Открыта первая публичная частная школа для умственно отсталых (идиотов) в хосписе для неизлечимо больных (Э. Сеген, Франция).




https://www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=189&ref_dl=1 история олигофренопедагогики

Екатерина Грачева - основатель первой школы
для умственно отсталых детей в России

Грачева Екатерина Константиновна (1866 - 1934) - русский педагог-дефектолог. Около 40 лет своей жизни посвятила заботе о детях с глубокими физическими и психическими недостатками
В 1894 Г. организовала в Петербурге один из первых в России приютов для слабоумных и эпилептиков. Успехи в обучении даже глубокоотсталых воспитанников приюта были так значительны, что в 1898 при приюте была открыта первая в России школа для умственно отсталых детей.
Школа Екатерины Грачевой стала первой в России трехклассной начальной школой для умственно отсталых детей. Все дети жили в приюте и учились в школе бесплатно. Все методики Екатерина Константиновна разрабатывала сама.
В школе изучали Закон Божий, письмо, чтение, арифметику и естествознание. Учителя и воспитательницы занимались с детьми пением, рисованием, гимнастикой. Много времени уделялось ремесленному обучению. Сначала у менее отсталых детей развивали моторные навыки - учили вырезать из бумаги, плести, вязать, затем переходили к более сложным заданиям.
Главной задачей приюта и школы при нем было научить детей самообслуживанию и привить им трудовые навыки. Кроме общеобразовательных занятий, дети работали по дому, на огороде, во дворе.
Уже в 1899 г. работы воспитанников приюта получили почетные грамоты на ремесленной выставке в Петербурге,
В 1900 Грачева добилась создания в России благотворительной организации, ставившей целью оказание помощи слабоумным. В том же году она открыла курсы по подготовке сестёр-нянь по работе со слабоумными детьми и эпилептиками. Первые двухгодичные курсы закончили 9 человек, затем число слушательниц стало увеличиваться. По просьбе родителей воспитанников приюта в 1902 г. Екатерина Константиновна обобщила ключевые моменты курса в книге «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков». Эта книга не потеряла актуальность по сей день. В ней рассказывается, как учить одеваться, есть, умываться, общаться между собой детей разной степени отсталости, как развивать речь, как заниматься с ними чтени-ем, письмом, счетом, гимнастикой, рисованием, пением и ручным трудом, как организовывать детские дежурства.
В 1903 г. приют получил высшую награду международной выставки «Детский мир» - почетный диплом, а Екатерина Грачева была награждена золотой медалью.
В 1904 г. на международной выставке в Париже работы воспитанников приюта получили почетные дипломы.
При приюте открывается бесплатная диагностическая амбулатория в которой принимали психиатры В.М. Бехтерев и А.С. Грибоедов.
К 1914 г. она стала основным центром изучения де-ей с отклонениями в развитии.
С 1903 года Екатерина Грачева совершает поездки в Швецию, Францию и Германию, где работа с умственно отсталыми детьми велась уже давно. Ее наблюдения легли в основу книг «Приюты для детей-идиотов и эпилептиков в Швеции, Франции и Германии», «Руководство по занятиям с отсталыми детьми и идиотами» и первого российского пособия по работе со слепоглухонемыми детьми брошюры «Первый отчет учреждения для слепоглухонемых в Германии (в Нововесте) за 1906-07г.г.»
В 1932 году с предисловием Л.С.Выготского вышла книга «Воспитание и обучение глубоко умственно отсталого ребенка ». Екатерина Грачева обобщила в данной книге 36 летний опыт работы с психически больными детьми

Всеволод Кащенко – создатель первого в России
санатория – школы для детей с отклонениями в развитии

Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген, в США открывал частные школы для слабоумных детей, предполагающие обучение и воспитание, трудовое и физическое. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори.

В 1854 году в Риге бывший сурдопедагог Фридрих Пляц (Friedrich Platz) основал первое в Империи лечебно-педагогическое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков. Там не только пытались обеспечить лечение, но и вели занятия по системе Э. Сегена,[1] а вдова Пляца, возглавившая организацию в 1864 году, имела некоторый успех в использовании систем Фрёбеля и Георгенса (нем.)русск..[3]

Затем последовали заведения в Санкт-Петербурге (учреждения Е. К. Грачевой, супругов Маляревских) и Москве (классы М. П. Постовской). Крупные российские коррекционные педагоги того времени — А. И. Граборов, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов. В 1908 году В. П. Кащенко открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей», а также написал известный труд «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков».

В начале XX века в Российской Империи действовало около 4,5 тысяч благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. Н. Ю. Борякова пишет со ссылкой на Н. Н. Малофеева, что

в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений.

К 1907 году существовало 61 заведение для глухих. В 1914 году было примерно 30 заведений для незрячих, включая учебные. К Октябрьской Революции воспитывалось около двух тычяч детей с умственными недостатками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: