Сутра 3.36 татах / пратибха/шравана/ведан/адарш/асвада/варта / джайянте




К. «Отсюда идет интуитивное восприятие объектов слуха, осязания, зрения, обоняния и ощущения»

Р. «От этого возникает пратибха и сверхобычное восприятие: слуховые, осязательые, зрительные, вкусовые и обонятельные».

Да. Но вот здесь стоит не «пратибха», а прилагательное от пратибхи, т.е. «интуитивное» слушание, осязание, зрение, вкус. Слово обоняние вчитать можно, но с некоторым трудом. Обоняния нет тут. Здесь есть очень расплывчатый термин, который хотелось бы заменить словом обоняние. Слово обоняние всем известно на санскрите. Здесь есть слушание, ведана – ощущение, как переживание, его можно считать осязанием, но для осязание тоже есть другое слово. Дальше есть видение. Вкушение тоже есть – асвада.

А вот варта – ну, варта – это все-таки не обоняние, это особая форма от того же корня, которое есть вритти – какие-то события, событийное нечто. Попробую покопаться в комментариях. Думаю, что не исключено, что здесь одна из перебивок традиции. Довольно давно известно, что от Патанджали до первого комментатора прошло несколько веков и кое-чего могло забыться. Бывает. Индийский комментатор, раз уж взялся комментировать, он считает себя обязанным комментировать все, поэтому он себе иногда немножко врет, думая, что понимает. Но не понимает, а сам придумал. Ну, бывает.

Я не раз встречал, что читаю какой-нибудь текст – понимаю, потом читаю не понимаю. Смотрю в комментарий и вижу – а комментатор тоже не понимает.

Вообще общий-то смысл есть. Неважно, можно ли его докомментировать. Несмотря на возможные придирки к философской концепции, которая стояла в предыдущей сутре. Когда человек смог, справился с задачей полностью отцепить присутствие содержания от самой содержательности – вот мое щупальце сознания, а вот те смыслы, которые щупальце сознания может обнаружить. Вот может справиться с этой задачей.

Они описывают это в терминах разделения саттвы и пуруши. Я вот описал так образно. Вот тогда можно направлять внимание заново, благодаря этой отделенности на деятельность органов чувств, например, на слушание – получается совершенно непривычный новый результат.

Р. Это фактически способ достижения сиддх, которые обычно сейчас рассматриваются как цель.. Вот человек занимается йогой, он становится необычным. В частности возникает необычное восприятие, необычные способности.

Да. Небольшой комментарий. Надо отдать себе отчет – почему тебе так надоело обычное восприятие, почему ты тратишь столько сил, чтобы получить необычное восприятие

И второе. Ты точно решил, что оно будет лучше. А может все-таки есть некоторая обоснованность в обычном восприятии. И можно совершенствовать его, оставляя обычным. Скажем, быть более внимательным и т.д.

Сутра 2.37 те / самадхав/упасарга / вьюттхане / сиддхайяха

К. «Это является препятствием для самадхи, но представляется совершенством уму, направленному во вне».

Появление не препятствует, а увлечение препятствует. Если ты научился отделять собственно сознавание как функцию от всякого содержания, то в том числе научился затормаживать самый первый акт приписывание содержанию, тому что к тебе пришло. Какой самый первый акт? Я понимаю – это у меня внутри в уме или это у снаружи.

Привожу пример. Человек, даже не эдетик?, может справится с такой задачей – вот черное поле и на нем красный кружок. Можно предъявить ему черное поле и красный кружок. Ты закрываешь глаза – «видишь?» - «Вижу». - «Ну как?» - «Более блекло вижу».

Представьте себе, что вы расцепили это – опознавание того, что внутри и что снаружи. И тогда вам надо быть очень внимательным чтобы понять – это вообще внутри или снаружи. Может быть у вас пошли галлюцинации (не сумасшедшие), просто галлюцинации, потому что взялись сами управлять этой инстанцией. Вот они сиддхи и есть. Если вы увлеклись и думаете что на самом деле – плохо вам будет, потому мы что вы впадете в неуправляемый, непредсказуемый галлюциноз. Зачем это? Если управляемый галлюциноз – пожалуйста. Стихи можно писать, картины писать, фэнтези писать. Но он управляемый. А если неуправляемый – это беда. А если мы этим не управляем, то содержание начнет управлять нами.

К. Т.е. это является препятствием для самадхи, но представляет совершенство уму. Т.е. если наоборот, развивая совершенство ума отдаляемся от возможности достижения самадхи?

Да. если мы этим не управляем. Помним самое первое заявление. Йога ведь изначально – управление. А предел управления – возможность подавить все, что угодно. Слово ниродха, которое стоит во второй сутре тоже имеет обширные упоминания в раннебуддийской йоге. И там ниродха – термин, описывающий временно достижимое состояние полного подавления как содержательной работы сознание, т.е. как осмысления, так и переживательного аспекта сознания (наличие того: что мне хорошо или мне плохо).

Р. Зеркало. Это, фактически, превращение себя в зеркало.

Второй переживательный? Нет Это временное превращение себя в деревяшку. И в раннем буддизме бывали глупые люди, которые думали, что это и есть цель. Хотя Будда этого не говорил, и умные люди этого не говорили. Цель превращения себя в деревяшку нелепа.

Р. Есть такая суфийская притча. Один человек впал каталептическое состояние, и стоял неподвижно. Окружающие заметили, стали вначале его спрашивать. Он молчит и стоит неподвижно. Наверно он великий, раз он в таком состоянии. Надо ему поклоняться. Пошла слава, что там великий мудрец стоит и о чем-то думает. Сразу появились те, кто приносит ему дары. Сразу же появились те, кто эти дары, вместо него принимает. Создалась целая система нового религиозного поклонения и тут он выходит из этого состояния. Все смотрят, что же он скажет нам сейчас. И он говорит: «Где мой осел?».

Ролик 36

Сутра 3.38 бандха/карана/ шайтхильят / прачара/самведанач/ча / читтасья / пара/шарир/авешаха

К. «Ум может входить в другое тело, когда ослабевают причины закрепощения и имеется знание процесса вхождения»

Р. «Вследствие ослабления причины связанности, дхармы и познания способа перемещения читты – вхождение читты в другое тело». Вот здесь это может быть как раз и появляется…

Вхождение в тело. Тело здесь на санскрите – шарира. Это тело, которое может быть одушевлено, а может быть не одушевлено. Другое значение слова шарира, тела – это мощи. Мощи – это бывшее тело. Можно предполагать, что подразумевается колдовская практика – взял я и вышел, например, в свежеубитого животного своим сознанием.

Р. В тибетском буддизме, один из разновидностей бховы – это перенос сознания в труп.

Это не бхова, это другое. Перенос в тело… Но наставления, чтобы можно было это выполнить …

Р. У _______ полное наставление, с описанием.

Так я получал эти наставления, но вот такие, что выполнить их нельзя, в отличие от других. Мне не понятно, что надо делать. Я получал эти наставления. Не понятно

Р. Конкретно от современных лам давались наставления как переносить …

Да, но мне не понятно. Он давал это кратно. Честно говоря, я решил, что это передается по традиции из уважения, на самом деле никто давно и не пытается этого делать. Но раз сказано шесть йог Наропы и одна из них такая, значит надо передавать.

Я решил так. Наставления были очень краткие, в отличие от детальных исполнимых инструкций по туммо. Вот тут можно делать все действительно, все понятно. А тут, ну не понятно.

Сутра 3.39. удана/джайядж/джала/панка/кантак/адишв/асанга уткрантис/ча

Р. «Вследствие овладение уданой, благодаря самьяме – несоприкосновение с водой, грязью, колючками, а также способность произвольного выхода из тела».

К. «Посредством самьямы над дыханием удана можно достичь левитации и несоприкосновения с водой, трясиной, шипами и т. д».

Это не левитация – это микроподлевитация. Претензии на это. Не больше. Допустим натренировал господство над уданой и идешь по стеклу, по колючкам… и ничего.

Я тоже натренировал, потому что умею голой спиной болтаться по свежеразбитым бутылкам из-под шампанского … и ничего.

А утркранти – это, конечно, не левитация – вот взял, завис. Это приподнимание некоторое. И в других традициях, там хатха-йоги, по тибетски - это янтра-йоги, говорится – мастер практически не оставляет следов, какой-то предел сверх легкой походки.

К. «Неприкосновние с водой – это по поверхности воды (над поверхностью)..

Тут сказано «не связано ни с водой, болотом, грязью, колючками и т.п.» - по минимуму можно сказать следующее: «Ты идешь, не хочешь ноги замочить, ну вот и не замочишь».

А не то что попер «аки посуху через реку». Такого здесь не сказано.

Может быть Вьяса говорит больше. Дескать, можно ходить по воде. Но, поскольку здесь такого определенного нет, это типичный случай. Традиция сбилась чуть-чуть, и чтобы закамуфлировать ее сбитость, ее раздувают. Дело житейское.

Сутра 3.40 самана/джайядж/джваланам

К. «Самьямой над дыханием самана можно усилить внутренний огонь тела».

Р. «Вследствие овладения саманой – сияние тела». Это фактически тоже в буддизме дальше – сияющее радужное тело, человек превращается…

Радужное тело – это другое тело вообще. Это не физическое тело. Здесь другая прана упомянута.

Или это тоже самое, что Серафим Саровский сделал, как по рассказам одного помещика (Серафим Саровский был его духовником). Он ему много чего объяснял. А потом спросил: «А чего ты еще от меня хочешь?» - «Вот, батюшка я хочу, чтобы воочию все пережить». – «Ну пойдем». Это было, по-моему, в ноябре и Серафим что-то такое сделал и стал весь сиять. Потом коснулся этого помещика - «Ну, что ты чувствуешь?» – «Я чувствую, как будто я в баньке истопленной». Вот, пожалуйста, у христианских подвижников тоже такое может быть.

Вообще говоря, что такое самана? Это центробежная прана. Сама делится на пять компонентов, которые мы неоднократно рассматривала. Помните – прана вверх, прана вниз, прана влево, прана вправо. Прана центробежная, центростремительная и прана собственная, длящаяся по времени.

Центробежная – значит я все собираю в центр А центр здесь (середина груди). Вот подается, наверно управление всей границей. По этому так.

К. Что такое тедди? …«усилить огонь тедди».

Нет такого, тут «пылание, благодаря овладению саманой». Все. Ничего больше нет.

Сутра 3.41 шротр/акашайохо / самбандха/самьямат / дивьям / шротрам

К «Посредством самьямы над отношениями между акашей и способностью слышать развивается высшая способность слышать»

Р. «Благодаря самьяме над органами слуха и пространства (акаша) – божественный слух (дивьям шротрам)».

Или «дивный слух», можно перевести, а не божественный. Это один из компонентов перечня сверхспособностей. Есть некоторые нестыковки в понимании сверхспособностей в общем в параллельных традициях философски различающихся – раннебуддийской и этой. В раннебуддийской – это ясновидение, яснослышание, то самое. Дальше телепатия – т.е. знание твоего душевного состояния. Еще раз подчеркиваю, это не знание того, что ты размышляешь о теоретической физике, если ты в ней ни бум-бум. Это в принципе невозможно. Далее, знание того, куда помирают - видение кармы. Знание того, откуда я пришел - видение своей прошлой кармы. И еще одно знание – знание того, что моя карма закончилась. По буддийски так.

А в йоге иногда добавляют к этому ясновидению и яснослышанию такое же ясное переживание других способностей. Допустим какое-нибудь ясновкушение и яснонюхание, что мне кажется не понятным. Я не понимаю, что такое ясновкушение или яснонюхание, как можно чувствовать запах. Яснослышание - понятно, что это слышать далеко или то, что за преградой.

Р. из личного опыта, когда был опыт сенсорной депривации в военно-медицинской академии. Это соленая вода, в нее погружаешься полностью и, где-то на пятом часу, я помещение слухом визуализировал. Я видел все, что происходит этажами выше, где какая музыка. Причем был очень важен источник звука и я начинал видеть это помещение.

Это потом оправдалось?

Р. Абсолютно. Я ходил потом по помещениям, и у меня было четкое дежавю, что я здесь уже был. Потом он меня провел по этим помещениям. Я сказал, что я вроде бы видел. Потому что мое сознание стало искать объект, а тело начало исчезать. Я сначала сосредоточился на этом человеке. Но мне очень быстро не понравилось, потому что там были всякие физиологические легкие отправления, и я все это слышал: урчание в животе, перемещения. Потом мне стало это не интересно и я пошел по помещениям. Да можно ли рассматривать это как дивьям шротрам.

Можно, конечно. Вы возгонкой или специальными техническими методами осуществили эффективную пратьяхару, после чего пошла самьяма.

Р. Я тоже так расцениваю, потому что с тех пор у меня появился музыкальный слух. Стал интересоваться музыкой. Стало просто нравится. До этого мне все время говорили, что мне кто-то на ухо наступил, теперь так не говорят.

К. Тело настолько расслабилось, что вы стали чувствовать…

Р. Я не сказал бы, что оно расслабилось. Дело в том, что у человека остается единственный канал – это слух и сознание начинает его эксплуатировать, что называется по полной. Примерно то же самое, скорее всего наблюдается и у слепых.

Да, да. Я читал про какого-то шотландского слепого, который ездит на велосипеде, занимаясь эхолоцией – т.е. он покрикивает и слышит где что и … совершенно нормально. Сам покрикивает, как летучая мышь…

Сутра 3. 42 кай/акашайохо / самбандха/самьямат/ лагху/тула/самапаттеш / ча/акаша/гаманам

К. «Посредством самьямы над связью тела и акаши и размышления о легкости хлопка можно обрести способность проходить сквозь акашу (пространство)».

Слово размышление, абсолютно не уместно, конечно.

К. «Посредством самьямы над связью…» (первая часть фразы)

Это правильно. Кайя – это тело, как живое тело, в отличие от шарира, которое возможно мертвое тело. Они не будут зря употреблять разные слова

Р. «Благодаря самьяме над связью тела и пространства и концентрации на легкости хлопка – перемещение в пространстве» В комментарии «йогин становится чрезвычайно легким и может идти по паутине, воде и передвигаться по воздуху».

«Легкость хлопка» – это как я понимаю манок или зацепка для концентрации, чтобы с помощью этого куда-то вылезть, себя вытащить. Т.е. это способ опоры воображения. Что-то подобное описывается у Кастенеды (я это считаю фантастикой), когда дон Хуан вытаскивал в какой-то другой мир. Он заворожил его особой походкой и подражая этой походке, тот вышел в какой-то адский мир, где он обливался потом и с трудом двигался.

Р. Там галлюцинация, типичное последствие галлюциногенов. А вот здесь, если имеется ввиду, что йогин приобретает такую способность, то она зачастую для практикующих является признаком того, что рано или поздно этого достигнут, если занимаются. Разумеется потом идет смещение цели и человек просто достигает каких-то других целей. Ну вот, когда первый раз люди знакомятся с йогой, для них такие завлекалки в буддизме тибетской. Описание жития (святых йогов), насыщенной такими фантастическими подробностями, которые, на самом деле, я расцениваю как поповские завлекалки. Чтобы человек сразу начал как-то заниматься, ему нужно дать сверхцели. И эта сверхцель задается в виде таких историй…

Ролик 37

Ну, хотя у меня есть физическое образование, но вот так определенно, что это невозможно, не могу сказать. Если уж наш физиолог Бернштейн прав, что человек может научиться управлять волею любым мотонейроном в отдельности. Мне рассказывал один индиец. Он видел мастериц катха. В танцах катхак много бубенчиков на ногах, и они могут танцевать так, что один бубенчик брякает, а другие нет. Честно говоря, меня это удивляет не меньше, чем возможность левитации, вот нисколько. Но он это слышал.

Сутра 3.43 бахир/акалпита / вриттир/ маха/видеха / татах / пракаш/аварана/кшайяха

К. «Действительный выход из тела, действия за пределами тела составляют великое надтелесное (маха-видеха). Этим уничтожается покров над сиянием».

Р. «Состояние ума, не обусловленное извне (бахир акальпита вритти) есть великая бестелесная маха видеха. Благодаря самьяме на нем – уничтожение скрывающего света».

Слова «действительный» здесь нет. Здесь есть определение «великой бестелесности» - она называется «бахир акапита вриттих». Т.е. вводится новый термин, «маха видеха» – великая бестелесность. Она объясняется как вот такая вритти. Помните – это аспект функционирования, которая снаружи не сделана, не изготовлена, не сматерена, и нам точно ничего не понятно. А больше ничего не сказал. А второе сказано – что из того, что это освоено, получается (пракаша аваран кшайяха) – сход на нет или пропадание препятствий для света, для освещенности. Предполагал, когда читал эти сутры, под конец третьей части, что здесь могут быть собраны какие-то исключительные достижения, однократные или весьма малократные, которые произвели очень сильное впечатление. Немножко потом были мистифицированы и, о которых нужно было сказать. Вероятно, что он зафиксировал что-то, однократно возможное.

Не вижу проку специально этим заниматься, покуда не будет очень хорошо проработано весьма много и много другое. Ну не актуально.

Время от времени попадаются паразительные вещи. Вот в одной из традиции йоги тибетской, есть указания как надо правильно выполнить одну там асану в динамике. Неизвестно ни одного человека, который анатомически по устройству костей мог это сделать. Неизвестно. Тем не менее в тексте сказано так. Хоть стой, хоть падай.

Р. Что за асана?

Там очень сильно надо выехать через поясницу, вылезти из тазобедренного сустава, так… По-моему это не пускает, ни кого не пускает.

Р. если подрезать сухожилия… Многие достигают….

Вопрос только, зачем?

Р. В жесткости есть свое преимущество. Пожилые люди могут стоять долго в очереди, у них жесткое тело. А дети маленькие, они гибкие, из-за этого не могут принять состояние, что называется «полена».

Сутра 3.44 стхула/сва/рупа/сукшм/анвай / артхаваттва / самьямат/бхута/джайяха

К. «Посредством самьямы достигается власть над пятью элементами в их грубом постоянном, тонком, всепроникающем и приносящем пользу состояниями».

Р. «Благодаря самьяме над грубым (стхула) и собственной природе (сварупа), тонким (сукшма), связью (анвая), над обладающем целью (артхаваттава) – господство над элементами (бхута).

Это не элементы – это первостихии. Без специального исследования, текст не позволяет сказать – здесь первостихий четыре или пять. Иногда их только четыре. В буддийской параллельной йоге: земля, вода, огонь и ветер. А в санкхье их пять и добавляют еще акашу, т.е. пространство (там будет не первостихии, они называются иначе).

Поскольку родственна система санкхья, здесь скорее всего будет их пять.

Ну, а дальше здесь названы разные подходы к тому, чтобы овладевать первостихиями.

Из комментарий Вьясы. Здесь есть пять аспектов, которые тоже можно разложить по известной пятерке (оставлю это в качестве упражнения). Здесь говорится:

Броское заметное – стхула (переведено как грубое), собственное содержание – сварупа, тонкое. малозаметное - сукшма, (грубое и тонкое – это, конечно, одна пара).

Дальше наличие цели или для чего – артхаваттва, связь – анва (однородно и соответствует второму члену пары (сварупа) и то для чего тебе нужно (для какой цели). Здесь описана пятерка аспектов, которыми тебе надо организовывать внимание, чтобы обработать, например, землю. Например, нужно обращать внимание на грубый аспект земли, далее на тонкий. Грубый и тонкий. То, что земля, как первостихия, представляет сама по себе и то, что не является ее сущностью, но при этой сущности бывает. Также артхаваттва – обращать внимание на то, что ты собираешься в результате самьямы делать с землей. Например, в результате этого, ты сможешь просунуть руку сквозь стену, если тебе это надо. Здесь сверхкраткое указание на то, что делать.

Сутра 3.45 тат/оним/ади/прадур/бхаваха / кайя/сампат / тад/дхарм/анабхигхатаc/ча

К. «Самьямой достигается способность уменьшаться до размера атома и другие силы, а также совершенство тела и непротивление дхарме».

Р. Далее «проявлене анимы и других махасиддх, совершенство тела и не воздействие на него качеств элементов». В комментарии описывает аниму – способность уменьшаться до размеров атома…

Самоатомизация, так сказать.

Р. Махсиму – способность увеличивать свои размеры.

Лагму – способность уменьшать свой вес

А также способность проникать сквозь твердые тела, не гореть в огне… В общем, ужастик.

Здесь упомянута восьмерка. Эта восьмерка сверхспособности, представляет собой другую группу симметрий, подобную наложению прямого и косого креста. Что тут рисовать: прямой крест и косой. Две пары противоположностей устроены одним способом как прямой, другим - как косой. Если хотите можно в другой (день), поскольку это другая схема, нарисовать.

Далее. Обоснование того, почему эти способности получаются, мы видим в привлечение характерных качеств или действий, приписываемых первостихиям. Например, непроницаемость – придавая проницаемость, мы получаем непроницаемость. Овладевая пространством мы получаем возможность изменять свои линейные размеры и т.д.

Р. Это в том случае, если мы говорим о физических изменениях. Если самьяма как мышление, то мы действительно можем проникнуть в наимельчайшее (атом) и во вселенную и рассуждать….

Это-то просто. Но поскольку здесь идет данное заверение через несколько сутр после разговора о том, что мы занимаемся проработкой связи тела, моего живого тела с пространством, то имеются ввиду магические способности. Коррелят их тоже есть в раннем буддизме и называется – риддхи, другой термин. В том числе, подкласс этих риддхи объясняется как преодоление ограниченностей, связанных с первостихиями.

Насчет непротивление дхармы (по Свенсону) – это ерунда. Один аспект – это не нарушение, не преступление дхармы. А другое – это можно понимать как не нарушение свойств, может быть, первоэлементов, первостихий как раз. Любопытно, что класс здесь менее обширен, чем буддийский. Тут не предполагается таких замечательных способностей как умножение обликов и изменение обликов. Например, я могу представиться вами, если у меня есть такие способности. Или я могу представиться двумя или тремя Парибками.

Ролик 38

На низшем уровне эти созданные мной Паребки бы повторяли мои жесты, а на высшем уровне они бы уже шевелились бы самостоятельно

Р. Ну это уже наркоз _____. Смотрю на Кристину, пока еще не догнался, пока их три…

Ну это уже анекдот. Когда напился и стал видеть две дороге, то по какой идти. Надо выпить еще, чтобы было три и идти по средней.

Сутра 3.46 рупа/лаванья/бала/ваджра/санхананатвани / кайя/сампатэ

Р. «Красота, грация, сила и алмазная твердость – совершенство тела»

К. «Совершенство тела (кайя) состоит в красоте, грации, силе и алмазной твердости». Кайя – это совершенство тела?

Кайя – это просто живое тело. Кайя сампатэ – это совершенство тела.

Р. Такой перескок. С одной стороны говорится об уме, а дальше о теле. Ум способен то, то, то, то – проникать куда угодно. А здесь…

А сколько здесь членов, наборов, смотрите. Я очень шибко подозреваю, что здесь тоже пять. Одно – облик (рупа), другая – грациозность, а третья – это сила, и четвертая, пятая – как у вас было сказано. И они должны соответствовать тоже разным первостихиям. Просто должны. Здесь одно слово, оформленное во множественном числе и поэтому грамматика не позволяет сказать – это четыре или пять. Т.е. грамматически так, как перевели четверкой – можно. И опираются они на Вьясу. Но из системных убеждений, я убежден, что это пятерка. Если я нарисую удачно, то получится, что каждый из членов пятерки коррелирует с одной из первостихий. Соберем это на потом. Запоминаем всякие эти вещи.

Сутра 3.47 грахана/сва/рупа/ асмит/анвайя/артхаваттва /самьямат / индрийя/джайяха

К. «С осуществлением самьямы над действием, истинной формой, эгоизмом и назначением приходит владение чувствами».

Р. «Благодаря самьяме над процессом восприятия собственной природы (сварупы), эго связью (анвай), над обладающем целью (артхаваттва) господство над индриями.

Следующая сутра фактически повторяет 44.. Честно говоря и возникает вопрос, почему надо было говорить одно и тоже. Там были бхуты, а здесь повторяется с индриями.

Именно поэтому. Потому что индрии – это другой аспект. Бхуты, первостихии – это тамасичный аспект пятирично рассмотренный. Согласно схеме таттв санкхьи, после так называемых пятерок танматр, то да и только, (танматры – чистые зародыши зрительности, слышимости…) происходит разделение на аспекты саттвические и тамасические. Тамасические аспекты в объекте, а саттвические в сознании. Обработка индрий, т.е. работа со зрением и работа со зримом – разные работы, поэтому они упоминают это …

Р. А путь получается практически одинаковым…

Он, так сказать, односистемный.

Сутра 3.48 тато / мано/джавитвам / ви/карана/бхаваха / прадхана/джайас/ча

К. «Так приобретается быстрота, как у мысли, независимость от органов восприятия и господство над первичной материей».

Р. «В результате этого быстрота перемещения тела, подобна быстроте мысли. Бестелесное восприятие, господство над прадханой». Это вот имеется ввиду то, что как раз здесь разделяется мысль и тело.

Да. Перемещение такое же. Т.е. как в «Чайке» Дж. Ливингстон - напрягся и перенесся.. Подразумевается это.

Р. Но мыслью сделать, точно также можно…

Именно мыслью. И у Ричарда Баха – это мыслью.

Р. Также как спортсмены прокручивают связку, что он должен сделать, потом он ее делает…

Мы не говорим о том, что кто-то достигнет. Мы не знаем. Но можно сказать, что продумав и поупражнявшись немножко в этом направлении, человек, в любом случае, поймет, что такое действительно воображать и воображать, что ты вообразил.

Я могу воображать, что я вообразил, что прохожу сквозь стены. Но я не вообразил. А вот если я вообразил, что я действительно, вам протягиваю руку – я протягиваю руку, и это не трудно. И еще простой пример, для хатха-йогов очень нагляден. Допустим слушатели нас находятся на каком-то среднем уровне приличной сложности асаны, какие-то они выполняют, а какие-нибудь не могут выполнить. Попробуйте проверить себя, как вы воображаете свое тело, принявшее позу, в которой вы сейчас не находитесь, но которая в вашем опыте есть. И второе, попробуйте вообразить свое тело, находящееся в той позу, которую вы еще не разу не смогли принять. Так вот, разное будет качество, разное.

Р. Да, более четкое.

Сутра 3.49 саттва/пуруш/аньята/кхьяти / матрасья / сарва/бхав/адхиштхатритвам / сарваньятритвам / ча

К. «К тому, кто распознал различие между саттвой и пурушей, приходит всемогущество и всезнание».

Насчет «все», поправка – «чего угодно». Совсем другое. Знание, чего угодно, на выбор. Что значит все. Знаешь ли ты все. Знаю.. Что такое все? Это местоимение русского языка. Другого значения нет. Потому что перечислить нельзя. А чего угодно? И смысл здесь общефилософский, не сложен. Если ты расщепил принцип данности тебе содержания (это то, что здесь названо пурушей) от принципа содержания вообще, то ты можешь, не таща за собой следов прошлого опыта, прошлых предрассудков и допущений, заново связываться с любым содержанием (в принципе связываться), которое тебе потребовалось. Это и есть потенциальное всемогущество в смысле знания. Если я востоковед, я могу, например, сказать «я как востоковед, не в состоянии подходить так, как люди, получившие философское, европейское образование». Если я прав (может быть я прав), то это с одной стороны показывает, что я востоковед, с другой стороны показывает мою некоторую неадекватность в западной философии. Почему одно должно мешать другому. Я должен уметь снять с себя свое бытие востоковедом и посмотреть свежим взглядом. Ну вот йога это позволяет. Здесь говорится, прежде всего, об этом.

Р. Часто это интерпретируют как разделение объекта мышления и наблюдателя.

Да, правильно. Т.е. наблюдатель не мыслит. Наблюдатель наблюдает за мышлением, за тем как мышление мыслит свои объекты. И если ты не достиг позиции абсолютного наблюдателя, то ты вовлечен в мышление. Если ты вовлечен, то ты тянешь с собой, считаешь собой некоторые подпрограммы мышления, которые уместны в одном случае и неуместны в другом случае. Т.е. ты создаешь некоторую инерцию.

На абсолютного наблюдателя выйти – разные методы есть. Причем здесь кое-что говорится об этих методах. На самом деле методы разнообразные. И у Бахтиярова есть методы выхождения в позицию наблюдателя ____.

Р. И у Гурджиева, собственно…

Да. Самый простой и известный метод. Он работает только с людьми, достаточно готовыми – это ставить людей в ситуацию, когда они регулярно обалдевают, не оправдываются их ожидания. А потом заставлять осознать, что происходит, когда ты внезапно обалдел.

Р. Это как раз Гурджиев любил развлечение.

Сутра 3. 50 тад/вайрагьят/ апи / доша/биджа/кшайе / кайвальям

К. «Даже после уничтожения семени зависимости путем уничтожения желаний приходит абсолютная независимость (кайвалья)».

Р. «В результате бесстрастия даже относительно этого при уничтожении семян, скверн доша. Достигается кайвалья». Доша имеется ввиду в том числе и в аюрведическом смысле.

Здесь действительно сказано «при истощении семян дош достигается кайвалье» (т.е. вот этого самодостаточности и самодовлении) «и от непривязанности, непристращении даже к этому». Все, так и сказано.

Что же такое доша? Первое значение – это изъян. Второе значение, которое есть в аюрведе - с одно стороны, в философии ньяи – другой аспект дается. Хочется сказать, потому что умные мысли за этим стоят. Подразумевается следующее. Тело состоит из изъянов. Это означает - здоровья и взаимной компенсации недостатков.

Р. Имеется ввиду, что доша – это те патогенные склонности, которые необходимо было скомпенсировать, и тем самым достигается кайвалья.

Да. Возьмем известный опыт любых, нелишенных наглухо воображения, медиков. Они на определенном курсе обнаруживают у себя определенные болезни. Это правильно. Если все болезни есть, значит человек в общем здоров. А вот если некоторых нет, значит человек, немножко болен теми болезнями, которые есть.

Р. Кайвалья. Что это означает?

По-моему, она уже вводилась. Есть два аспекта толкования: снаружи и изнутри.

Снаружи – меня ничто не колышет содержательное, потому что сам пуруша довлеет себе. А содержания так в гуны перекатываются.

А изнутри – значит я достиг внутренней психической целостности.

Ролик 39



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: