ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОКОМОТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА




 

 

Специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (транспорт)»

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 


Работа выполнена на кафедре «Экономика транспорта» инженерно-экономического факультета государственного университета путей сообщения.

 

Научный руководитель:   кандидат экономических наук, доцент Аркадьевна
Официальные оппоненты:   доктор экономических наук, профессор Александровна кандидат экономических наук, профессор Григорьевич
Ведущая организация:     ГОУ ВПОНовосибирская государственная академия водного транспорта

 

Защита состоится 27 декабря 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К 218.012.03 при государственном университете путей сообщения по адресу: 630049, г. Нов, ул. Д.Ковальчук, 191, ауд.210, телефон 8(484)228-75-84

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС). Отзывы на автореферат в 2-х экземплярах, заверенные печатью, просим направлять по указанному адресу на имя ученого секретаря диссертационного совета.

 

Автореферат разослан 27 ноября 2006 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат эконом. наук, профессор А.П. Деев

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. При переходе к новой модели управления железнодорожным транспортом, его территориально-функциональная организационная структура преобразована по видам деятельности с созданием и реорганизацией соответствующих структурных подразделений, филиалов и дочерних зависимых обществ. Основные направления развития реформы отрасли диктуют необходимость уже сейчас тщательно разработать все варианты взаимодействия элементов новой производственной структуры.

Расширение внешней конкурентной среды требует от ОАО «РЖД» поиска новых резервов снижения расходов при обеспечении высокого качества предоставляемых услуг. Это определяет необходимость совершенствования системы внутреннего и внешнего регулирования затрат по видам продукции.

Создание дирекций по ремонту вагонов, локомотивов, пути, выведение их из структуры территориальных филиалов и организация их взаимодействия с элементами и предприятиями инфраструктуры железных дорог, обусловливает создание вертикальной и горизонтальной системы управления затратами всех производственных уровней. Обоснование уровня себестоимости по конкретным видам продукции может быть основой дальнейшего совершенствования системы хозяйственного взаимодействия в перевозочной и диверсификационной деятельности железнодорожных предприятий.

Таким образом, вопросы регулирования внутриотраслевых взаимоотношений на основе оптимизации затрат на ремонт подвижного состава становятся в настоящее время весьма актуальными. Именно это определило цели, задачи и содержание диссертационной работы, выполненной на экспериментальных и статистических материалах 12 локомотивных депо с временным интервалом непрерывного наблюдения – 5 лет.

Целью исследования является совершенствование системы хозяйственного взаимодействия предприятий железнодорожного транспорта на основе производственной себестоимости и трансфертных цен ремонтных подразделений.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

- исследованы проблемы хозяйственных взаимоотношений в бюджетном планировании затрат на планово-предупредительные ремонты подвижного состава железной дороги, ее структурных подразделений в условиях реформирования;

- проанализирована себестоимость ремонта локомотивов, её динамика и структура, уточнена её взаимосвязь с программой ремонта;

- проведен анализ существующей практики планирования и учета фактической себестоимости ремонтов в локомотивном хозяйстве железных дорог и предложены пути совершенствования методики ее формирования в эксплуатационной и диверсификационной деятельности;

- исследованы методы трансфертного ценообразования и предложен вариант использования трансфертных цен во внутрихозяйственных расчетах;

- рассмотрена методика бюджетного планирования в организации ремонта подвижного состава и исследованы возможности гибкого бюджетирования, как инструмента регулирования хозяйственных взаимоотношений потребителей и производителей ремонтной продукции.

Предмет исследования – хозяйственные взаимоотношения поставщиков и потребителей ремонтной продукции железных дорог, система бюджетного управления на железнодорожном транспорте.

Объект исследования – структурные подразделения дирекции по ремонту локомотивов Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог.

Теоретической и методологической базой проведенного исследования послужили современные концепции экономической теории, законодательные акты Российской Федерации, Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, нормативные акты и аналитические материалы Министерства путей сообщения и ОАО «Российские железные дороги», методические рекомендации ВНИИЖТа по учету, планированию и регулированию затрат, исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики экономики железнодорожного транспорта, бюджетного управления, трансфертного ценообразования: Т.С. Хачатурова, Е.Д. Ханукова, И.В. Белова, А.С. Чудова, А.Е. Гибшмана, В.А. Дмитриева, В.А. Персианова, В.Г. Галабурды, А.С. Шульги, Н.П. Терешиной, Р.М. Царева, А.И. Журавеля, Б.М. Лапидуса, Ю.Д. Петрова, Л.А. Мазо, В.Л. Белозерова, М.Ф. Трихункова, Н.Г. Смеховой, Б.А. Волкова, В.В. Ковалева, М.А. Вахрушиной, О.Н. Волковой, Д.А. Мачерета, Л.Г. Чупейкиной, М.О. Северовой, Т.А. Луниной, К. Друри, Д.К. Шима, Д.Г. Сигела, Э.А. Аткинсона.

В диссертационной работе использованы методы комплексного и сравнительного анализа, технико-экономических расчетов, экспертных оценок, теории организации управления транспортными системами.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- произведена классификация организационных и технологических факторов, влияющих на себестоимость ремонтных работ локомотивных депо;

- усовершенствована методика определения себестоимости ремонтов в системе внутрихозяйственных расчетов и экспериментально установлена целесообразность использования трансфертных цен в системе внутрихозяйственных расчетов;

- определена количественная взаимосвязь объемов ремонтов, расходов и цен хозяйственного взаимодействия в системе бюджетирования эксплуатационной и диверсификационной деятельности;

- обоснованы и апробированы показатели рейтинговой оценки для ранжирования поставщиков ремонтных услуг в системе хозяйственного взаимодействия локомотивных предприятий.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования к практике работы ремонтных предприятий: при бюджетировании и анализе расходов на ремонт подвижного состава, для выявления внутренних резервов повышения эффективности производства и снижения себестоимости перевозок. Существенная значимость диссертационных исследований подтверждена документами о внедрении.

Апробация работы. Основные положения работы доложены и обсуждены на отраслевых, региональных и международных научных конференциях и семинарах по экономике и организации железнодорожного транспорта в 2001-2006 г.г. в городах Новосибирске, Москве, Алматы. Теоретические и практические выводы по диссертационной работе внедрены в работу финансовых и экономических служб Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог, отражены в девяти научных отчетах, выполненных в рамках отраслевых программ МПС, использованы в учебном процессе экономических специальностей СГУПС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: