Обработка результатов анкетирования




В ходе проведения анкетирования ответы респондентов распределись следующим образом.

 

класс Вы когда-нибудь смотрели аниме?
Да Нет Затрудняюсь ответить всего
6-е        
7-е        
8-е        
9-е        
10-е     -  
11-е        
Все классы        
%        

 

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что почти две трети опрошенных когда-либо в жизни смотрели аниме, что свидетельствует о достаточно широкой осведомленности обучающихся школы № 147 о японской мультипликации [Приложение Г, л. 1].

 

класс Среди Ваших друзей, знакомых, родственников есть анимешники?
Есть Нет Затрудняюсь ответить всего
6-е        
7-е        
8-е        
9-е        
10-е     -  
11-е        
Все классы        
%        

 

Результаты опроса свидетельствуют, что в ближайшем окружении более половины опрошенных присутствуют любители аниме. Косвенно это говорит о значительном количестве анимешников в кругу общения обучающихся школы № 147 [Приложение Г, л. 1].

 

класс Ваше отношение к аниме?    
Я – анимешник / анимешница Мне нравится аниме Меня не интересует аниме Я отрицательно отношусь к аниме Затрудняюсь ответить Всего
6-е            
7-е            
8-е            
9-е            
10-е         -  
11-е            
Все классы            
%            

 

По результатам исследования, 7 % опрошенных отнесли себя к анимешникам, то есть непосредственным приверженцам этой субкультуры. Кроме того, еще 23 % респондентов высказали свои симпатии к аниме. Их можно отнести к «сочувствующим». Отрицательное отношение к аниме выказали 19 %. Таким образом, подростков, симпатизирующих анимешникам, оказалось на 11 % больше, чем их оппонентов. 47 % опрошенных оказались равнодушными к этой субкультуре, что является закономерным результатом, учитывая специфику жанра аниме. Это свидетельствует о том, что треть обучающихся положительно относится к аниме, одна пятая часть – отрицательно. Почти половина респондентов выказывает нейтральные оценки. Таким образом, среди обучающихся школы преобладают положительные и нейтральные оценки субкультуры анимешников [Приложение Г, л. 2].

 

класс Как Вы считаете, аниме влияет на развитие личности?
Скорее положительно Скорее отрицательно Затрудняюсь ответить всего
6-е        
7-е        
8-е        
9-е        
10-е        
11-е        
Все классы        
%        

 

22 % опрошенных разделили мнение, что аниме влияет на развитие личности скорее положительно, 45 % – скорее отрицательно. 33 % респондентов затруднились ответить.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что у одной трети опрошенных не сформировано четкое представление о проблеме в силу различных причин: недостаточной информированности, равнодушного отношения к этим вопросам, проблематичности для школьников быстро оценить все «за» и «против» и принять четкую позицию.

Почти половина респондентов склонна рассматривать субкультуру анимешников как преимущественно отрицательное явление. Это свидетельствует об озабоченности подростков такими опасностями, возникающими при погружении в аниме культуру, как уход в себя, разрыв с обществом, потеря интереса к учебе и реальной жизни вообще.

Около четверти опрошенных отмечает позитивные моменты влияния субкультуры анимешников на развитие личности, такие как приобретение и совершенствование умений и навыков рисования, сочинения текстов художественной литературы, написания и исполнения музыкальных произведений [Приложение Г, л. 2].

Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что субкультура анимешников получила достаточно широкое распространение в ГУО «Средняя школа № 147 г. Минска». По отношению к ней преобладают положительные и нейтральные оценки. Однако обучающиеся опасаются тех негативных последствий, которые периодически возникают при слишком глубоком погружении в какую-либо субкультуру.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе решения поставленных в исследовании задач были получены следующие результаты.

1) В основе субкультуры аниме лежит увлечение людей японской мультипликацией – аниме. Оно пользуется высокой популярностью во многих странах мира, в том числе и в Республике Беларусь. Среди остальных жанров мультипликации аниме выделяется большей ориентацией на взрослую аудиторию. Также для него характерно дополнительное разделение на жанры в зависимости от целевой группы. Критериями разделения служат пол, возраст или психологический тип зрителя. Часто аниме — это экранизации японских комиксов (манга), также пользующихся большой популярностью.

Рассматривать анимешников как представителей отдельной субкультуры позволяет ряд характерных признаков.

Во-первых, особые интересы и ценности. Сюда входит увлечение аниме, мангой, культурой и историей Японии. Среди специфических интересов следует отметить рисование мультипликационных персонажей, сочинение стихов и прозы – фанфиков – по мотивам любимых произведений, музыкальное творчество – создание клипов, написание и исполнение песен на анимешные темы.

Во-вторых – свой сленг. Специфику речи анимешников можно сравнить со спецификой речи толкиенистов, геймеров или программистов. Используемые анимешниками выражения зачастую представляют собой буквальное заимствование с японского языка, но бывает и так, что заимствованное слово «обрастает» русскими аффиксами, и тогда уже можно говорить о морфологическом освоении заимствованного слова. Чаще всего анимешники в своих разговорах используют японские слова, термины и понятия, связанные с аниме и мангой. В качестве заимствований чаще всего анимешники используют междометия или отдельные слова, например «ня», «кавайно», реже выражаясь словосочетаниями на японском языке.

В-третьих – одежда и внешний вид. Нередко анимешники носят одежду с соответствующей символикой. Это может быть символ какого-то определенно аниме или же аниме персонажа, соответствующий аксессуар. Но в повседневной жизни анимешники мало чем отличаются от основной массы людей. Свою исключительность в одежде они выражают в рамках особых костюмированных игр – косплея. Косплей – это своеобразный «театр» персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.). Этот термин используется для обозначения отыгрыша внешнего вида выбранного героя. Участники косплея полностью отождествляют себя с каким-либо персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра.

2) Первое знакомство белорусской аудитории с таким явлением как «аниме» состоялось во время «видеобума» конца 1980-х — начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме, распространяемое «видеопиратами» или переписываемое в частном порядке. В 1990-е годы также проводились телевизионные показы некоторых аниме-сериалов, в основном рассчитанных на детскую аудиторию: «Кэнди-Кэнди», «Сейлор Мун».

Начиная с 2000 года на белорусском телевидении демонстрировался известный детский аниме-сериал «Покемон». До этого времени термин «аниме» использовался редко, произведения обозначались просто как «японские мультфильмы». Тогда же в Беларуси появились люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы, но в то время это было немногочисленным, маргинальным течением.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов, следом за возросшей популярностью японской анимации в США и Западной Европе, в Беларуси возник более широкий спрос на аниме, началось официальное распространение некоторых фильмов на видеокассетах и DVD, позже появились компании, специализировавшиеся на издании аниме: в 2002 году была создана компания «МС Entertainment», в 2005 — «XL Media», в 2006 — «Мега-Аниме», а в 2007 — «Reanimedia» и «Творческое объединение Animedia». Начали появляться издания, где были разделы, посвящённые аниме и манге, например журнал «Каламбур».

Одним из наиболее широких проявлений субкультуры анимешников в Республике Беларусь являются их специализированные фестивали. С 2005 года в Минске проводится ежегодный фестиваль «Хиган». Также широкую известность получили Free-Time-Fest – первый белорусский фестиваль современной азиатской культуры, проходящий в Гомеле, и минский фестиваль восточной культуры «Аматерасу».

3) Для выявления степени распространения субкультуры анимешников в ГУО «Средняя школа № 147 г. Минска» нами использовались методы наблюдения, устного опроса, анкетирования. Опрашивались обучающиеся среднего и старшего школьного возраста. В результате было установлено, что 61 % респондентов когда-либо в жизни смотрели аниме. У 55 % опрошенных среди друзей, знакомых, родственников присутствуют анимешники. Эти данные свидетельствуют о высокой степени осведомленности подростков относительно жанра аниме и его представителей.

7 % опрошенных отнесли себя к анимешникам, то есть непосредственным приверженцам этой субкультуры. Кроме того, еще 23 % респондентов высказали свои симпатии к аниме. Их можно отнести к «сочувствующим». Отрицательное отношение к аниме выказали 19 %. Таким образом, подростков, симпатизирующих анимешникам, оказалось на 11 % больше, чем их оппонентов. 47 % опрошенных оказались равнодушными к этой субкультуре. Это означает, что среди обучающихся школы преобладают положительные и нейтральные оценки субкультуры анимешников.

22 % опрошенных разделили мнение, что аниме влияет на развитие личности скорее положительно, 45 % – скорее отрицательно. 33 % респондентов затруднились ответить. Эти данные свидетельствуют о том, что у одной трети опрошенных не сформировано четкое представление о данной проблеме в силу различных причин. Почти половина респондентов склонна рассматривать субкультуру анимешников как преимущественно отрицательное явление. Это свидетельствует об озабоченности подростков такими опасностями, возникающими при погружении в аниме культуру, как уход в себя, разрыв с обществом, потеря интереса к учебе и реальной жизни вообще. Около четверти опрошенных отмечает позитивные моменты влияния субкультуры анимешников на развитие личности. В частности, приобретение и совершенствование умений и навыков рисования, сочинения текстов художественной литературы, написания и исполнения музыкальных произведений.

Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о том, что субкультура анимешников получила достаточно широкое распространение в ГУО «Средняя школа № 147 г. Минска», однако отношение к ней обучающихся является неоднозначным.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аматэрасу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belapan.com. – Дата доступа: 23.10.2015.

2. Аниме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. – Дата доступа:12.09.2015.

3. Аниме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com. – Дата доступа: 02.11.2015.

4. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Методы социологического исследования: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.

5. Кергет, И. Л. Молодежные субкультуры в Беларуси / И. Л. Кергет // Социология: традиции и современность: сб. ст. / БрГУ; редкол.: Е. В. Скакун (отв. ред.), С. Т. Кавецкий. – Брест, 2008. – С. 102–105.

6. Красюк, В. Ф. Моложежные субкультуры в структуре и процессах трансформационного общества / В. Ф. Красюк // Трансформация мировоззрения в современном транзитивном обществе: материалы Междунар. науч. конф., 23 нояб. 2007 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. В. В. Бущик [и др.]. – Минск: БГПУ, 2007. – С. 193–196.

7. Леонов, В. Ю. Проблемы развития манга и аниме в художественной культуре Японии второй половины ХХ – начала ХХI века / В. Ю. Леонов. – М.: 2015. – 29 с.

8. Лихачёва, С. Н. Молодежные субкультуры в Могилевской области: социологический анализ / С. Н. Лихачева // Регионалистика: сб. науч. тр. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В. Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2015. – С 35–45

9. Манга. Учимся рисовать японские комиксы: классические техники и приемы / [авт.-сост. А. А. Жаринов] – М.: Эксмо, 2009. – 128 с.

10. Новости Беларуси. Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by. – Дата доступа: 16.10.2015.

11. «Ня»-эссе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com. – Дата доступа: 21.09.2015.

12. Обществоведение: учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / М. И. Вишневский [и др.]; под ред. М. И. Вишневского. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2009. – 240 с.

13. Харт, К. Аниме-мания / К. Харт; пер. с англ. В. В. Гуринович. – Мн.: Попурри, 2006. – 144 с.

14. Хиган [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 23.10.2015.

15. Free time fest [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newsgomel.by. – Дата доступа: 23.10.15.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: