В обозначении стратегии как патримониальной используется концепт Вебера (1978). При патримониальном типе политики нижестоящие могут рассчитывать на защищённость и заботу со стороны вышестоящих.
Категория «заботы» занимает важное место в советском идеологическом дискурсе. В расчете на эту заботу выстраивается данная дискурсивная стратегия жалобщиков.
В советской структуре доминируют патерналистские функции, т.е. охранительные и контрольные функции, исполняемые как будто в порядке «отеческой заботы» о подданных. «Забота» со стороны «верхов» должна встречать «благодарность» со стороны «низов» - таковая главная, осевая формула патерналистского устройства общества и социальной личности (Советский простой человек, 1993:16).
Популярные социалистические лозунги «Забота о человеке – главная задача Партии и правительства Советского Союза», «Забота о быте советского человека - важнейшая задача сегодняшнего дня». (Ленинградская правда. 1964 г., 26 ноября, с.1.) делают категорию заботы базовой, легитимируя патримониальный характер государства.
Апелляция потребителей к государству в форме требования «обещанной заботы» используется как стратегия составления жалоб потребителей. Эта стратегия помогала вписывать жалобу в идеологический дискурс и делать её легитимной и успешной. Типичные фразы для жалобы, составленной по правилам патримониальной стратегии: Что же государство о нас не позаботится? (Ни купить… ни сшить» Ленинградская правда. 1964 г. 24 ноября, с.2.) Где же обещанная забота государства об интересах потребителей? (Почему прочерк в меню? Ленинградская правда, 1981 г., 3 апреля, с.2).
В данной стратегии потребитель апеллирует к обязанности государства заботиться о нём и достигает успеха.
|
IV. Стратегия обличения виновного
Эта стратегия заключается в наделении виновного негативными характеристиками. Для определения этих характеристик используется ограниченный набор категорий. Для того, чтобы проанализировать эти категории, воспользуемся общими для социалистического общества императивам «образцового» советского человека (Советский простой человек, 1993: 15). Свод идеальных качеств и характеристик советского человека представлен в моральном кодексе строителей коммунизма (принят на XXII съезде партии, 1961 г.). Согласно данному идеологическому конструкту советский гражданин должен обладать следующими чертами: добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, честность и правдивость, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму и стяжательству и пр. (Моральный кодекс строителей коммунизма, 1962: 5 - 6).
Для обличения виновного потребители используют категории, противоположные тем, которые сформулированы в кодексе. Можно привести несколько примеров: работники буфетов при универмагах «Гостиный двор» и «Пассаж» допускают злоупотребления при продаже соков и газированной воды (Меры приняты. Вечерний Ленинград, 1970, 8 января, с.2.).
В мебельном магазине № 2 Ленмебельторга очень странно организована доставка…Группа халтурщиков на государственных машинах предлагают довезти покупку до дома. (По следам наших выступлений. Вечерний Ленинград. 1964 г. 29 декабря, с.2.).
|
…для того, чтобы завернуть товар, продавцы используют толстенные листы бумаги. Нельзя так халатноотноситься к материалу и так неэкономноиспользовать ценную бумагу… (Нарушители правил торговли наказаны. Вечерний Ленинград. 1964 г., 12 декабря, с.2)
В жалобах выстраиваются дихотомии из категорий желаемого и категорий, в которых описывается действительное: добросовестный труд на благо общества —«Халатно относятся»; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния — «Неэкономно используют»; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми — «Не внимательны», «Не предупредительны», «Равнодушны» и т.д.
Стратегия обличения виновного заключается в акцентуации несоответствия поведения продавца идеалу советского человека. Таким образом, достигая своих интересов (удовлетворения жалобы), потребитель одновременно подтверждает легитимность «кодекса строителя коммунизма».
Итак, удалось выделить и проанализировать четыре стратегии легитимации потребительской жалобы и придания ей значимости: стратегия идеологической и групповой генерализации, использование символического капитала жалобщика, патримониальная стратегия и стратегия обличения виновного. Во всех стратегиях используется приём доказательства валидности своих притязаний на справедливость. Для этого потребитель апеллирует к различным категориям идеологически обоснованного в социалистическом обществе императива блага: коллективизм, доминирующая роль государства по отношению к гражданам, социальные одобряемые статусы, модель идеального советского человека. Использование обозначенных стратегий позволяет потребителю легитимизировать свою жалобу и придать ей вес, что делает её успешной.
|
Заключение
В работе представлен анализ газетных жалоб потребителей позднесоветского периода (1960 – 1988 гг.) как стратегий совладания подчинённых с ситуациями нарушения их интересов.
Институт советской жалобы был создан государством, заинтересованным в наличии механизма, который способствовал бы известному снятию социально напряжения и обратной связи.
Существование покупателей, неудовлетворённых существующей формой рыночного режима и качеством отечественных товаров и обслуживания, в идеологию социализма вписано не было, поэтому жалобы были маргинализированным механизмом. Для того, чтобы им воспользоваться, было необходимо наличие дополнительных ресурсов (свободное время, знакомства), либо владение детальным знанием этого механизма. Альтернативный путь подачи жалобы – апелляция через средства массовой информации. Этот механизм был проще. Для того, чтобы жалоба принесла желаемый результат, достаточно было правильно её составить и обосновать. Жалоба, опубликованная в прессе, становилась частью официально дискурса и приобретала статус значимого аргумента, подтверждающего правоту потребителя. В связи с этим, «подчинённые» вырабатывали специальные стратегии, которые помогали обозначить потребительскую проблему, обосновать её легитимность и значимость путём ссылок на государственную идеологию, и вписать её в систему властных иерархий. В своих стратегиях в качестве ресурса жалобщики используют государственную идеологию: апеллируют к ценностям социализма, используют принцип коллективизма (стратеги генерализации), используют социально одобряемые статусы (стратегия использования символического капитала), апеллируют к заботящемуся о них государству (патримониальная стратегия), и к качествам подлинного советского человека (стратегия обличения виновного). Советский потребитель вынужден отстаивать свои интересы, будучи сильно ограничен в способах и ресурсах, и использует в качестве таковых способы и ресурсы, предложенные государством. Применение определённых выше стратегий помогает сделать этот опыт успешным.
В свою очередь государство поощряет граждан к жалобам, поскольку, во-первых, получает дополнительное средство контроля, а во-вторых, получает подтверждение лояльности даже самых недовольных (жалующихся), стратегии которых не покушаются на основы социалистического строя. Газетная жалоба, как конечный продукт, превращается в средство государственной пропаганды социалистических ценностей. Тем самым механизм и стратегии жалобы воспроизводятся в существующей идеологической рамке.
Список литературы
Болтански Л., Тевено Л. (2000) Социология критической способности в: Журнал социологии и социальной антропологии Том III № 3, СС. 66 – 82
Бурдье П. (1994) Начала. М.: Socio-logos
Бычко М.А. (2000) Развитие законодательства о защите прав потребителей. Историко-правовой аспект. Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук (12.00.01) Ставрополь.
Здравомыслова Е. (1993) Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб.: Наука
Казакевич Н., Кузьмин Э. (1975) Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб трудящихся. М.: Профиздат.
Козлов Ю.М. (1959) Приём и рассмотрение жалоб трудящихся. М.: Гос. издательство юридической литературы
Корнаи Я. (1990) Дефицит. М.: Наука
Корнаи Я. (2000) Социалистическая система. М.: Вопросы экономики
Коткин С. (2001) Говорить по-большевистски (из кн. «Магнитная гора: Сталинизм как цивилизация») в Американская русистика: вехи историографии последних лет. Советский период. Самара: «Самарский университет». сс. 250 - 328
Ленин В.И. (1973) Набросок правил об управлении советскими учреждениями. в Собр. соч. Т. 37, сс. 366 - 367
Моральный кодекс строителей коммунизма (1962) Душанбе: Таджикиздат
Народный контроль в сфере обслуживания (1983) Рига: АВОТС
О работе с письмами трудящихся. Сборник документальных материалов (1980). М.: «Юридическая литература»
О работе с письмами трудящихся. Сборник документальных материалов (1986). «Юридическая литература»
Печёрская Н.В.(2000) Справедливость: социальная аналитика и прагматика представлений. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (09.00.11) СПб.
Радаев В. (1991) Властная стратификация в системе советского типа в: Рубеж, № 1, сс. 117 - 147
Радаев В.В. (1998) Экономическая социология. М.: Аспект-пресс.
Семёнова В. (1998) Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет.
Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х гг. (1993). М.:Интерцентр.
Фицпатрик Ш. (2001) Сталинские крестьяне. Социальная история советской России в 30-е гг.: деревня. М.: РОССПЭН
Шелищ П.Б. (1996) Потребитель больше не ругательное слово в Правозащитник № 2. сс. 89 - 91
Duka A., Kornev N., Voronkov V., Zdravomyslova E. (1995) Round Table on Russian Sociology. The Protest Cycle of Perestroika: The case of Leningrad. Imternational Sociology, March. 83 – 97
Hirschman A.O. (1970) Exit, Voice and Loyalty. Cambridge: Harvard University Press
Weber M. (1978) Economy and Society. Berkeley: University of California Press.
Законодательные документы, использованные в работе:
(в хронологическом порядке)
СУ РСФСР, 1919, № 12, ст.122
Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1963, № 14. ст. 242
Сборник постановлений РСФСР. 1965. № 18. ст. 112
Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1965. № 2
Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, № 17, ст. 144.
Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1969. № 3
Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1970. № 5
Конституция СССР (1977) https://hronos.km.ru/dokum/197_dok/cnst1977.html
Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1984. № 4
Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, № 14, ст. 599
О защите прав потребителей (2001). Федеральный закон. М.: Инфра М
[1] Описание социальных характеристик респондентов и порядок цитирования интервью см. вприложении 3
[2] Гипотетически можно выделить ещё один вид жалоб, вписанных в стратегию групповой генерализации: Коллективная по поводу индивидуальной проблемы. Однако, для решения
потребительских проблем нетипичен и в эмпирическом материале такие примеры не представлены анализ такого вида жалоб в работе не проводился.