Появление аниме в Республике Беларусь




 

В СССР показ кино и анимации капиталистических стран был ограничен небольшим количеством отобранных по идеологическим критериям фильмов, поэтому советский зритель был практически не знаком с японской анимацией. Исключением стали фильмы: «Летающий корабль-призрак», «Кот в сапогах», «Двенадцать месяцев», антивоенная драма «Босоногий Ген» и созданный совместно с советскими мультипликаторами «Приключения пингвинёнка Лоло».

Первое знакомство белорусской аудитории с таким явлением как «аниме» состоялось во время «видеобума» конца 1980-х — начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме (в основном фильмы, уже ставшие популярными на Западе), распространяемое «видеопиратами» или переписываемое в частном порядке. В 1990-е годы также проводились телевизионные показы некоторых аниме-сериалов, в основном рассчитанных на детскую аудиторию: «Кэнди-Кэнди», «Сейлор Мун».

Начиная с 2000 года на белорусском телевидении демонстрировался известный детский аниме-сериал «Покемон». До этого времени термин «аниме» использовался редко, произведения обозначались просто как «японские мультфильмы». Тогда же в Беларуси появились люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы, но в то время это было немногочисленным, маргинальным течением.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов, следом за возросшей популярностью японской анимации в США и Западной Европе, в Беларуси возник более широкий спрос на аниме, началось официальное распространение некоторых фильмов на видеокассетах и DVD, позже появились компании, специализировавшиеся на издании аниме: в 2002 году была создана компания «МС Entertainment», в 2005 — «XL Media», в 2006 — «Мега-Аниме», а в 2007 — «Reanimedia» и «Творческое объединение Animedia» [2]. Начали появляться издания, где были разделы посвящённые аниме и манге. Одним из таких журналов является журнал «Каламбур», который начал издаваться в Беларуси в начале 2000-х гг. В нем, в частности, можно встретить такие рубрики, как «Геймер-клуб» и «Манга-клуб». «Манга-клуб» объединяет своих поклонников, которые не только могут найти в этом разделе много интересной для себя информации, но и прислать сюда свои рисунки, фанфики, которые потом обязательно опубликуют в журнале.

В 2010-х годах отмечается рост числа интернет-сообществ, посвященных аниме. Он выражается в создании специализированных сайтов, групп в социальных сетях и т. д. Все вышеперечисленные процессы говорят о расширении числа поклонников японской анимации в нашей республике и формировании соответствующей субкультуры.

Для определения приблизительного числа анимешников в нашей республике мы обратились к данным интернет-ресурсов. В частности, была проанализирована информация социальной сети «В контакте». В разделе «сообщества» мы ввели поисковый запрос «аниме» и получили ответ 157094 сообществ [3]. Далее были проверены данные по Беларуси, Минску и другим областным центрам нашей республики. В итоге мы получили следующие результаты:

Поисковый запрос Количество сообществ
Аниме Беларусь  
Аниме Минск  
Аниме Брест  
Аниме Витебск  
Аниме Гомель  
Аниме Гродно  
Аниме Могилев  

Подсчитать количество участников в каждой группе является трудноразрешимой и малоэффективной задачей, поскольку количество участников постоянно меняется: один и тот же человек может состоять в нескольких группах одновременно, люди постоянно добавляются и уходят из групп и т. д. Однако усредненный результат представить можно. Даже если сообщество анимешников «в контакте» состоит из 10 человек, то, например, для данных по Беларуси, приведенных в таблице, мы получим 52120 участников. А это уже равняется населению достаточно крупного города в нашей республике. Если же взять реальное среднее количество участников групп по аниме, которое по социальной сети «в контакте» приблизительно составляет 100 человек, то получится цифра в 521200 человек. А это уже сравнимо с населением самого крупного областного центра Беларуси – Гомеля.

Кроме того, мы можем допустить, что подавляющее большинство участников аниме сообществ «в контакте» представляют собой людей в возрасте от 14 до 31 года, то есть молодежь. По данным на начало 2014 года, численность этой возрастной группы в Беларуси составила 2,185 млн человек, или 23,08% общей численности населения страны [10]. Поэтому, опираясь на определенные ранее минимальное и среднее количество участников аниме сообществ (52120 и 521200 тыс. чел. соответственно), мы получаем, что любители аниме составляют примерно 2 – 24 % от общей численности молодежи нашей республики, или, если усреднить, 11 %. А это очень значительный процент для представителей субкультуры, который свидетельствует о ее широком распространении в обществе.

Следует отметить, что приведенные расчеты приблизительны и достаточно условны. Главная цель их проведения – выявление примерных количественных рамок такого специфического социального явления, как субкультура анимешников. Эти расчеты позволяют утверждать, что данная субкультура является достаточно многочисленной, чтобы рассматривать ее в качестве самостоятельного молодежного движения по аналогии с «традиционными» субкультурными течениями. В целом, при поиске аниме сообществ в интернете, мы может видеть, что они созданы не только в столице и областных центрах, но и во многих других городах и поселках нашей республики [3]. Все эти данные свидетельствуют о достаточно широком распространении субкультуры анимешников в Беларуси.

Рассмотрев количественную сторону вопроса, следует перейти к его качественной стороне. Как же проявляют себя анимешники в культурной жизни нашей республики? Какое отношение к ним существует в белорусском обществе? Ответу на эти вопросы посвящен следующий раздел данного исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: