Временные рамки изучаемого периода




Газетные жалобы как стратегии защиты потребительских интересов

Опубликовано Valya в Чт, 11/05/2009 - 11:38

www.sociologists.spb.ru/_private/bogdanova.doc

Газетные жалобы как стратегии защиты потребительских интересов

Позднесоветский период.

Богданова Е.

Дискурс о защите прав потребителей начинает формироваться в Советском Союзе в конце 80-х гг. XX в., с момента образования Общества защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге и начала развития общественного движения потребителей. Организация и движение возникли как оппозиционные государственной политике силы. Один из основателей движения П. Шелищ в интервью, опубликованном в середине 90-х гг., вспоминает реакцию властей на возникновение Общества потребителей: "И, чуть ли не нынешний редактор "Ведомостей", значит, задавал вопрос: "А от кого Вы собираетесь защищать потребителей?" А я с гордостью отвечал: "От советского государства" (Шелищ, 1996: 90).

Возможности организации подобной структуры появились в конце восьмидесятых годов в связи с развитием демократических тенденций и смягчением политического режима в последние годы существования Советского Союза (DukaA., KornevN., VoronkovV., ZdravomyslovaE.,1995). На протяжении нескольких десятилетий до этого момента партийно-государственное руководство прилагало все усилия, чтобы сохранить контроль над общественным сознанием и ликвидировать любую оппозицию (Радаев, 1991: 138).

Есть мнение, что во времена Советского Союза практики защиты потребительских интересов не существовало. «Вы изучаете то, чего не было» - фраза, которую мне неоднократно приходилось слышать по поводу тематики своего исследования. Тем не менее, социологический анализ официального советского дискурса показывает противоположное. Данная статья написана на базе материала, собранного в процессе работы над магистерской диссертацией, которая посвящена исследованию опыта защиты потребителями своих интересов в условиях советского государства.

Правовые взаимоотношения потребителя и государства в советском обществе строились в условиях монопольного контроля со стороны государства над сферами производства, торговли и обслуживания.

В условиях органической либерализации с 1960-х годов тема обмана, обвеса покупателей, хамства продавцов и прочих проблем, возникающих между контрагентами по поводу потребления признаётся социальной проблемой. Информация о потребительских проблемах озвучивается в официальном дискурсе позднесоветского периода. Возникают коллективные действия потребителей против укрывания дефицитных товаров, проходят конференции потребителей, организованные с целью обсуждения потребительских проблем и пр.

В основание аналитического подхода к изучению потребительских жалоб положено представление о том, что советский потребитель, решивший отстоять свои интересы, оказывается включён в три иерархические системы: в систему макроуровня как гражданин, «подчинённый» советскому государству (Фицпатрик, 2001), в систему властных отношений купли-продажи, анализ которой представляет в своей концепции социалистического рыночного режима венгерский социолог Я. Корнаи; и в иерархию, которая конструируется в системе обжалования при распределении ролей агентов на «тех, кто жалуется» и «тех, кому жалуются». Для анализа данной системы иерархии использована концепция «голоса» А. Хиршмана.

В рамках иерархических отношений власти – подчинения потребитель, как «подчинённый» вырабатывает стратегии совладения с ситуацией, используя разные ресурсы, в том числе непреднамеренно представляемые агентами власти, в данном случае, государством.

Наиболее распространённым способом отстаивания своих интересов в советском обществе являлась подача жалоб. Этот способ имел институционализированный механизм, созданный и поддерживаемый государством. Основные принципы работы этого института были сформулированы в советских законодательных актах, начиная с 1917 г. Функции приёма жалоб, работы с ними и принятия решений были закреплены за государственными органами на разных уровнях государственной и партийной власти.

Право на обжалование активно использовалось потребителями. Последствия подачи жалобы могли быть разнообразными. Согласно результатам исследования американской исследовательницы Ш. Фицпатрик (2001) жалоба советского гражданина могла принести положительный результат (решить проблему, привлёчь внимание), либо не принести никакого результата (остаться без внимания), либо дискредитировать жалобщика (породить новые трудности для пожаловавшегося). В этой статье я предпринимаю попытку выявления успешных стратегий протеста потребителей в социально-политическом контексте социалистического общества на примере анализа газетных жалоб потребителей.

Подавая жалобу, агент рассчитывает на определённый результат. Согласно концепции Л. Тевено и Л. Болтански (2000) притязание на справедливость должно быть обосновано и «ориентировано» на «конвенции эквивалентности» (Болтански, Тевено, 2000: 67), общие для участников спора. «Поиск доказательств своей правоты провоцирует экспликацию наших моральных интуиций, содержащих критерии, тождественные общим для данного общества императивам справедливости, и вербализованную апелляцию к этим императивам – общим благам» (Печёрская, 2000: 168). Газетные жалобы представляют пример официальных жалоб, прошедших процедуру легитимизирующего их отбора. Другими словами, газетные жалобы представляют успешную попытку жалобщика доказать валидность своих притязаний на справедливость.

Для создания текста жалобы – её формы и содержания - существовали достаточно чётко определённые правила. Формально «правильно написанная жалоба» должна была обязательно содержать обращение, изложение проблемы, дату и подпись. В пособиях по правилам работы с заявлениями и предложениями трудящихся даже предлагается схема текста жалобы (Казакевич Н., Кузьмин Э., 1975).

Круг легитимных тем-поводов для подачи жалобы был предсказуем. Это касалось не только потребительских жалоб, но и других обращений во власть. Каждый советский гражданин представлял, на что жаловаться можно, и на что «лучше не надо»: в любом обращении во власть «ни в коем случае нельзя затрагивать основополагающие принципы строя, главную политическую линию партии, или выраженную в народохозяйственных планах общую экономическую политику…» (Корнаи, 2000: 126)

Что касается текста жалобы: используемых слов, конструкций, то для его составления также существовали негласные правила. Совокупность этих правил американский исследователь советского общества сталинского периода С. Коткин, называет «говорить по-большевистски» (Коткин, 2001: 254). В результате анализа текстов сталинских рабочих С. Коткину удалось выявить наличие определённых «формальных правил письма», проблематизацию в официальных текстах определённых сфер жизни и предъявление определённых проблем как значимых.

Итак, исследования С. Коткина и венгерского социолога Я. Корнаи показывают ограниченность ресурсов, которыми обладали советские граждане, решившие отстоять свои интересы. Кроме того, можно сделать вывод о наличие определённых стратегий и приёмов, используемых при составлении текстов жалоб советскими потребителями с целью придания апелляции веса и легитимации её в глазах государства. Далее я пытаюсь ответить на вопрос: какие именно приёмы и стратегии использовались советскими потребителями для защиты собственных интересов?

Методы исследования

В исследовании были использованы два метода: анализ документов и интервью. Главным источником информации стали многотиражные местные (Ленинград) газеты «Ленинградская правда» и «Вечерний Ленинград». Выбор газет «Вечерний Ленинград» и «Ленинградская правда» из массива за 1960 – 1988 гг. был осуществлён в соответствии с датами принятия основных законодательных актов, защищающих интересы потребителя. Предполагается, что в период подготовки и принятия законодательного акта активизируется публичная дискуссия и официальные печатные издания представляют более насыщенное по сравнению с остальными периодами дискурсивное поле проблемы. Всего было просмотрено 438 номеров газет, из которых было выбрано для анализа 68 типичных, наиболее информативных жалоб.

В качестве дополнительного метода был использован метод лейтмотивного интервью с потребителями, имевшими опыт обжалования в позднесоветский период[1] (4 интервью).

Временные рамки изучаемого периода

Обзор советского законодательства, прессы («Вечерний Ленинград», «Ленинградская правда», «Крокодил», «Советская торговля», «Стандарты и качество продукции») показал, что проблема нарушения потребительских интересов начинает занимать заметное место среди социальных проблем с начала шестидесятых годов.

В 60 – 70-е гг. в советском законодательстве произошли важные изменения, повлиявшие на положение потребителей. В этот период была проведена очередная кодификация гражданского и уголовного законодательства. К 70-м гг. охрана интересов и прав потребителей получила своё отражение в ряде норм гражданского, административного, уголовного законодательства в ведомственных правилах и инструкциях, регулирующих права и обязанности контрагентов. Всего с начала шестидесятых до конца восьмидесятых годов было принято порядка десяти постановлений, связанных с организацией сфер торговли и обслуживания потребителей.

В печатных изданиях с начала 60-х годов увеличивается число потребительских жалоб и статей, затрагивающих проблемы дефицита товаров и услуг, некачественного обслуживания и пр. В газетах «Ленинградская правда» и «Вечерний Ленинград» появляются рубрики, в которых регулярно публикуются материалы о потребительских проблемах: «Как нас обслуживают?», «Меры приняты», «Из редакционной почты».

В семидесятых и восьмидесятых годах, по мере проникновения в сознание советских покупателей западных стандартов потребления (Радаев, 1998: 318), проблема обостряется. Опираясь на эмпирический материал, собранный в ходе исследования, можно утверждать, что наибольшее количество потребительских жалоб писалось и подавалось в 1965 – 1970 гг. Проблема сохраняет свою актуальность вплоть до момента формирования общественного движения потребителей в 1988 г. В конце 80-х гг. формируется новая законодательная база, регулирующая взаимоотношения контрагентов в ходе сделок купли-продажи (в 1989 г. принимается первая редакция закона «О правах потребителей»). Период 1988 – 1989 г. я рассматриваю как начало формирования нового дискурса о защите потребительских интересов, начало конструирования новой проблемы, которая нуждается в иной, нежели предложенная выше, формулировке проблемы исследования. Таким образом, изучаемый период ограничивается 1960 и 1988 гг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: