различать кое в ком из окружающих. Мысленно очищая эти зачатки от налипшей дикости, грубости, злобы, грязи и творчески развивая их, он получил полуреальный, полувоображаемый тип благородного босяка, который, в сущности, приходился двоюродным братом тому благородному разбойнику, который был создан романтической литературой.

Своих мало реальных героев Горький стал показывать на фоне сугубо реалистических декораций. Перед публикой и перед самим собой он был вынужден притворяться бытописателем. В эту полуправду он и сам полууверовал на всю жизнь.

Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни, то есть об искомой нравственно-социальной правде, которая должна надо всем воссиять и все устроить ко благу человечества. В чем заключается эта правда, горьковские герои поначалу еще не знали, как не знал и он сам. Некогда он ее искал и не нашел в религии. В начале девятисотых годов он увидел (или его научили видеть) ее залог в социальном прогрессе, понимаемом по Марксу. Если ни тогда, ни впоследствии он не сумел себя сделать настоящим, дисциплинированным марксистом, то все же принял марксизм как свое официальное вероисповедание или как рабочую гипотезу, на которой старался базироваться в своей художественной работе.

(В. Ходасевич. Воспоминания о Горьком)

 

В «Самарской газете» Горький знакомится с Екатериной Павловной Волжиной, которая служит корректором в редакции.

Слайд 9

1896 год – Горький и Волжина женятся.

1896 – 1897 годы – Горький работает на родине, в газете «Нижегородский листок».

1897 год – у Горького обостряется туберкулез, и он с женой переезжает в Крым, а оттуда – в село Максатиха Полтавской губернии.

Слайд 10

Этот же год – у писателя рождается сын Максим.

Слайд 11

Начало 1898 года – Горький возвращается в Нижний Новгород, где работает над составлением сборника собственных произведений.

1898 год – выходит первый сборник произведений Максима Горького «Очерки и рассказы» в двух томах. Сборник был признан критиками событием в русской и европейской литературе.

1899 год – «Очерки и рассказы» переизданы через год после выхода уже в трех томах. Горький быстро становится одним из ведущих работников искусства России.

Слайды 12 // 13 // 14 // 15 // 16 // 17

Он знаком с А.П. Чеховым, И.Е. Репиным, Л.Н. Толстым, Ф.И. Шаляпиным…

 

Слайды 18 // 19 // 20

Вокруг Горького сплачиваются писатели-неореалисты (И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев). Этот же год – Горький пишет роман «Фома Гордеев».

1900 год – Горький знакомится с актрисой Московского Художественного Театра, убежденной марксисткой Марией Федоровной Андреевой.

Слайд 21 (видео 2)

Слайд 22

М.Ф. Андреева о знакомстве с М. Горьким:

Трудно думать, чтобы после моей смерти, а может быть, даже и раньше об отношении ко мне Алексея Максимовича и о жизни его рядом со мною люди не писали, не толковали и не разбирались в них, и, как это вообще бывает, — вкривь и вкось. Вот причина, побуждающая меня написать самой о том, что может быть, как мне кажется, интересно, рисуя такого крупного и во всех отношениях исключительного человека.

Шло первое представление в Севастополе «Эдды Габлер» Ибсена. Пьеса мне страшно нравилась, свою роль я всегда играла с большим волнением, а тут еще мне сказали, что на спектакле будут и Чехов и Горький. Весь день прошел для меня в каком-то трепете.

После третьего акта слышу чей-то чужой мужской голос:

– Это великолепно! Это великолепно, я вам скажу. А затем стук в мою дверь и голос Антона Павловича:

– Можно к вам?

Когда они оба вошли, Чехов и Горький, меня прежде всего поразило, до чего они разные! Горький показался мне огромным. Только потом, много спустя, стало ясно, как он тонок, худ, что спина у него сильно сутулится, а грудь впалая. Одет он был в чесучовую летнюю косоворотку, на ногах высокие сапоги, измятая как-то по-особенному шляпа с широкими полями почти касалась потолка и, несмотря на жару, на плечи была накинута какая-то разлетайка с пелериной. В мою уборную он так и вошел в шляпе.

– Вот познакомьтесь, Алексей Максимович Горький. Хочет наговорить вам кучу комплиментов, – сказал Антон Павлович. – А я пройду в сад, у вас тут дышать нечем.

– Черт знает! Черт знает, как вы великолепно играете, – басит Алексей Максимович и трясет меня изо всей силы за руку (он всегда басит, когда конфузится). А я смотрю на него с глубоким волнением, ужасно обрадованная, что ему понравилось, и; странно мне, что он чертыхается, странен его костюм, высокие сапоги, разлетайка, длинные прямые волосы, странно, что у него грубые черты лица, рыжеватые усы. Не таким я его себе представляла.

И вдруг из-за длинных ресниц глянули голубые глаза, губы сложились в обаятельную детскую улыбку, показалось мне его лицо красивее красивого и радостно екнуло сердце.

Наша дружба с ним все больше крепла, нас связывала общность во взглядах, убеждениях, интересах. Мало-помалу я входила во все его начинания, знала многих, стоявших к нему более или менее близко.

Так все шло до первого чтения пьесы «На дне». Это было во временном помещении, взятом для весенних репетиций, – в театре был ремонт. Помню, за большим столом сидели Немирович, Станиславский, Морозов, Алексей Максимович, Шаляпин, рядом с ним, почти обняв его, Пятницкий. Вся наша труппа. Горький читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит:

– Хорошо, ей-богу, хорошо написал… Черт знает, а? Правда хорошо!

Вокруг на него смотрели влюбленными глазами, мы тогда все, от мала до велика, были влюблены в него, больше всех, пожалуй, Станиславский.

Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом. Публика неистовствовала. Вызывала автора несчетное число раз. Он упирался, не хотел выходить, Владимир Иванович Немирович-Данченко буквально вытолкнул его на сцену. Горький курил в это время, как всегда в волнении, усиленно затягиваясь. Так с папиросой в руке и вышел. Уж ему из-за кулис кричат: «Спрячьте папиросу-то, спрячьте!» Он спрятал ее в кулак. По обыкновению он был в черной косоворотке, с ремешком кавказского пояса, в высоких сапогах.

В третьем акте ему понравилось, как я играла. Пришел весь в слезах, жал руки, благодарил. В первый раз тогда я крепко обняла и поцеловала его, тут же на сцене, при всех.

(М.Ф. Андреева. Переписка, воспоминания, статьи, документы)

 

Апрель 1901 года – Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге. Под арестом писатель пребывает месяц, после чего он отпущен под домашний арест, а затем выслан в Арзамас. В этом же году в журнале «Жизнь» выходит «Песня о буревестнике», после чего журнал закрыт властями.

1902 год – во МХаТе поставлены пьесы «На дне» и «Мещане». Премьера «На дне» проходит с небывалым триумфом.

Этот же год – Максим Горький избран почетным академиком по разряду изящной словесности. Приказом Николая II результаты этих выборов аннулированы. В ответ от своих званий почетных академиков отказываются Чехов и Короленко.

1903 год – написана поэма «Человек». Позже Горький назовет ее своим «кредо». Разрыв с женой.

1904 год – Андреева становится гражданской женой Горького.

1905 год – Горький активно участвует в революции, он тесно связан с социал-демократами, но при этом вместе с группой интеллигентов накануне «кровавого воскресенья» посещает С.Ю. Витте и пытается предотвратить трагедию. После революции его арестовывают (инкриминируется участие в подготовке государственного переворота), но в защиту писателя выступает и русская, и европейская культурная среда. Горького отпускают.

Начало 1906 года – Горький эмигрирует из России. Он едет в Америку, собирать средства для поддержки революции в России.

Слайд 23 (видео 3)

Слайд 24

1907 год – в Америке выходит роман «Мать». В Лондоне на V съезде РСДРП Горький знакомится с В.И. Ульяновым (по некоторым данным знакомство с Лениным состоялось еще раньше – в 1905 году).

Слайд 25

Конец 1906 – 1913 годы – Максим Горький постоянно живет на острове Капри (Италия). Здесь написано множество произведений: пьесы «Последние», «Васса Железнова», повести «Лето», «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина».

 

В.Ф. Ходасевич о М. Горьком:

Больше тридцати лет в русском обществе ходили слухи о роскошной жизни Максима Горького. Не могу говорить о том времени, когда я его не знал, но решительно заявляю, что в годы моей с ним близости ни о какой роскоши не могло быть речи. Все россказни о виллах, принадлежавших Горькому, и о чуть ли не оргиях, там происходивших, – ложь, для меня просто смешная, порожденная литературной завистью и подхваченная политической враждой. Обыватель не только охотно верил этой сплетне, но и ни за что не хотел с ней расстаться. Живучесть ее была поразительна. Ее, можно сказать, бередили в себе и лелеяли, как душевную рану, – ибо мысль о роскошном образе жизни Горького многих оскорбляла.

О степени его известности во всех частях света можно было составить истинное понятие только живя с ним вместе. В известности не мог с ним сравниться ни один из русских писателей, которых мне приходилось встречать. Он получал огромное количество писем на всех языках. Где бы он ни появлялся, к нему обращались незнакомцы, выпрашивая автографы. Слава приносила ему много денег, он зарабатывал около десяти тысяч долларов в год, из которых на себя тратил ничтожную часть. В пище, в питье, в одежде был на редкость неприхотлив. Но круг людей, бывших у него на постоянном иждивении, был очень велик, я думаю – не меньше человек пятнадцати – в России и за границей. Тут были люди различнейших слоев общества, вплоть до титулованных эмигрантов, и люди, имевшие к нему самое разнообразное касательство: от родственников и свойственников – до таких, которых он никогда в глаза не видал. Целые семьи жили на его счет гораздо привольнее, чем жил он сам. Кроме постоянных пенсионеров, было много случайных; между прочим, время от времени к нему обращались за помощью некоторые эмигрантские писатели. Отказа не получал никто.

(В. Ходасевич. Воспоминания о Горьком)

 

Слайд 26

1908 – 1913 годы – Горький переписывается с Лениным. Переписка пронизана спорами, так как взгляды писателя и политика расходятся. Горький, в частности, считает, что революционность нужно соединять с просветительством и гуманизмом. Это противопоставляет его большевикам.

Слайд 27

 

!*Об идее богостроительства. Взаимосвязь романа «Мать» с повестью «Исповедь. Замысел дилогии. [ Богостроительство – этико-философское течение в русском марксизме, развивавшееся левыми литераторами в первом десятилетии XX века с целью интеграции идей марксизма и религии и основанное на предполагаемом сходстве социалистическогои христианского мировоззрения.

Его приверженцы не «искали» Бога как некую существующую надмировую сущность, а стремились «построить» его из мощи коллектива. Впоследствии богостроительство рассматривалось как одна из первых трактовок марксистской философии в религиозном русле. Богостроительство в среде русских социал-демократов представляли Анатолий Васильевич Луначарский и Владимир Александрович Базаров (Руднев); к движению также примыкали Максим Горький и Александр Александрович Богданов.

Представители богостроительства обосновывали ошибочность предположения об универсальности научного подхода, утверждая, что социалистическое учение требует объяснения не поддающихся всецело научному познанию проблемных вопросов, в первую очередь, проблем смерти и потустороннего мира. Интерпретируя религию в качестве созидательной деятельности человечества, данное течение поставило своей задачей создание новой, пролетарской, религии. Значительная часть богостроителей признавала существование Бога и отдельные постулаты христианской религии, однако доминирующей в движении явилась идея обожествления прогресса, коллектива или общества в целом, необходимая для приведения в соответствие идеала и реальности.

Выпущенный в 1908 А.В. Луначарским, А.А. Богдановым, В.А. Базаровым и А.М. Горьким сборник «Очерки философии коллективизма» вызвал неприятие у В.И. Ленина, указывающего на элементы махизма в русском богостроительстве, а также резко осуждавшего стремление «реанимировать или сочинить религию».

Однако существование такого движения предвосхитило последующее превращение марксистской идеологии в псевдорелигию с присущими ей атрибутами: обожествлённой партией, культом «святых имён» и «мучеников» революции, канонизированной партийной символикой и обрядностью ].

 

 

Слайд 28

Работу над «Исповедью» М. Горький начал в 1907 году и закончил в начале 1908 года. В январе 1908 года М. Горький писал К.П. Пятницкому, что он усиленно работает над повестью (Архив А.М. Горького). В феврале того же года он уведомлял И.П. Ладыжникова: «...А сейчас – кончаю повесть, кажется, интересную. Она будет названа «Житие» или как-то в этом духе. Герой странник по святым местам» (Архив А.М. Горького).

Позднее, объясняя задачу, которая ставилась им в «Исповеди», М. Горький писал: «Я – атеист. В «Исповеди» мне нужно было показать, какими путями человек может придти от индивидуализма к коллективистическому пониманию мира... Герой «Исповеди» понимает под «богостроительством» устроение народного бытия в духе коллективистическом, в духе единения всех по пути к единой цели – освобождению человека от рабства внутреннего и внешнего» (Архив А.М. Горького).

«Исповедь» была решительно осуждена В.И. Лениным.

 

Слайд 29

Из писем В.И. Ленина М. Горькому:

«С точки зрения не личной, а общественной, всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного «самооплевания» филистёров и мелких буржуа, «отчаявшихся и уставших» (как Вы изволили очень верно сказать про душу только не «русскую» надо бы говорить, а мещанскую, ибо еврейская, итальянская, английская – всё один чёрт, везде паршивое мещанство одинаково гнусно, а «демократическое мещанство», занятое идейным труположством, сугубо гнусно)…

…Всё ваше определение насквозь реакционно и буржуазно. Бог есть комплекс идей, которые «будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм»…

…Что «богостроительство есть процесс дальнейшего развития и накопления социальных начал в индивидууме и в обществе», это прямо ужасно!! Если бы в России была свобода, ведь вас бы вся буржуазия подняла на щит за такие вещи, за эту социологию и теологию чисто буржуазного типа и характера.

(В.И. Ленин. Сочинения, изд. 3-е, т. XVII, стр.84–86)

 

В 1910 году в «Заметках публициста», подвергая критике платформу сторонников и защитников богостроительства, В.И. Ленин писал: «Горький – авторитет в деле пролетарского искусства, это бесспорно. Пытаться «использовать» (в идейном, конечно, смысле) этот авторитет для укрепления махизма и отзовизма значит давать образчик того, как с авторитетами обращаться не следует».

 

1913 год – Горький возвращается в Россию. В этом же году пишет «Детство».

1915 год – написан роман «В людях». Горький начинает выпускать журнал «Летопись».

1917 год – после Революции Горький оказывается в двойственном положении: с одной стороны, он выступает за пришедшую власть, с другой – продолжает оставаться при своих убеждениях, считая, что заниматься нужно не классовой борьбой, а культурой масс… Тогда же писатель начинает работать в издательстве «Всемирная литература», основывает газету «Новая жизнь».

Слайд 30

В газете «Новая жизнь» Горький выступил в качестве колумниста; из своих публицистических колонок позже Горький сформировал две книги – «Несвоевременные мысли» и «Революция и культура». Красной нитью публицистики Горького этого периода были размышления о свободе русского народа («Готовы ли мы к ней?»), призыв к овладению знаниями и преодолению невежества, к занятиям творчеством и наукой, к сбережению культуры (ценности которой нещадно разграблялись).

 

Слайд 31

М. Горький о революции. Несвоевременные мысли:

Светлые крылья юной нашей свободы обрызганы невинной кровью.

Я не знаю, кто стрелял в людей третьего дня на Невском, но кто бы ни были эти люди, – это люди злые и глупые, люди, отравленные ядами гнилого старого режима.

Преступно и гнусно убивать друг друга теперь, когда все мы имеем прекрасное право честно спорить, честно не соглашаться друг с другом. Те, кто думает иначе, неспособны чувствовать и сознавать себя свободными людьми. Убийство и насилие – аргументы деспотизма, это подлые аргументы – и бессильные, ибо изнасиловать чужую волю, убить человека не значит, никогда не значит убить идею, доказать неправоту мысли, ошибочность мнения.

Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками.

Русский народ, – в силу условий своего исторического развития, – огромное дряблое тело, лишенное вкуса к государственному строительству и почти недоступное влиянию идей, способных облагородить волевые акты; русская интеллигенция – болезненно распухшая от обилия чужих мыслей голова, связанная с туловищем не крепким позвоночником единства желаний и целей, а какой-то еле различимой тоненькой нервной нитью.

Конечно, мы совершаем опыт социальной революции, – занятие, весьма утешающее маньяков этой прекрасной идеи и очень полезное для жуликов. Как известно, одним из наиболее громких и горячо принятых к сердцу лозунгов нашей самобытной революции явился лозунг: «Грабь награбленное!»

Грабят – изумительно, артистически; нет сомнения, что об этом процессе самоограбления Руси история будет рассказывать с величайшим пафосом.

Грабят и продают церкви, военные музеи, – продают пушки и винтовки, разворовывают интендантские запасы, – грабят дворцы бывших великих князей, расхищают все, что можно расхитить, продается все, что можно продать, в Феодосии солдаты даже людьми торгуют: привезли с Кавказа турчанок, армянок, курдок и продают их по 25 руб. за штуку. Это очень «самобытно», и мы можем гордиться – ничего подобного не было даже в эпоху Великой Французской революции.

Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны. Мы видим, что среди служителей Советской власти то и дело ловят взяточников, спекулянтов, жуликов, а честные, умеющие работать люди, чтоб не умереть от голода, торгуют на улицах газетами, занимаются физическим трудом, увеличивая массы безработных.

Не желая перечислять известные акты бессмысленных погромов и грабежей, я утверждаю, что ответственность за э



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: