Порядок защиты дипломной работы (проекта)




Порядок защиты дипломной работы (проекта) определяется Правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях образования, утвержденными центральным исполнительным органом в области образования.

Защита дипломной работыпредставляет собой выступление с докладом по результатам выполненного исследования. Для защиты дипломной работы студент выступает с докладом перед государственной аттестационной комиссией и присутствующими не более 15 минут.

Защита дипломной работы (проекта) по желанию студента проводится на казахском или русском языке. Студент может по рекомендации кафедры представить дополнительно краткое содержание дипломной работы (проекта) на одном из иностранных языков, которое оглашается на защите и может сопровождаться вопросами на этом языке.

Защита дипломной работы (проекта) может осуществляться с использованием электронных ресурсов в виде мультимедийных презентаций на базе современных технических средств и достижений в области информационно-коммуникационных технологий.

Защита дипломной работы (проекта) проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии с участием не менее половины ее членов. Защита дипломной работы (проекта) организуется в публичной форме, с присутствием студентов, преподавателей выпускающей кафедры. На защиту могут быть приглашены также научный руководитель, представители организации, на базе которой проводилось дипломное исследование и другие заинтересованные лица.

В обсуждении дипломной работы (проекта) могут принимать участие все присутствующие в форме вопросов или выступлений.

После обсуждения секретарь комиссии зачитывает отзыв (в случае присутствия научный руководитель может выступить лично) и рецензию. При наличии замечаний в отзыве и/или рецензии студент должен дать аргументированное пояснение по их сути.

По результатам защиты дипломной работы (проекта) выставляется оценка по балльно-рейтинговой буквенной системе. При этом принимается во внимание уровень теоретической, научной и практической подготовки, отзыв научного руководителя и оценка рецензента.

Результаты защиты дипломной работы оформляются протоколом заседания государственной аттестационной комиссии индивидуально по каждому студенту и объявляются в день их проведения.

Классическая схема доклада подразумевает изложение (краткое) актуальности темы, цели исследования, задач, гипотезы, положений, выносимых на защиту. Коротко излагаются используемые методы, основные результаты работы (обычно иллюстрируются плакатами, слайдами и т.д.), заключение.

В докладе принято употреблять множественное число: «Мы провели исследование...», «мы получили данные и т.д.». Этим подчеркивается Ваша скромность, а также то, что цените оказываемую помощь.

Доклад при защите дипломной работы должен быть четко структурирован. Необходимо ясно выделить основные идеи дипломной работы. Основное внимание в докладе должно уделяться непосредственно работе, выполненной студентом самостоятельно, достоинствам и особенностям выполненной работы. Необходимо подчеркнуть особенности данной работы в научно-исследовательском и практическом аспектах.

Доклад оканчивается словами: «Доклад окончен. Спасибо за внимание».

Дипломная работа оценивается на основании следующих критериев:

актуальность темы исследования и умение студентом ее обосновать;

соответствие темы работы её содержанию;

продуманность структуры работы;

соответствие содержания основной части работы задачам, заявленным во введении;

правильность и полнота использования литературы;

обоснованность выбора источников;

глубина проработки материала;

умение студента работать над источниками, самостоятельность исследования;

обоснованность и значимость полученных результатов;

качество языка, отсутствие ошибок и опечаток;

соответствие оформления работы стандартам;

умение студента выступить с докладом и отвечать на вопросы в ходе защиты работы;

оценка, рекомендуемая научным руководителем и рецензентом.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ(ПРОЕКТА)

 

По своему содержанию дипломная работа (проект) представляет собой научно-исследовательскую работу (проектное решение), самостоятельно подготовленную(ое) студентом выпускного курса высшего учебного заведения по конкретной специальности в виде рукописи.

Структурными элементами дипломной работы (проекта) являются:

- обложка (приложение);

- титульный лист (приложение);

- задание по выполнению дипломной работы (проекта);

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение (выводы);

- список использованной литературы;

- приложения.

На обложке приводятся следующие сведения:

- наименование организации, где выполнена дипломная работы (проект),

- фамилия и инициалы студента,

- наименование темы дипломной работы (проекта),

- вид работы – дипломная работа (проект),

- шифр и наименование специальности,

- город, год.

Титульный лист является первой страницей дипломной работы (проекта) и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводятся следующие сведения:

- наименование организации, где выполнена дипломная работы (проект),

- наименование кафедры, на которой выполнялась дипломная работа проект;

- ограничительный гриф (при его необходимости),

- утверждающая подпись заведующего кафедрой;

- вид работы - дипломная работа (проект),

- наименование темы дипломной работы (проекта) с указанием «на тему:»,

- шифр и наименование специальности,

- слева - слово «выполнил», справа напротив указывается фамилия и инициалы студента,

- строкой ниже пишется «научный руководитель» и указываются фамилия и инициалы, ученая степень, ученое звание, другие регалии руководителя,

- город, год.

Примеры оформления обложки и титульного листа приводится соответственно в Приложениях 1 и 2.

Содержание дипломной работы (проекта) включает введение, порядковые номера и наименования всех разделов, подразделов, заключение, список использованной литературы и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы (проекта).

Введение должно содержать общую постановку проблемы, обязательный обзор использованной литературы и источников. В основной части непосредственно раскрывается проблема. При этом важно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных авторов. Заключение содержит выводы, итоги курсовой работы, где поощряется самостоятельность суждений и оценок. Перечень использованной литературы следует оформлять в виде библиографического списка. Невошедшие в основной текст материалы приводятся в конце работы в виде приложений. Это могут быть расчеты, иллюстрации, таблицы, графики и т.п. Приложения нумеруются. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу иметь надпись «Приложение» с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте.

ВВЕДЕНИЕ

Введение должно содержать обоснование актуальности темы дипломной работы (проекта), научной новизны и практической значимости, оценку современного состояния решаемой научной проблемы, а также должны быть приведены цель, задачи и объект дипломного исследования, теоретическая и методологическая основа и практическая база написания дипломной работы (проекта). Введение в дипломную работу представляет собой его наиболее ответственную часть, поскольку содержит в сжатой форме все основные положения работы, обоснованию которых она и посвящена. Это актуальность выбранной темы, описание проблемы и оценка ее современного состояния, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранный метод (методы). При необходимости, во введении могут быть предварительно определены понятия, представлены концепты или экзистенциалы, более подробно рассматриваемые в основной части работы. Введение в дипломную работу должно составлять 5–8 стандартных машинописных страниц. Во Введении дается краткое обоснование выбора темы дипломной работы (проекта), обосновывается актуальность пробле­мы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования проекта. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав квалификационной (дипломной) работы. Введение должно состоять из следующих частей.

Актуальность

Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к дипломной работе (проекту) студента.

Для студента выбор темы исследования и её актуальность начинается прежде всего с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния системы начального образования, социально-экономических и психолого-педагогических явлений, которые актуализируют выбор темы.

Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и обоснование ее актуальности (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач дипломной работы (проекта).

Состояние решаемой научной проблемы

Обозначить и описать проблему – значит поставить вопросы, выводящие на границу знания и незнания об объекте и предмете исследования. В данной части необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, и иных условиях и т.д. Это означает, что неизвестен не только ответ на поставленный вопрос, но и недостаточны условия для его решения. Постановка проблемы предполагает выделение таких этапов:

• рассмотрение положения дел в исследуемом вопросе;

• обнаружение слабых и противоречивых мест в его разработке, выдвижение познавательных задач;

• демонстрация собственной «логики» ответа.

Необходимо выделить актуальность обращения к той или иной проблеме в теоретическом или в практическом смысле. Актуальность в теоретическом плане может состоять в важности ее выдвижения и решения для разработки других познавательных задач, стоящих перед исследователем в настоящее время, в практическом отношении – для формирования нового знания об объекте исследования.

Объект и предмет исследования

Обозначить объект – значит, очертить границы, масштаб явления, в рамках которого будет исследоваться поставленная научная проблема.
Предмет – это срез или сторона объекта, внутри которой ведется поиск. Следовательно, обозначить предмет – выделить ту сторону объекта исследования, о состоянии которой студент собирается получить новое знание в результате проведения исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. При этом предмет должен характеризоваться относительной самостоятельностью, подтверждающей качество гипотезы.

Определение объекта исследования обнаруживает трудность в связи с определением статуса его существования в исследовании: понятие объекта прилагается к фрагменту действительности, выступая как его идеальная проекция, поэтому следует различать действительность саму по себе и объект как ее фрагмент, включенный в саму познавательную деятельность. В ней он может функционировать в трех формах – материальной, идеальной и знаковой.

Вторая трудность состоит в различении объекта и предмета и исследования. Близость этих понятий определяется уже этимологически: «предмет» – это калька, то есть буквальный перевод на русский, латинского слова «объект». Необходимость и возможность их различения может быть связана с постановкой и решением познавательных задач. И тогда предметом исследования будет тот же объект познавательной деятельности, но взятый со стороны не уже известных его признаков, а еще неизвестных, и именно тех, раскрытие которых составляет задачу данного познавательного процесса. Таким образом, получаемые в результате решения задачи знания будут относиться к самому познаваемому объекту, а прояснение предмета определять ход и непосредственную тему исследования.

Предмет исследования — это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Цель исследования

Цель исследования может быть продиктована как объективными, так и субъективными факторами. К первым относятся: актуальность темы, теоретическая или практическая нерешенность некоторого вопроса. Ко вторым: исследовательские склонности и предпочтения, личная заинтересованность. Цель формулируется коротко и однозначно, должна быть достигнута к концу работы. Исходя из единственной цели исследования, определяется несколько задач, обычно в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу и т.п.). Задачи конкретизируют цель. Формулируя цель, студент определяет, зачем предпринимается исследование. Разрешение каждой задачи является последовательным шагом на пути достижения цели. Разрешение каждой из задач осуществляется в структурной единице текста дипломной работы (главе, параграфе).

В формулировке цели и задач рекомендуют использовать активные глаголы: «проанализировать», «исследовать» и т.д.

Гипотеза исследования

Основные требования к формированию гипотезы:

- в основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области;

- формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.

Определение методов исследования

Метод – это способ достижения цели исследования; путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений.

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.

Новизна работы

В особенности в дипломной работе обязательно следует сформулировать новизну – теоретическую или практическую. Не нужно сомневаться: если решена хотя бы одна задача, исследование обладает новизной. Для пояснения актуальности и новизны работы необходим обзор современного состояния исследований в проблемной области.

Новизна работы может состоять в:

• новизне предмета (например, никто не занимался исследованием этого вида наглядности в начальной школе);
• новизне цели (никто не пытался доказать необходимость выполнения такого рода работы);
• новизне методов;

• новизне материала;

• новизне результатов.

Задачи исследования

Задачи исследования дипломной работы (проекта) определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Методы исследования

Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода.

При исследовании возможно использовать следующие методы:

• изучение и анализ научной литературы;

• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

• моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.Метод – это определение направления научного поиска и способа достижения цели. Иначе, метод – это способ, правило конструирования предмета исследования. Следование методу обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской деятельности, задает ее логику. Совокупность методов, примененных в исследовании, составляет его методологию. В теоретическом исследовании применяются методы разных уровней: общефилософские, такие как восхождение от абстрактного к конкретному, мысленный эксперимент, идеальное моделирование, построение сложных логико–знаковых систем, общенаучные, такие как индукция, дедукция, анализ, синтез, системно–струкутрный метод и др., и более конкретные методы, связанные с теоретическим знаниями, выработанными в конкретной науке, ее области или определенной концепции.

Практическая значимость

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная квалификационная работа теоретической или практической.

Заключение

Заключение (выводы) должно содержать краткие выводы по результатам дипломного исследования, оценку полноты решений поставленных задач, конкретные рекомендации по изученному объекту исследования. Заключение должно содержать выводы и оценку полученных результатов. Эта часть самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты дипломной работы. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых — выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в заключении. Рекомендуемый объем заключения дипломной работы – 2–3 страницы.

Список использованной литературы

Список использованной литературы оформляется в соответствии с установленными требованиями к научным работам. Вслед за заключением обычно приводитсябиблиографический список использованной литературы. Он включает в себя перечень литературных источников, используемых автором в ходе работы над темой. Каждый включенный в такой список литературный источник необходимо отразить в тексте работы. При ссылке на какие–то факты, взятые из работ других авторов, следует обязательно указать в подстрочной сноске, откуда взяты приведенные материалы.

Приложение

В приложение включаются материалы, связанные с выполнением дипломного исследования. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части дипломной работы, помещают в приложении. Это могут быть схемы, таблицы, тексты, которые невозможно поместить в основных главах, не нарушая логики. Обязательным этот пункт не является.

Основная часть работы

В основной части дипломной работы (проекта) приводят данные, отражающие сущность, содержание, методику и основные результаты выполненной работы.

Основная часть дипломной работы (проекта), как правило, делится на разделы и подразделы (главы и параграфы).

Основная часть представляет последовательное разрешение поставленных во Введении задач. Количество глав дипломной работы, как правило, совпадает с количеством задач, но не должно быть слишком велико: менее значительные задачи могут разрешаться внутри глав, разбивая их на параграфы. Четкость и последовательность изложения достигаются формулированием итогов (выводов, резюме) в конце каждой главы. В Основной части дипломной работы должны быть представлены:
-история рассматриваемой проблемы, существующие в литературе точки зрения на проблему, становление понятийного аппарата данного исследования;
-собственная теоретическая концепция, позволяющая доказать либо опровергнуть гипотезу исследования, а также реализовать его цель;
-ход и результат эмпирического исследования (анализ реальной практики, разработанный автором проект, описание самостоятельной практической работы и т.д.).

Основная часть работы по объему должна составлять примерно 80% всего текста (примерно 60–70 страниц дипломной работы) и согласовываться по своей структуре с планом работы. Здесь подробно излагаются ход исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Текст дипломной работы, как всякий текст, должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов – глав и параграфов, имеющих заголовки. Возможны и более мелкие рубрики, чем параграф, это пункты и подпункты. Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы – параграфа или подпараграфа с помощью абзацев – отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. В рамках главы параграфы играют роль введения, основной части (их может быть и несколько), заключения. В рамках параграфа такую же роль играют абзацы. Каждый параграф должен содержать как минимум три абзаца: вводный, аргументирующий и заключительный.

Основную часть дипломной работы принято делить на главы и параграфы в каждой главе. Деление на более крупные части работы диктуется внутренней логикой текста. Например, если глава делится на параграфы, последние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом. Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составляющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количество параграфов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы. Деление главы на параграфы должно осуществляться на протяжении всей главы по одному и тому же признаку. Каждый из параграфов должен быть посвящен одной из задач, сформулированных во введении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: