Лекция: Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте




План:

1. Общая характеристика современного метода обучения грамоте.

2. Приемы анализа и синтеза.

3. Периодизация процесса обучения грамоте.

4. Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте.

5. Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности.

6. Требования к урокам обучения грамоте.

 

1. Общая характеристика современного метода обучения грамоте.

Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения в разных словах.

Это метод аналитико- синтетический. Изучение звуков происходит в процессе аналитико- синтетической работы над словом.

Основные принципы метода:

I. С точки зрения целей формирования личности.

1. Обучение грамоте носит воспитательный характер, задачи воспитания реализуются через использование материалов букваря и азбуки.

2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения.

II. С точки зрения психолого- лингвистической.

1. Обучение опирается на живую речь учащихся, не имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развития речи.

2. За основу аналитико- синтетической работы берется звук.

3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха.

4. В качестве единицы чтения берется слог.

5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц.

6. Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними.

III. С точки зрения организационной.

1. Устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв.

2. Выделяется подготовительный и основной периоды обучения.

3. Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним.

4. Систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии.

IV. С точки зрения приемов обучения.

1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму.

2. Введение элементов моделирования.

3. Использование моделей слогов, слов, предложений.

2.Приемы анализа и синтеза.

Основа метода- изучение живого произношения слова. В связи с этим был разработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период.

Анализ

1. Выделение из речи предложений.

2. Деление предложений на слова.

3. Выделение из предложений слова для анализа.

4. Выделение слова на слоги, установление их количества.

5. Выделение и изучение нового звука из слога, установление его характеристики.

6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов.

7. Обозначение выделенного звука буквой.

Синтез.

1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки.

2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.

3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы.

4. Чтение предложений и связных текстов.

При использовании приемов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах.

Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы- модели являются важным условием развития у детей фонетического слуха, умения производить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения.

3. Периодизация процесса обучения грамоте.

Обучение грамоте продолжается при обучении детей:

С семи лет- 3,5 месяца;

С шести лет- 7,5 месяца.

Процесс обучения грамоте состоит из двух периодов: подготовительный и основной.

Задачи подготовительного периода:

- приобщение детей к учебной деятельности;

- усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;

- подготовка к чтению и письму;

- выявление степени готовности учащихся у обучению.

Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.

Задачи:

- изучение всех букв;

- усвоение сочетаний букв;

-практическое усвоение правил графики;

-выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения;

- развитие интереса к чтению, к литературе;

- развитие речи и мышления.

В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение занятия по внеклассному чтению с использованием книги Н.Н. Светловской «Учимся любить книгу».

4. Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте.

Новым по сравнению с ранее действовавшими учебниками в букваре и азбуке является иная последовательность изучения звуков и букв. Их расположение основывается на принципе частотности употребления звуков в русском языке.

Материалы каждой страницы учебника объединены одной темой, что направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности.

На каждый урок отводится 2 страницы юукваря, которые содержат текстовый материал. Он дополняется иллюстративным. Кроме текста присутствуют внетекстовые элементы, которые способствуют выработке техники чтения и развитию речи и мыщления.

В учебнике представлен разнообразный занимательный материал.

«Дидактический материал к урокам обучения грамоте» является важной составной частью комплекса пособий для обучения детей грамоте.

Помимо книги, дидактического материала и прописи на уроках обучения грамоте используется другие разнообразные пособия.

При обучении грамоте используется разного рода раздаточный материал. Цель материала- помочь учащимся в аналитико-синтетической работе.

5. Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности.

Таблицы слогов-слияний помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ, чтобы уметь читать их слитно. Исполюзуя таблицу слогов-слияний, можно предложить:

1) Прочитать слоги сверху вниз и наоборот;

2) Прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину различного прочтения;

3) Прочитать слоги с глухим или звонким согласным;

4) Прочитать слог и договорить его до полного слова;

5) Прочитать последовательно 2-3 слога так, чтобы получилось слово;

6) Показать и прочитать слог, который услышали в произнесенных словах, и др.

Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой.

Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении.

1. Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам.

2. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

3. Чтение слов в прямом и обратном порядке.

4. Выборочное чтение слов.

5. Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.

6. Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

7. Чтение слов, являющихся ответом на вопросы.

Связные тексты, необходимо прчитывать несколько раз. Тект с первого раза прочитывается детьми. С повторным чтением могут проводиться разлисного рода упражнения и работы творческого характера.

Сюжетные картинки исполюзуются для разъяснения содержания текста. Серии сюжетных картинок используют для составления предложений.

Предметные картинки инеют разное предназначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала.

Группы предметных картинок служат для словарно-логических упражнений.

Схемы- модели используются для аналико-синтетической работы работы.

Лента букв может быть выполнена в увеличенном маштабе для организации фронтальной работы с классом.

Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет отобрать на уроке те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса.

 

6. Требования к урокам обучения грамоте.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общепедагогические и специальные.

Общеподагогические требования:

1) Воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока;

2) Ясность учебной цели урока;

3) Преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками;

4) Разнообразие выбираемых на урок метадических средств и приемов работы;

5) Организация работы всех учащихся в сообвествии с их возможностями; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока;

6) Обучение детей приемам умственного труда.

Другие дидактические требования: научность, доступность материала, систематичность и последовательность обучения.

Конкретно-методические требования:

1) Неотъемлемым условием урока русского языка является забота учителя о речевой среде;

2) На каждом уроке обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся;

3) На каждом уроке необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза;

4) непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения и письма должна занимать на уроках большую часть времени;

5) на каждом уроке используется образцовый языковой материал;

6) уроки чтения и письма не разрывно связаны и представляют собой неразрывное единство;

Таковы общие требования к урокам.

 

Вопросы и задания к теме.

1. Составьте подробный план каждого раздела.

2. Почему современный метод обучения грамоте является звуковым?

3. Почему современный метод обучения грамоте является аналитико-синтетическим?

4. Назовите основные принципы современного метода обучения грамоте.

5. Назовите этапы анализа в процессе изучения нового звука.

6. Назовите этапы синтеза в процессе изучения нового звука.

7. Перечислите способы организации выделения нового звука.

8. Назовите периоды обучения грамоте.

9. Сформулируйте цели под готовительного периода.

10. Какими знаниями овладевают первоклассники на оснавном этапе обучения грамоте?

11. Сформулируйте задачи основного периода обучения грамоте.

12. Какими знаниями овладевают первоклассники на основном этапе обучения грамоте?

13. По какому принципу располагаются буквы в учебных книгах?

14. По какому принципу могут составляться слоговые таблицы?

15. Каково назначение различных материалов, помещенных в учебных книгах?

16. Как реализуется принцип психолого-лингвестических основ при обучении грамоте?

17. Какие организационные принципы являются основой современного метода обучения грамоте?

18. Какова последовательность изучения нового слога и буквы?

19. Объясните термины и понятия:


Активизация словаря

Анализ урока

Артикулирование

Графические пометы

Добукварный период

Звукобуквенный анализ

Иллюстративный материал

Культура речи

Лента букв

Моделирование

Обогащение словаря
образцовый языковой материал

Периодизация обучения

Пропедевтика

Пропись

Речевая среда

Словарно-логические упражнения

Словозвуковой анализ

Слог-слияние

Смысловой анализ

Учебный комплекс

Языковое чутье


20. Составьте логическую цепочку из 5-10 понятий, связанных между собой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: