I. Партизанский маркетинг




Управление толпой

Сделать человека свободным может только абсурд.

Альбер Камю, французский философ-экзистенциалист

 

Чтобы достигать своих целей — увеличения продаж

при небольших затратах, послание потребителю

должно быть интересным и дружелюбным.

Другими словами, реклама не должна

выглядеть как реклама.

Васюнин И. Партизаны в метро // Новая Газета, 10.04.2006

 

Откуда берутся новые механики? На самом деле мы просто

трансформируем увлечения, веяния, популярные у целевой

аудитории, на которую направлен проект. Как только

появился флэш-моб как новое молодежное увлечение,

мы немедленно превратили его в PR-инструмент.

Хижнякова Т., креативный директор PR-агентства "Ньютон"

и агентства маркетинговых коммуникаций AGN-Group.

Эффективность деятельности любой организации напрямую зависит от того, как предлагаемые ей товары или услуги воспринимают потребители – та целевая аудитория, при правильном воздействии на которую становится возможным в лучшую сторону изменить важнейшие характеристики компании: величину продаж, репутацию, узнаваемость, уровень лояльности со стороны клиентов и т.д.

В настоящее время информационное пространство просто перенасыщено рекламой в ее различных традиционных проявлениях, будь то надоедливый ролик на телевидении, листовка, выданная у метро, или билборд, тщательно изучаемый исключительно в автомобильной пробке в силу своего обыденного содержания, выражаемого главным призывом «купи!». Так, например, по данным крупнейших московских агентств, занимающихся наружной рекламой, на просмотр одного билборда человек готов потратить не более 3-х секунд. Москвич видит в день полторы-две тысячи рекламных сообщений. В итоге эти три секунды сокращаются до долей секунд. А во время телевизионной рекламы, до недавнего времени считавшейся наиболее эффективной, многие люди переключают каналы или выключают звук. Кроме того, она плохо сегментирована: только десять процентов роликов транслируются для целевой аудитории[1].

Проблема эффективности рекламы встает тем более остро, чем быстрее растут цены на ее размещение. Однако даже несмотря на это ее объем постоянно увеличивается, и поэтому компаниям, вступившим в информационную борьбу с конкурентами и желающим выделиться из общей массы, работать по старым правилам больше не годится.

Теперь необходимо ненавязчиво вовлечь потребителя в некую игру, которую он находит забавной и интересной, зачастую даже не подозревая о том, что такое его участие было заранее предусмотрено и организовано специалистами PR-агентства в рамках разработанной креативной стратегии. Почему я говорю здесь уже именно о PR, а не просто рекламе? Согласно одному из определений, Public Relations – это «специализированная, профессионально организованная деятельность управления особого рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определённой сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными средствами»[2]. Методы PR могут эффективно практиковать небольшие компании, у которых не хватает ресурсов на более дорогостоящую рекламу. Здесь главное обратить на себя внимание СМИ, которые своими статьями, заметками, подадут импульс для формирования того или иного общественного мнения относительно вашей организации. Так узнаваемость и популярность бренда безусловно возрастут. И это не будет отвергаться потребителем, ведь это не реклама, а новость, которую к тому же можно обсудить с другими не только лично, но и, например, по Интернету. В последнем случае радиус распространения информации о компании и осведомленности о ней потенциальной клиентуры существенно увеличивается.

Таким образом, в новых условиях, важным становится продвинуть нужную информацию как объективно поданную новость. Несомненно, PR-специалисты также совершенствуют свою креативность, занимаясь поиском свежих «новостей», которые могли бы заинтересовать СМИ. И выражается это в воздействии на массу людей нестандартными способами, среди которых уже сами PR-агентства, предлагая свои услуги[3], выделяют следующие:

1. партизанский маркетинг;

2. проведение флэшмоб-акций.

Если раньше подобные инструменты активно использовались лишь за рубежом, то сейчас и российские компании осторожно их осваивают. Несмотря на то, что сегодня даже по самым оптимистичным оценкам, на долю «партизан» у нас приходится никак не больше 1-2% оборота всей отечественной рекламной индустрии[4], мы этом плане стремительно развиваемся. Подтверждением тому становится множество примеров – активно освещенных в прессе, зачастую эпатажных, провокационных и шокирующих, акций, успешно реализованных именно российскими компаниями среди нас, российских потребителей. А мы-то и не знали…

I. Партизанский маркетинг

Термин «партизанский маркетинг» (guerrilla marketing: от англ. guerilla – «партизан») придумал в 1983 г. американец Джей Конрад Левинсон, опубликовавший одноименную книгу, где была сформулирована теоретическая база нового способа выживания для небольших фирм, соревнующихся с крупными компаниями. Для описания своих идей он воспользовался военной терминологией именно поэтому. Так же, как партизанский отряд не может применять методы регулярной армии, маленькая компания, не обладающая значительными ресурсами, не может использовать обычные методы конкуренции[5]. Левинсон предложил набор из 100 приемов, общая черта которых – дешевизна. Самыми распространенными из них считаются:

· шоковый (или эпатажный) маркетинг;

· life placement («размещение в жизни»): создание в жизни потребителей скрытых театральных спектаклей, способствующих продажам товара. Например, «агенты» компании появляются в людных местах и рассуждают о преимуществах ее продукции; и

· вирусный маркетинг, когда информацию о продукте распространяют сами потребители или же подсадные утки.

Главная цель этих инструментов заключается в создании иных, чем обычно, мотивов совершения покупки. Так, традиционный маркетинг исходит из того, что сначала нужно заставить покупателя осознать какую-либо проблему (например, сказав, что у него нарушена микрофлора кишечника), а затем предложить способ ее решения. Партизаны, как правило, не используют рациональные аргументы. Они стремятся заставить потребителя испытать сильные эмоции, под влиянием которых спонтанно совершается покупка. Для этого Левинсон предлагал использовать различные психологические приемы (в частности, методы нейролингвистического программирования). Их преимущество в том, что они, в отличие от прямой рекламы, открыто ничего не навязывают покупателю и потому не вызывают у него сопротивления, следовательно, позволяют воздействовать более эффективно.

Интересно, что методы guerrilla marketing использовались еще задолго до того, как возник этот термин. Например, в середине XVII в. Ост-Индская компания, поставлявшая чай в Великобританию, наняла барышень из хорошего общества, которые устраивали чаепития и расхваливали новинку[6]. А в начале ХХ в. русский промышленник Николай Шустов рекрутировал десяток студентов, которым было велено обходить московские трактиры и требовать «шустовский коньяк». Не обнаружив такового, студенты устраивали шумный скандал и лезли в драку[7]. Об этом стали писать газеты, а Москва узнала о новой марке алкоголя.

В процессе практического применения идей Левинсона, в том числе и в России, трактовка термина значительно расширилась: партизанскими сегодня принято считать любые маркетинговые мероприятия, выходящие за рамки общепринятых способов продвижения товаров и услуг, будь то провокации, распространение слухов или роспись стен граффити с логотипом компании. При этом размер компании уже не играет особой роли.

Такой «альтернативный» маркетинг позволяет максимально эффектно представить товар потенциальному клиенту. Во всех случаях ставка делается на то, чтобы потребители распространяли вести о новом продукте или услуге по большей части самостоятельно (отсюда, кстати, и произошел термин «вирусный » – люди как бы «заражают» друг друга информацией). Разберем этот «подвид» более подробно.

В отличие классических медиа, где есть один общий источник информации, который читают все, здесь каждый пользователь – это источник информации, который может распространять сообщение дальше через свое личное медиа (например, через свой блог). И основная задача – создать очень релевантный контент (приоритетное для участников содержание), который интересен конкретной целевой аудитории. Кампания будет успешной, если удастся активировать пользователя, то есть вовлечь, вдохновить его так, чтобы он захотел написать об этом в своем блоге, рассказать об этом друзьям. Фактически это маркетинг из «уст в уста», эдакое «сарафанное радио», но в Интернет со всеми его плюсами. А Интернет – это интерактивное и добровольное пространство, в котором нельзя заставить человека смотреть рекламу.

С помощью вирусных кампаний в конкретных областях возможно следующее:

· Запуск слухов и обсуждений – для выпуска нового продукта на рынок, или как составляющей части провокационной кампании, или для повышения узнаваемости бренда.

В 2004 г. была организована вирусная кампания дезодоранта Axe (компания Unilever). В Москве был запущен слух о новом аромате, возбуждающем девушек. Например, девушки звонили в эфир FM-радиостанций и рассказывали курьезные случаи, связанные с невероятным запахом нового дезодоранта. Эта тема стала предметом обсуждения в Интернете. Апофеозом акции стало представление, сочетающее элементы life placement и шокового маркетинга. В центре города вокруг замаскированного тканью предмета собрались сотни девушек. Когда покрывало сдернули, под ним оказался гигантский Axe, начавший разбрызгивать дезодорант во все стороны, а девушки бросились снимать с себя белье.

· В PR вирусная кампания – хороший информационный повод, c помощью которого можно подавать различные PR-истории в электронные и печатные СМИ.

Пример – любая эпатажная акция с привлечением общественности на улицах города, понятная не до конца и вызывающая недоумение. Вы обязательно захотите поведать об этом другу. Так, мой друг взахлеб рассказывал мне, как несколько девчонок посреди площади зачем-то обклеивали припаркованный шикарный автомобиль стикерами с надписью «Дура». Тогда мы еще не знали, в чем замысел хитрых пиарщиков (См. пример №4 о фильме «Дура»).

· Сбор данных о потребителях, чтобы расширить базу электронных адресов или собрать какую-либо информацию об аудитории с помощью анкетирования.

Так, маркетологи компании «Unilеver» решили ускорить внедрение мыла Dove с помощью вирусного маркетинга. Суть акции сводилась к следующему – каждой женщине, принесшей вместе с купоном на скидку (его можно было вырезать из газеты) адреса трех своих подруг вручали два куска мыла. «Проданные» подруги получали бандерольку с одним кусочком мыла, а в графе «Отправитель» указывалось имя порекомендовавшей персоны. С одной стороны дружеский знак внимания, с другой – та самая продажа друзей в красочной упаковке. Как это не называй, а доля рынка Dove после акции выросла на 10%.

Здесь, конечно, мне вспоминается и анимированный сайт Dove с обширным опросом на тему места естественной женской красоты в современном обществе. Лично я с удовольствием этот тест-анкету прошла, очень уж красиво и как-то доброжелательно сделано. До того момента, пока не просят неоднократно указать конкретную марку используемых мною различных косметических средств: тут уже активизируется выработанное в течение жизни отторжение рекламы.

· Прямые продажи: привлечение трафика на сайт, где можно заказать товары или услуги, для увеличения объёма продаж.

Для претворения концепции в жизнь можно, например, поместить на свой сайт оригинальный, особенный ролик или флеш-мультик. Так, одно российское турагентство разместило у себя качественно сделанный мульт про чайку, заглатывающую белого медведя. Люди стали заходить на сайт, чтобы просто посмотреть ролик, о котором им рассказали. Посещаемость ресурса увеличилась настолько, что вскоре он выскакивал первым в списке Яндекса при введении запроса «отдых, туризм». Продажи данного туроператора, надо думать, тоже существенно возросли.

· Реклама: можно использовать вирус просто чтобы порадовать и развлечь аудиторию, в то же время напомнив ей о бренде.

Стать вирусом может и обычный рекламный ролик при условии, что он являет собой нечто абсолютно выдающееся, как, например, творения Budweiser “Whassup True” или Apple “1984”. Обратимся к России: в 2003 г. по Интернету с умопомрачительной скоростью распространялся рекламный ролик МТС, снятый, судя по языку героев, на Украине. Содержал ролик ненормативную лексику, может, именно поэтому его очень хотелось поскорее показать другу и отправить по электронной почте знакомому. Общественность недоумевала, что это: происки конкурентов, утечка информации, маркетинговый ход. Как бы там ни было, но это был маркетинговый вирус. Пользователи рассылали знакомым мини-историю о золушке XXI века, ставящей на место вредную мачеху, а рекламировали МТС Джинс.

Помимо всего перечисленного известна практика рассылать в одном конверте 2 купона на скидку или приглашения на распродажу, тем самым ненавязчиво подталкивая получателей передать второй образец другу. Название у таких купонов соответствующее: «передай дальше». Отдельные консультанты, юристы или бухгалтеры таким манером рассылают визитки – две в одном конверте. В тексте письма следует дружеским тоном напомнить получателю, что второй экземпляр может принести пользу как ему самому, так и приятелю, чтобы срочная передача вышеобозначенной продукции состоялась наверняка. Как говорится, «привел друга – получил приз ».

Более того, у российских маркетинговых «партизан» есть и собственные достижения. Например, продвижение с помощью судебных исков. Его использовал основатель известной компании-регистратора «Р.О.С.Т.» М. Протасов, решивший в 2001 г. заняться производством консервированных овощей. Созданная им компания «ПомидорПром» начала судиться с лидером рынка кетчупов холдингом «Балтимор» из-за прав на марку «Гурман». Об этом деле написали большинство российских деловых СМИ, и нам удалось таким способом объявить о своем выходе на рынок.

Адвокат бюро «Бартолиус» А.Басистов говорит, что судебные иски действительно используются для привлечения внимания к марке или компании. Он довольно часто сталкивается с делами, появление которых не оправдано ничем, кроме желания истцов заявить о себе. Это дешевый способ рекламы, но есть и риск: участие в заведомо проигрышном деле может негативно отразиться на имидже компании[8].

Наиболее заметные примеры успешной реализации партизанской и вирусной стратегий, сочетающие в себе многие элементы управления толпой (в т.ч. и флешмоб, описанный в следующем разделе) в российской практике последних лет рассмотрены далее отдельным – третьим – пунктом.

Однако не стоит забывать, что при неграмотном проведении шоковые и вирусные акции могут обернуться против рекламодателя. При использовании подобных методов всегда есть опасность, что люди не поймут «фишку» или их окажется немного. Опасно для компании и разоблачение подсадных уток: если оно происходит раньше времени, лояльность к марке резко падает. Примером может стать неудавшаяся кампания птицефабрики «Невская». Началось все с рассылки восторженных писем от якобы «потребителей» в редакции газет, потом появились хвалебные речи в блогах. Однако птицефабрику быстро раскусили, и ее продукт стал объектом насмешек. Интернет-форумы запестрели издевательскими записями вроде «Правда ли, что эти яйца ест сам Президент?».

II. Флешмоб

Флешмоб (также флэшмоб, флэш моб, флэш-моб или просто моб, от англ. flash mob — «мгновенная толпа», «flash» – вспышка, «mo»b – толпа) представляет собой заранее спланированную массовую акцию, организованную через современные быстродействую-щие средства коммуникации (в основном через Интернет), в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия (чаще всего абсурдного характера), называемые сценарием, и затем быстро расходится[9].

Явление флешмобов началось после того, как в октябре 2002 г. вышла книга социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. В июне 2003 года преуспевающий 28-летний программист Роб Зазуэта из Сан-Франциско, прочитав труды Рейнгольда, создал сайт flocksmart.com, на котором поставил вопрос о проведении специально организованных ради развлечения акций, основанных на технологии умных толп.

Самый первый флешмоб состоялся в США 17 июня 2003 года. Приблизительно двести человек (по другим источникам 150) собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy's» и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка, и пришли купить «Коврик Любви». Уже через несколько дней волна акций прокатилась по всей Америке и Европе. В Риме 300 человек вошли в книжный магазин и дружно попросили несуществующую книжку. В немецком Дортмунде флэш-мобберы собрались возле выставки стиральных машин и начали поедать бананы.

Первые российские акции были организованы через «Живой Журнал» и состоялись одновременно на вокзалах Петербурга и Москвы 16 августа 2003 года. По сценарию участники должны были встречать в Санкт-Петербурге некую Татьяну Лаврухину из Общества анонимных алкоголиков, а в Москве – Владимира Путина (который, разумеется, об этом не знал; как, впрочем, и Татьяна, если она существует). Простояв на платформе 11 минут с шариками и табличками с именем того, кого они пришли встречать, участники разошлись по своим делам[10].

Сталкиваясь с информацией о том, что в определенное время в назначенном месте собрались в большинстве своем незнакомые друг с другом люди и согласованно сделали что-то, мягко говоря, необычное, невольно задаешься вопросом: Зачем?

Вариант 1. Флешмоб в чистом виде (классика)

В процессе подготовки данной работы я изучила посвященные флешмобу сайты, пообщалась со своими друзьями и знакомыми, принимавшими в этом участие, ознакомилась как с мнениями настоящих мобберов, охотно дающих интервью, например, на радио, так и с выводами социологов и психологов, занимающихся изучением данного явления.

Пожалуй, основной движущей силой, подталкивающей людей к совершению массовых «нестандартных», эпатажных и бессмысленных действий, является простая скука. Как правило, большинство участников акций молоды, активны и уже пресыщены современными, уже ставшими традиционными, развлечениями вроде кино-кафе-клуб-интернет. Последний здесь уже выступает не только в качестве некого склада всякой всячины, а в роли средства связи с другими, подобными тебе, людьми, которых ты, возможно, никогда и не видел, но даже такое «электронное» общение на объединяющие вас темы интересно обоим. Флешмоб здесь станет для вас новым развлечением, ведь, в теории, инициировать движение может каждый. Для этого нужно совершить определенный набор действий:

1. найти средства, как оповестить максимальное количество людей о том, что ты хочешь сделать. Самый легкий способ – через Интернет.

2. иметь хотя бы парочку единомышленников, которые вместе с тобой поддержат придуманную акцию, начинание, чтобы по Интернету было видно, что это не один человек «гонит волну», а два-три, а лучше – еще больше.

3. для начала хотя бы со своими двумя-тремя друзьями прийти на то место, где вы хотите что-то провести.

Кроме того, многие устали именно от привычного хода жизни и желают хоть как-то на него повлиять в сторону внесения ярких красок, впечатлений и дополнительных удовольствий в привычное существование.

Итак, какие еще цели, кроме обозначенных, могут преследовать мобберы? Среди возможных вариантов: произведение впечатления на окружающих; ощущение причастности к общему делу; самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»); попытка получить острые ощущения; получить эффект сродни эффекту от групповой психологии; почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения.

В классическом флешмобе есть набор определенных правил, выполнять которые должны все участники, дабы результат соответствовал задуманному. Например, не разговаривать друг с другом или делать что-то нелепое с серьезным видом. Возможно, что после окончания «собрания» некоторые мобберы зайдут за угол и будут смеяться над тем, какую реакцию у окружающих им удалось вызвать, или, что вероятнее, все они будут с большим интересом читать об этом на страницах газет, журналов, сайтов, смотреть ролики и фото, снятые на камеру телефона случайными прохожими. При этом они будут обмениваться впечатлениями с друзьями, а те самые прохожие будут делать то же самое, только уже со своими знакомыми.

Сегодня и в России есть масса примеров флешмоб-акций, проведенных по классическим канонам. Так, в сентябре этого года в центре Москвы прошел моб, который назывался «Целующийся город»: более 2 тысяч людей пришли на Манежную площадь и ровно в 20.00 принялись страстно целоваться. Примерно в этот же период имели место уже ранее проведенные на Западе “Free hugs”, когда на Арбате люди с табличками «Обними меня» падали друг другу в объятия и “Bang-bang” на Красной площади, смысл которого сводился к тому, чтобы стрелять в других участников из воображаемого оружия, в роли которого выступали пальцы, со словами «bang-bang», а жертвы должны были падать прямо на асфальт. В 2006 году в Санкт-Петербурге народ собрался возле фонтана напротив Казанского собора. Здесь пара активистов вылила в фонтан пять баночек моющей жидкости. Струи взбили ее так, что пена закрыла собой не только площадь, но и соседние скамейки вместе с газоном.

Очевидно, что в описанных случаях люди участвовали в мероприятии исключительно ради удовольствия и развлечения (или преодоления собственной стеснительности).

Истинные сторонники движения утверждают, что акции проводятся не на показ, а для самих себя: ты и зритель и участник, а другой зритель стоит рядом с тобой[11]. Однако поскольку чаще всего такие нестандартные мероприятия находят широкое освещение в СМИ, хитрые пиарщики используют их для достижения своих, строго определенных целей, отличных от тех бескорыстных и светлых, что присущи флешмобу в его первоначальном виде.

Вариант 2. А-ля флешмоб (использование самой технологии)

На сегодняшний день флэшмоб оправдал себя как эффективная технология, способная привлечь к участию достаточно большое количество людей, свободно владеющих современными средствами связи. Участие в подобной сетевой акции выглядит более привлекательным по сравнению с вовлечением в устоявшиеся формы общественных собраний. Плюсы очевидны: отнимает мало времени, участие анонимно, нет необходимости предварительной подготовки и вообще все похоже на игру.

Флэшмоб как инструмент универсален и может быть использован для достижения различных целей, в том числе политических и рекламных. При этом организаторы могут быть как заранее известны, так и оставаться в тени. А главное, участники могут даже не подозревать об истинных целях акции.

 

18 июня 2007 года на сайте «BBC News Россия» была опубликована заметка[12], в которой говорилось о высокой смертности среди россиян от употребления алкоголесодержащей продукции, не предусмотренной для распития (одеколон, чистящие средства и т.д.). В качестве дополнения к заметке читателям предлагалось ответить на вопрос, пьют ли они одеколон, антифриз или моющие средства. Среди вариантов ответа "Регулярно," "Крайне редко," "Никогда" и "Я вообще не пью" отечественным пользователям сети наиболее приглянулся первый. В связи с

этим возник флешмоб, в рамках которого в блогах, а затем и с помощью служб обмена мгновенными сообщениями россияне стали агитировать друг друга проголосовать за регулярное употребление одеколона.

Неожиданная популярность опроса привела к тому, что результаты исследования BBC News на некоторое время стали недоступны, а затем счетчик голосов обнулился. Несмотря на это, спустя считанные часы после возобновления приема голосов вариант «Регулярно» удерживал безоговорочное лидерство – за него проголосовало подавляющее большинство из почти полутора тысяч пользователей Интернет, принявших участие в опросе.

Спустя несколько дней, издание решило узнать, насколько регулярно россияне лакомятся крысиным мясом. Провокационность опроса в очередной раз спровоцировала флешмоб (правда, не такой активный, как в случае с одеколоном – голосование проходило без неполадок и доступ к BBC News осуществляется без задержек). Из четырех вариантов ответа ("Да, я его регулярно ем!", "Разве что попробовать...", "Нет: мне крыс жалко!" и "Фу, гадость какая!!!") на вопрос о частоте употребления нашими соотечественниками крысиного мяса 68% респондентов выбрали именно первый.

Многие мои знакомые участвовали в этих голосованиях. Задав вопрос о причине выбора ответа, не отражающего реального положения вещей, я получила следующие результаты: шутки ради; раз такой бред спрашивают, то и отвечать надо соответственно; «покажем тупым америкашкам!». В дискуссиях на эту тему я нашла забавные предположения о дальнейших голосованиях на такие вот темы: «Как часто вы употребляете полоний?», "Кто убил Литвиненко?" (с вариантами ответа «Я его заказал», «Я вообще заказывал блюдо из полония, но по ошибке принесли Литвиненко», «А кто это такой?»).

Интересно, что в данном случае не было конкретного организатора, идейного вдохновителя флешмоба – пользователи Рунета сами запустили столь активную акцию, на время даже прервавшую работу сайта.

Само BBC в явном виде выиграло от размещения своего глупого голосования: популярность-посещаемость сайта резко возросла. Скорее всего, это и было целью авторов, если уж они проводят похожий опрос о крысином мясе. При этом СМИ активно, но с юмором рассказывают о «наших алкоголиках»: «Судя по результатам недавних голосований, посетители BBC News регулярно пьют одеколон и питаются крысятиной. Это, исходя из текстов сопровождавших оба опроса статей, свидетельствует о том, что многие из них, если отвечают на вопросы честно, не доживут до очередного «пищевого» голосования[13]». Таким образом, со стороны российских пользователей, флешмоб был классическим – для развлечения, причем они вряд ли думали, что одновременно повышают рейтинг сайта, а со стороны BBC – нестандартным рекламным ходом, результат которого превзошел ожидания. После того, как ажиотаж стих, некоторые люди в Интернете стали высказывать мнение о том, что правильнее было, осознав «коварный замысел америкашек», игнорировать эти голосования.

Сравним два известных флешмоба с ленточками – георгиевской и обычной белой. Первая акция проводится с 2005 г. и мало кто помнит, что вдохновителем здесь выступало РИА Новости. На официальном сайте https://cpd.org.ru/ информация об этом отсутствует, а людям до сих пор нравится идея привязывать ленточку на антенну машины или на свою одежду, и таки вот незатейливым образом отдавать дань памяти подвигу предков. При этом, насколько я знаю, никто не задумывается, откуда пошло движение и кому это может быть выгодно.

В марте 2006 г. москвичи услышали о том, что теперь к автомобилю можно привязать белую ленточку и тем самым присоединиться к протесту против беспредела машин с мигалками на дорогах столицы. В данном случае СМИ публиковали именно объявления, предлагающие принять участие в акции, освещая при этом, что проводит ее радиостанция «Серебряный дождь». Получить белый символ протеста можно было ни где-нибудь (георгиевские ленточки раздавали на станциях метро, например), а в их офисе. Каков «побочный эффект» от такого флешмоба? Повышение рейтинга указанной радиостанции, ведь всем изначально известно, кто за этим стоит. Таким образом, акция может носить далеко не бессмысленный характер.

Истинные мобберы уже осознали, что их светлую идею вовсю используют пиарщики, которые кидают клич в Интернет, а они бегают с одной акции на другую. Пришла очередь специальных правил: на сайтах выкладываются сценарии, которые могут воплотиться в жизнь только по итогам обсуждения, а затем голосования (одобрения или неодобрения) пользователей портала. Открытый набор желающих уже почти не проводится (как это было раньше), а иногда стать участником флэшмоба можно лишь по приглашению, исходящему от одного из руководителей группы мобберов. Те, кто хочет провести акцию а-ля флешмоб, предпочитают сделать подделку (организовать неслучайное скопление людей вокруг чего-либо, что должно быть замечено) – это проще и быстрее.

На сайте агентства «PR games», например, прямо расписывается «искусственный» флешмоб как способ нестандартной рекламы: «Вы торгуете средством для мытья посуды, но о нём никто не знает? Мы соберём толпу, люди в которой будут обливаться Вашим средством. Вы занимаетесь выпуском продуктов питания или, ещё лучше, напитков? Наши люди с удовольствием обольются и обмажутся Вашей продукцией прямо в центре Москвы. Видеоролики и мгновенное распространение информации об этом шокирующем событии гарантировано![14]»

Рассмотрим реальную кампанию «Мужчины без комплексов – майонез без искусственных добавок» для фирмы «ЭФКО». Целью проекта было вывести на рынок с жесткой конкуренцией новый продукт. Молодые люди спрашивали покупателей, на какой полке находится майонез «Слобода Провансаль Классический». Посетители магазина вовлекались в некую игру, в результате чего многие следовали принципу «все покупают, и я покупаю». В результате лояльность покупателей к продвигаемой марке возросла в несколько раз.

В настоящее время ведутся дискуссии о том, насколько опасным может быть флешмоб, ведь из-за развития коммуникаций появился шанс собрать огромную толпу буквально в считанные часы – так недолго и революцию провести. Притом люди сами толком не разберутся, зачем пришли. Социальные психологи считают, что есть определенные механизмы, как толпа действует, как она эмоционально заводит, как распространяются слухи. Существуют люди, которые это отслеживают, фиксируют, то есть фактически целая наука. И действительно, этим можно управлять. «Втемную». Однако классический или рекламный флешмоб не подразумевает агрессии вообще, это, прежде всего, игра, в которой простые люди участвуют по собственному желанию. Политические цели флешмоб-акций до сегодняшнего дня тоже были довольно безобидны (поддержать кандидата, политика или выразить свое недовольство, что уже больше похоже на митинг, куда завлечь молодежь довольно проблематично). Однако это уже тема другого исследования.

Говоря о пользе флешмоба как такового, стоит заметить, что он изменил образ мышления многих людей и заставил осознать возможность реализации рызличных своих идей. Истинные приверженцы движения могут найти единомышленников, рассказать о своей идее миру и воплотить ее так, как захотят. На своих форумах они пишут: «Флешмоб открыл нам глаза, позволил реализовать наш потенциал, благодаря нему мы обрели свободу. Свободу мысли, свободу своих действий[15]». Так люди выражают свое мнение, становясь более раскрепощенными.

III. Некоторые случаи успешного применения «новых технологий»:

Описанные ниже кампании были придуманы и реализованы российским агентством R&I Group, которое уже несколько лет занимается провокационным маркетингом. Спустя некоторое время, когда страсти уже отшумели, его генеральный директор Юрий Давыдов открыто рассказывает СМИ о конкретных секретах, заложенных в основу того или иного проекта, участниками которого становились простые прохожие или Интернет-пользователи. Итак, в лучших традициях жанра…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: