Весь собранный тобой материал систематизируется и классифицируется по определенному принципу. Безусловно, классификаций может быть несколько, однако помни, что в основе одной классификации лежит, как правило, один принцип. Сам принцип определяется в соответствии с темой, целью и задачами курсового исследования.
Классификации могут быть многоступенчатыми, сильно разветвленными. Но основополагающий принцип, по которому ты делишь весь свой фактический материал, должен оставаться неизменным на всех этапах и этажах группировки и классификации. Ты понимаешь, что крайне некорректно выглядят такие классификации:
Литература | Топонимы | ||
русская | проза | однословные | суффиксальные |
В основе этих классификаций лежат разные признаки: происхождение и характер литературы, структура и словообразовательные особенности топонимов. Поэтому ты должен согласиться, что научно корректная классификация должна выглядеть так:
Литература | Литература | |||
русская | зарубежная | проза | поэзия | драма |
или так:
Топонимы | Топонимы | ||
однословные | многословные | префиксальные | суффиксальные |
Проверка курсовой работы
Уже готовую работу необходимо проверить:
По содержанию:
¨ Все ли задачи выполнены?
¨ Достигнута ли цель курсового исследования?
¨ Достаточно ли примеров и доказательств?
¨ Соответствует ли достигнутый результат предполагаемому ранее?
¨ Логично и понятно ли изложен материал?
По форме:
¨ Нет ли орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, стилистических ошибок?
¨ Все ли ссылки есть?
¨ Верно ли они оформлены?
|
¨ Все ли необходимые структурные элементы работы имеются (оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы)?
Для проверки работы можно воспользоваться словарями и пособиями. Для уточнения определения термина или понятия можно использовать Лингвистический энциклопедический словарь или с ловари лингвистических терминов.
Для проверки орфографии обычно прибегают к помощи Орфографического словаря или Словаря русского языка С.И. Ожегова. Для разрешения спорных ситуаций при проверке пунктуации можно взять такие пособия, как Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации (любое издание), Розенталь Д.Э. Справочник по литературной правке (любое издание).
Если недочеты и ошибки, обнаруженные в ходе проверки, устранены и исправлены, то необходимо оформить работу.
Структура курсовой работы
Заметим, что жесткого требования к композиции курсового исследования не существует. Однако сложилась определенная устойчивая традиция формирования структуры курсовой работы. Основными элементами композиции являются:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- теоретическая часть;
- практическая часть;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения.
Титульный лист
Оформляется в соответствии с установленными требованиями (см. Приложение).
Оглавление
Помещается после титульного листа. В нем приводятся заголовки всех разделов работы и указываются страницы, с которых эти разделы начинаются. Заголовки одинаковой ступени рубрикации должны располагаться точно друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на несколько знаков вправо.
|
Все заголовки начинают с прописной буквы и без точки в конце. Посмотри образец оформления оглавления в приложении к данному пособию.
Введение
В нем обычно обосновывается выбор темы, говорится об актуальности, важности и научной новизне предпринятого курсового исследования, формулируются цель и задачи работы, сообщается объект и предмет исследования, приводится характеристика источников по теме, дается краткий обзор имеющейся литературы по теме исследования.
1) Обычно введение начинается с небольшой преамбулы. Например: В настоящее время в связи с повальным увлечением компьютерами, у носителей нашего языка увеличилось употребление нелитературной лексики, в том числе жаргонной. Особенно компьютерными жаргонизмами увлекается молодежь, зачастую не задумываясь о том, откуда берется этот жаргон и какую роль он играет в общем развитии современного русского языка (вступление к работе, посвященной терминологической и профессиональной лексики в компьютерной сфере).
2) В нескольких словах или предложениях тебе необходимо объяснить читателю, в чем состоит актуальность предпринятого тобой исследования, т.е. ответить на вопрос: почему именно сейчас нужно исследовать данную проблему. Как правило, актуальность современной лингвистической научной работы связана с недостаточной изученностью вопроса, необходимостью зафиксировать и описать какие-то преходящие языковые факты. Вот несколько примеров, как это можно написать:
|
Существуют индивидуальные и коллективные исследования по языку поэзии серебряного века. Однако исчерпывающего системного описания неологизмов Игоря Северянина по-прежнему не существует. Этим и определяется актуальность данной работы (из работы, посвященной особенностям словотворчества Игоря Северянина);
Актуальность работы обусловлена отсутствием исследований, посвященных структурно-семантическому анализу топонимической системы Магаданской области (из работы, посвященной структурно-семантическому анализу микротопонимов села Балаганное).
3) После этого нужно прояснить свою роль в изучении поднятой проблемы: какой конкретно личный вклад ты как автор работы вносишь в современную науку – т.е. определить степень научной новизны. Не стоит преувеличивать или умалять свои заслуги! Если ты ввел в обиход новые фактические данные (результаты опроса, анкетирования, исследования картографических источников, анализ звучащей речи) или методические принципы (предложил новые критерии для классификации материала), то уже в этом заключается твой личный вклад в научное знание. Вот несколько примеров, как студенты определили степень научной новизны своей работы:
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые предпринимается попытка системного анализа комплекса языковых средств выражения темы «растения» в поэтическом творчестве М.И. Цветаевой. Или:
Научная новизна работы заключается в том, что в ней с позиций теорий, предложенных в работах Р. Абихта, К. Тарановского и др., предлагается целостный анализ ритмической организации всего текста «Слова о полку Игореве».
4) От формулировки научной проблемы и сообщения о том, что тема данной работы еще не получила своего полного освещения в современной науке, нужно перейти к формулировке цели предпринимаемого курсового исследования, а также указать конкретные задачи для достижения поставленной цели.
Цель – это тот конечный результат, к которому ты стремишься, который получишь в итоге. Задачи же – это те действия, которые помогут тебе достигнуть цели. Например, ты решил сварить суп. Это твоя цель. Чтобы достигнуть цели, нужно: сварить бульон, почистить картошку, порезать овощи и пр. Это и будут задачи.
Например, ты ставишь себе научную цель выявить основные гендерные особенности речевого поведения мужчин и женщин на анализе газетных объявлений о знакомстве. Эта цель подразумевает выполнение следующих задач: поиск и обзор научной литературы по исследуемой теме; выявление методических приемов гендерного анализа текста; сбор фактического материала методом сплошной выборки; анализ фактического материала (объявлений о знакомстве) с точки зрения половой принадлежности. Вот пример оформления цели и задачи исследования:
Цель настоящей работы – описать структуру и семантику сравнений в поэзии М.И. Цветаевой. Цель обусловила необходимость решения следующих задач: 1) анализ лингвистических и литературоведческих работ, посвященных сравнению; 2) выявление структуры сравнения в русском языке; 3) поиск сравнений методом сплошной выборки в стихотворениях М.И. Цветаевой; 4) анализ структуры сравнений в поэзии М.И. Цветаевой; 5) анализ семантических особенностей сравнений у М.И. Цветаевой.
5) Как правило, обязательным элементов введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет – это то, что находится в границах объекта, является фокусом, частью объекта. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Например, в курсовой работе на тему "Язык современной политической предвыборной рекламы" объектом исследования будут являться тексты современных политических предвыборных листовок, а непосредственным предметом исследования – лексические, синтаксические, стилистические особенности анализируемых текстов. Вот еще пример:
Объектом нашего исследования послужили поэтические тексты М.И. Цветаевой, предметом – сравнения, извлеченные из поэтических текстов (из работы, посвященной сравнениям в поэзии М.И. Цветаевой). Или:
Основным объектом исследования являются специальные и научно-популярные периодические издания, посвященной компьютерной технике. Предмет исследования – специальные слова, которые встречаются в текстах, связанных с компьютерной сферой (из работы на тему: «Терминологическая и профессиональная лексика в компьютерной сфере»). Или:
Объектом исследования является топонимия г. Магадана, а предметом исследования – урбанонимы-меморативы (из работы, посвященной характеристике урбанонимов-меморативов г. Магадана).
6) Во введении нередко указывается и источник получения фактического информации, или материал исследования. Например, ты написал, что объектом являются поэтические тексты М.И. Цветаевой. А какие именно тексты? Тогда следует сказать, что непосредственным материалом для исследования стали стихотворения, включенные в сборники и циклы «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Версты».
Или ты изучаешь синтаксические функции инфинитива. Объект твоего исследования – синтаксис простого предложения, предмет – синтаксические функции инфинитива. А на каком конкретном материале ты это изучал? Следует указать, что непосредственным материалом для исследования послужил, например, текст повести И.С. Тургенева «Первая любовь».
7) В курсовых работах, посвященных наблюдению за языковыми (речевыми) фактами, необходимо сформулировать гипотезу. Гипотеза – это научное предположение, предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, требующее подтверждения.
В самом начале любой работы человеку свойственно строить предположение о том, какие результаты он может получить в итоге. В начале научной работы тоже следует сформулировать гипотезу, которая затем найдет свое подтверждение или не подтвердится в ходе языкового анализа практического материала.
Например, в работе, посвященной синтаксическим особенностям языка современного чата, студент так оформил свое предположение: в ходе курсового исследования нами была выдвинута следующая гипотеза, основанная на том, что язык современного чата совмещает черты устной и письменной речи. Итак, нами сделаны следующие предположения:
- Характерной чертой синтаксиса языка чата является тенденция к отклонению от синтаксических и пунктуационных норм литературного языка.
- Простые предложения преобладают над сложными.
- Среди сложных предложений сложноподчиненные встречаются чаще, чем сложносочиненные.
- Часто встречаются случаи инверсии.
- Высокочастотными являются вводные слова и обращения.
Это пример развернутой гипотезы, однако ты можешь оформить свое научное предположение 1-2 предложениями.
8) Во введении нужно также указать использованные в курсовой работе методы исследования. К методам исследования в современной лингвистической науке относят:
описательный | анкетирования |
сравнительный | контент-анализа |
сопоставительный | лексикографического описания |
ареальный | лингвистического (речевого) эксперимента |
типологический | наблюдения над языком |
формантный | количественного анализа |
этимологический | автоматического анализа |
картографирования | компонентного (семантического, стилистического, грамматического анализа) |
Более подробно о методах читай в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
9) Во введении обычно предлагается краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу о том, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта частично, или исследована в ином аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.
Обзор литературы по теме обычно представляет собой перечисление ученых и/или их работ, которые в той или иной степени освещают проблемные вопросы, связанные с темой твоего курсового исследования. Более полное описание имеющейся по твоей теме специальной научной литературы традиционно размещается в 1-й главе.
10) В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы. Например так:
«Структура и содержание работы. Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию и приложение. Во введении дана общая характеристика исследования, определены актуальность, предмет и объект исследования, обозначены цели, задачи и методы исследования. В первой главе “Понятие гендера в современной науке” раскрывается термин “гендер”, дается краткая история его возникновения, объясняется употребление понятий гендер – пол, а также кратко перечисляются основные направления гендерных исследованиях в области лингвистики. Во второй главе “Гендерный анализ газетных объявлений о знакомстве” представлены результаты исследования метаязыковых и языковых свойств брачных объявлений. На метаязыковом уровне исследуется структура (композиционное построение текста) и содержание (личностные качества и требования к партнеру) объявлений о знакомстве. На языковом уровне выявляются морфемные, лексические, морфологические и синтаксические особенности текста объявлений о знакомстве. В заключении производится обобщение результатов, полученных в ходе нашего исследования. В библиографии представлен перечень литературы, использованной в процессе исследования. В приложении представлены женские и мужские объявления о знакомстве, а также таблицы, составленные нами для отображения структурно-содержательных характеристик материала».
Теоретическая часть
Как правило, 1-ая глава (а в некоторых работах на теорию может отводиться несколько глав) является теоретической частью курсового исследования. Основное содержание этой главы – анализ всего имеющегося научного теоретического материала по теме курсовой работы.
Не нужно думать, что в теоретической части ты должен открыть новый научный закон или перевернуть знания о мире! (Хотя кто знает!) По существу 1-я глава должна продемонстрировать читателю и научному руководителю твое основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, обобщать и делать собственные выводы.
Что можно рассмотреть в 1-й главе? Вот несколько примеров.
В работе «Сравнения в поэзии М.И. Цветаевой» теоретическая часть посвящена средствам выражения сравнения в русском языке.
В работе «Особенности словотворчества Игоря Северянина» 1-я глава называется «Некоторые общие проблемы словотворчества».
1-я глава может быть посвящена истории изучаемого вопроса. Так в работе «Проблемы ритмической организации «Слова о полку Игореве» в теоретической части рассматривается история описания ритмической организации «Слова…»
В работе «Структурно-семантический анализ микротопонимов с. Балаганное и его окрестностей» 1-я глава носит название «Историко-этнографический очерк с. Балаганное».
Таким образом, содержание 1-й – теоретической – главы демонстрирует читателю и проверяющему, что ты основательно изучил всю научную информацию по своей теме и теперь готов в практической части подтвердить или опровергнуть какую-либо точку зрения, предложить новый аспект изучения научной проблемы.