Методические рекомендации
По выполнению и оформлению
Дипломной работы
Алматы 2015
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломной работы / Составитель Акрамова А.С., Усенова А.М., Дүйсенбаева А.О. – Алматы: Университет Алматы, 2015 – 43 с.
Рекомендовано к изданию УМC кафедры педагогических специальностей (Протокол № 2)
Методические рекомендации предназначены студентам, выполняющим дипломную работу по специальностям:
5В010100- Дошкольное воспитание и обучение
5В010200- Педагогика и методика начального обучения
5В010300- Педагогика и психология
5В011300- Биология
5В011700- Русский язык и литература
5В011900- Иностранный язык: два языка
5В011100- Информатика
5В011400- История
5В011600- География
5В010800- Физическая культура и спорт
5В050300-Психология
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о дипломной работе | |
I. Основные этапы выполнения дипломной работы | |
1.1. Подготовительный этап выполнения дипломной работы (проекта) | |
1.2. Основной этап выполнения дипломной работы (проекта) | |
1.3. Заключительный этап выполнения дипломной работы (проекта) | |
II. Содержание и структура дипломной работы | |
III. Правила оформления дипломной работы | |
Литература | |
Приложение |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ
Дипломная работа – это исследовательская работа, выполненная студентом на завершающем этапе обучения. В Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан (Высшее образование) дано следующее определение: «Дипломная работа (проект) является письменной выпускной работой, которая выполняется на заключительном этапе обучения. Дипломная работа (проект) представляет обобщение результатов самостоятельного изучения и исследования актуальной проблемы конкретной специальности соответствующей отрасли науки» [1].
|
Дипломные работы являются неотъемлемой частью учебно-методической и научно-исследовательской подготовки студентов и являются показателем сформированности основных профессиональных компетенций будущих специалистов.
Целью выполнения дипломной работы (проекта) является:
§ систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности и применение их при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач, а также задач культурного назначения;
§ развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
§ выяснение подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях современного производства, науки, техники, культуры, а также уровня его профессиональной компетенции.
Задачами дипломной работы являются:
- расширение, систематизация и закрепление теоретических и практических знаний по специальности и применение их профессиональной деятельности;
- совершенствование навыков ведения самостоятельной творческой работы;
- совершенствование способности четко, ясно и логично излагать в письменной форме свои мысли по избранной тематике.
Дипломная работа выполняется студентом под руководством преподавателя, являющегося специалистом в области, соответствующей специальности, по которой пишется работа. Наличие руководителя является официальным требованием, т.к. именно руководитель уполномочен решать вопрос о допуске работы к предзащите и защите. Студенты имеют право выбора руководителя. Следует иметь в виду, что официальное утверждение руководителя дипломной работы является исключительной прерогативой кафедры.
|
Дипломная работа (проект) выполняется под руководством научного руководителя и должна отвечать одному из следующих требований:
· обобщение результатов исследований, проектных решений, проведенных учеными, аналитиками, практиками: инженерами, конструкторами, менеджерами, экономистами;
· содержать научно обоснованные теоретические выводы по исследуемому объекту;
· содержать научно обоснованные результаты, использование которых обеспечивает решение конкретной задачи.
Дипломная работа должна представлять собой завершенное теоретико-экспериментальное исследование в области педагогики и психолоии. Значение дипломной работы состоит в приобретении студентами умений и навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. При написании дипломной работы (проекта) от студента требуется умение творческой переработки изученного материала, самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Представленные в дипломной работе проблемы и вопросы, выявляет научные интересы, способности и творческие возможности студента, характеризующие итоговый уровень квалификации выпускника.
|
К дипломной работе предъявляются содержательные требования, которые заключаются в:
· раскрытии сути и значения одной из актуальных педагогических и методических проблем;
· грамотном обозначении объекта и предмета исследования;
· четкой постановке проблемы;
· выдвижении собственной позиции автора по данной проблеме;
· обосновании данной позиции в тексте диплома и умении отстоять ее в ходе защиты;
· владение избранной методологией, умение руководствоваться ею в ходе исследования;
· ясность и точность изложения, умение аргументировать, вести полемику;
· теоретической, методической или практической значимости результатов исследования;
· культуре библиографического оформления, правильном написании ссылок и списка используемых источников.
В соответствии с Госстандартом высшего образования, студенты кафедры педагогических специальностей изучают цикл дисциплин, раскрывающих теоретические и методические основы педагогических исследований, формирующих умение работать с научно-понятийным аппаратом и методами педагогических исследований, математическими методами обработки статистических данных.
Дипломная работа (проект) должна представлять собой законченное исследование по разработке актуальной проблемы и обязательно включать в себя как теоретическую часть, в которой показаны знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и научно-методическую часть. Дипломная работа студента может основываться на обобщении выполненной ранее студентом курсовой работе и готовится к публичной защите в завершающий период обучения.
Дипломная работа, как и всякая целенаправленная деятельность, должна планироваться. Заведующий кафедрой и профессорско-преподавательский состав могут оказывать методическую, консультационную помощь студенту в период всего цикла подготовки дипломной работы (проекта).
При подготовке дипломной работы (проекта) используются монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, материалы информационной сети Интернет.
Дипломная работа оформляется в виде текста с приложениями, графиками, таблицами, чертежами, картами, схемами, списком использованной литературы. Объем дипломной работы (проекта), как правило, должен составлять 60-90 страниц. По гуманитарным специальностям объем дипломной работы может достигать до 100 страниц. Приложения в указанный объем дипломной работы (проекта) не включаются.
Работа над дипломным проектом (работой) может выполняться студентом в вузе, а также на предприятии, в организации, в научных, проектно-конструкторских и других организациях.
При экспертизе квалификационной (дипломной) работы рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
Дипломная работа защищается на заседаниях государственной экзаменационной комиссий (ГЭК) вузов. Выпускникам, защитившим дипломную работу и сдавшим государственный экзамен по одной из общественно-политических дисциплин, выдаётся диплом о присвоении соответствующей квалификации.