Общие требования и порядок выполнения курсовой работы
Дорогой студент! Ты должен знать, что курсовая работа является одной из важнейших форм твоей учебной деятельности, которая выполняется в соответствии с учебным планом. На отделении русского языка филологического факультета курсовую работу по русскому языку пишут студенты 2–4 курсов.
Тематика курсовых работ предлагается тебе, как правило, в конце учебного года. Ты имеешь право выбрать любую тему у любого преподавателя. Ты также можешь предложить свою тему, доказав научному руководителю целесообразность ее исследования.
Помни, что если до оговоренного срока (а это обычно первые числа июня) ты не выбрал себе научного руководителя, за тебя это сделает заведующий кафедрой. Подобное «насилие» связано с тем, что в начале июня составляется нагрузка преподавателей, и поэтому руководителю кафедры нужно знать точное количество студентов, записавшихся к тому или иному преподавателю. Знай также, что поменять научного руководителя впоследствии практически невозможно.
Помни, что курсовая работа выполняется в течение одного семестра. Поэтому правильно распредели свое учебное и внеучебное время!
Ты должен знать, что полностью готовая и правильно оформленная курсовая работа сдается на кафедру не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии. В соответствии с положением о курсовых работах, если ты не представил работу в указанный срок по неуважительной причине, но до начала сессии, оценка за нее может быть снижена. А если до начала экзаменационной сессии твоя курсовая работа все еще не сдана на проверку научному руководителю, ты вообще не допускаешься к сессии.
|
Не менее важен тот факт, что курсовая работа оценивается по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Поэтому оценка за курсовую работу влияет на то, какую ты получишь стипендию по итогам сессии и получишь ли вообще. Что оценивает научный руководитель в твоей курсовой работе? При оценке работы учитывается актуальность, степень самостоятельности, качество проведенного лингвистического анализа, уровень общей и профессиональной грамотности.
Работа над курсовым исследованием
Нужно знать, что работа над курсовым исследованием состоит из нескольких этапов:
1) формирование замысла работы (определение объекта и предмета исследования, цели работы);
2) поиск и обработка специальной литературы по проблеме исследования;
3) отбор и подготовка фактического материала;
4) обработка и систематизация материала;
5) написание исследования;
6) проверка и окончательное оформление работы.
Формирование замысла
На этом этапе с помощью своего научного руководителя ты должен четко определить:
- что ты конкретно будешь исследовать — письменную или устную речь, отдельные предложения или словоформы, грамматическую форму слова или его значение (т.е. определить предмет и объект исследования);
- чего ты хочешь добиться – какой результат ты планируешь получить (т.е. определить цель курсовой работы);
- какие конкретные действия тебе надо предпринять, чтобы написать эту работу (т.е. определить задачи курсового исследования);
- сколько фактического материала тебе потребуется: анкетные ответы 5 или 25 человек? выборка из 2 или 10 словарей? анализ 10 или 100 языковых фактов (т.е. определить объем фактического материала, который необходимо собрать и проанализировать);
|
- какую специальную литературы тебе нужно проштудировать, чтобы вникнуть в суть проблемы (т.е. определить перечень и объем литературы, содержащей теоретические обоснования и описания анализируемых в курсовой работе явлений).
Только получив ответы на все эти вопросы, ты можешь приступать к подготовке курсового исследования. Нелишним будет составить вместе со своим руководителем календарный план, указав в нем, что и к какому сроку необходимо сделать. Например:
Что сделать? | К какому сроку? |
составить библиографию учебных пособий и монографий по теме курсовой | к 10 октября |
составить библиографию статей по теме курсовой | к 20 октября |
найти и ознакомиться с дипломными работами кафедры русского языка, связанными с темой курсовой | к 30 октября |
Написать 1-ю главу | к 15 ноября |
Поиск информации
Безусловно, работа над курсовым исследованием предполагает поиск необходимых документальных источников информации (См. Приложение 1).
В документальных источниках содержатся, как правило, новые научные и специальные сведения, результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов.
Основной поиск информации, безусловно, происходит в библиотеках. В г. Магадане ты можешь воспользоваться услугами следующих библиотек:
Библиотека Северного международного университета | административный корпус СМУ |
Областная научная универсальная библиотека им. А.С. Пушкина | пр. К.Маркса, 53/13 |
Городская библиотека им. О.Куваева | ул. Новая, 29в |
Областная юношеская библиотека | ул. Ш.Шимича, 20 |
Юношеская библиотека | пер. Школьный, 1 |
|
Кроме того, к твоим услугам Кабинет русского языка, который открыть при кафедре (ауд. 208).
Как найти нужную книгу? Для поиска необходимой литературы в каждой библиотеке существуют алфавитный и систематический каталоги.
Карточки алфавитного каталога расставлены по первым буквам фамилии автора (Александров, Борисов, Викторов) или названия книги, не имеющей автора (например, учебник «Русский синтаксис» ты найдешь в разделе на букву «Р»). Если первые буквы совпадают, то карточки расставляются по второй–третьей букве. Чтобы быстро найти нужную книгу, тебе надо вспомнить алфавит (а, б, в, г, д …).
На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов. Алфавитный каталог удобен тогда, когда тебе известен автор монографии, учебника. По каталогу можно установить, какие еще произведения того или иного автора имеются в библиотеке. Если же ты предпочитаешь искать литературу не по автору, а по определенной теме, то лучше воспользоваться систематическим каталогом.
Карточки систематического каталога сгруппированы в логическом порядке по отдельным отраслям знаний. С его помощью можно выяснить, по каким отраслям знаний и какие именно произведения имеются в библиотеке. Чтобы найти литературу по лингвистике, тебе нужно отыскать каталог с названием «Лингвистика» или «Языкознание». Внутри этого каталога ты увидишь многочисленные картонные разделители, на которых будет написано название соответствующего раздела, например: «Лексикология», «Морфология», «Ономастика», «Топонимика» и пр.
Важную роль в поиске необходимой литературы при написании курсовой работы играет каталог статей. В нем по алфавитному или систематическому принципу сгруппированы карточки с указанием автора, названия статьи, опубликованной в каком-либо периодическом издании — сборнике статей, тезисов конференций и пр. Помни, что в статьях нередко можно найти более полную информацию по теме твоего курсового исследования. Кроме того, статьи появляются чаще, чем учебные пособия и монографии, а значит, статьи – источник современных и актуальных научных наблюдений.
Также для справочно-библиографического обслуживания каждая библиотека имеет специальный отдел — библиографический, в котором помимо системы каталогов собраны справочные библиографические издания, позволяющие упростить подбор литературы по определенной теме. Кроме того, работающие в этом отделе специалисты помогут подобрать тебе необходимую литературу.
В последнее время все большую популярность у студентов приобретает информационная база системы Интернет.
поисковые системы | специализированные сайты |
https://www.rambler.ru https://www.yandex.ru https://www.ulitka.ru https://www.aport.ru | https://www.philology.ru https://www.gramota.ru https://www.slovari.ru https://www.ruslang.ru/ |
Конечно, виртуальные ресурсы значительно упрощают поиск информации. Однако хотелось бы тебя предостеречь! «Скачивание» уже готовых работ, как правило, очень низкого качества совершенно не гарантирует получение положительной оценки! Помни, что преподаватели кафедры русского языка – люди современные, технически продвинутые: они бывают на тех же сайтах, на которых ты ищешь информацию для своей курсовой. И поэтому сразу распознают полностью «скаченную» работу. Не искушай судьбу!
При обработке каталога нужно четко и без ошибок выписывать все необходимые библиографические реквизиты:
1) шифр издания, 2) автор и название книги, 3) сведения о количестве изданий (для книг, выдержавших два и более переизданий), | 4) место издания, 5) год издания, 6) общее количество страниц. |
Если ты нашел материал в Интернете, то необходимо отдельно выписать фамилию автора, название его статьи, а также полностью скопировать адрес сайта, где эта статья размещена. Например: Немцов Борис. Как нам обустроить Россию? – https://www.nemtsov.ru/?id=618952 – 2003 г.
После того как каталог отработан, необходимые книги заказаны и получены, тебе нужно обработать сами источники. Обычно начинают с просмотра оглавления, выделяя наиболее интересные и важные главы, разделы. Затем выбранные части читаются и анализируются. Важные для курсового исследования фрагменты лучше законспектировать (или сделать ксерокопию).
Что такое конспект? Конспект – это аналитическая переработка исходного текста. Конспект может быть представлен в нескольких разновидностях: полный, тезисный и дословный. При полном конспектировании ты переизлагаешь весь отобранный фрагмент текста, при этом избегая дословного переписывания. Помни, что необходимо фиксировать только самое важное. Тезисное конспектирование предполагает запись только основных положений, тезисов (без примеров). Дословное конспектирование (цитирование) – это дословная передача чужого высказывания. При этом уважай автора – переписывай цитату точно, без ошибок!
При любом виде конспектирования, а также при ксерокопировании не забудь указать полное библиографическое описание источника информации и страницу конспектируемого (ксерокопированного) текста. Это нужно тебе и для правильного оформления ссылки в курсовой работе, и для того, чтобы в случае необходимости вернуться к первоисточнику и уточнить формулировку или понятие. Чтобы представить себе, что такое библиографическое описание источника, посмотри раздел «Оформление ссылок» (на с.21) и «Оформление библиографического списка» (на с.23).
Подготовка фактического материала
Что такое фактический материал? Фактический материал — это те отдельные лексемы или целые синтаксические конструкции, которые ты будешь исследовать, анализировать, описывать и классифицировать в практической части своего курсового исследования. Фактический материал отбирается в источниках, оговоренных твоим научным руководителем. Это могут быть периодические издания, служебные документы, письма, анкеты, аудио- или видеозаписи, художественные тексты и пр.
Каждую единицу (слово, словосочетание, предложение) необходимо выписать на отдельную карточку, указав источник получения данной единицы, значение и прочую информация (форма карточки определяется руководителем).
Карточка может выглядеть
так:
Авекова Северо-эвенский район (между Гижигой и Малой Чайбухой) Источник: Карта Магаданской области, 1995 г. Этимология: коряк. Ав`ъек, Ав`ъекв`аям – "саранная река", от коряк. Ав`ъек – "сарана" + в`аям – "река". (Словарь Леонтьева, Новиковой. – С.53) |
или так:
Скучный Орфоэпич. 1989 – ску[шн]ый (с. 523-524) Сл. трудн. русск. произнош. 2001 – ску[шн]ый, неправ. ску[чн]ый (с. 381) Русс. речь в эф. 2002 – ску[шн]ый (с. 263) Сл. трудн. Горбачевича 2003 – ску[шн]ый, не рек. ску[чн]ый (с. 395) |
Почему нужны карточки? Во-первых, это доказательство того, что ты самостоятельно проводишь научное исследование. Во-вторых, на карточке у тебя всегда вся самая нужная и актуальная информация о конкретной анализируемой единице. В-третьих, тебе удобно потом будет группировать и классифицировать весь собранный фактический материал: достаточно разложить карточки стопками по определенному признаку.