Энциклопедия одного слова




 

Выполнила: Артемьева Дарья,

ученица 6 «б» класса

МБОУ «СОШ №1»

Руководитель: Тонкова

Елизавета Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1»

 

 

Глазов 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Комплексное описание лексемы «кот»

1.1.Этнографическая страница……………………………………………………………5

1.2.Этимологическая страница……………………………………………………………6

1.3.Лексикографическая страница………………………………………………………..7

1.4.Фразеологическая страница……………………………………………………….......8

1.5.Словообразовательная страница………………………………………………………9

1.6.Литературная страница……………………………………………………………….12

Глава 2. Практическое применение………………………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………………………………18

Приложение……………………………………………………………………………………19

 

 

Введение

Наш язык - это разнообразие слов: длинных и коротких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Лев Николаевич Толстой говорил: "Слово - великое дело". С помощью слова человеческое мышление связывается с действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов.

Но знаем ли мы значение каждого слова, которое произносим? И обо всех ли его значениях догадываемся? Зачастую чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к словарям различного рода. Вы любите читать словари? Часто ли обращаетесь к ним? К сожалению, многие дадут отрицательные ответы или зададут встречный вопрос: «А что может быть интересного в словарях, чтобы их читать?» А ведь словарь — это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа, творца языка.

Не так давно на уроке русского языка мы изучали тему «Лексика. Культура речи». Мне много раз приходилось обращаться к словарям: толковому, орфографическому. Это занятие меня увлекло. Я была удивлена тем, что об одном и том же слове можно узнать массу интересной информации, изучая различные словари.

И тогда я подумала, а что если взять одно слово, "самое обыкновенное", которое знают абсолютно все и создать его «энциклопедию»? Свой выбор я остановила на лексеме «кот», так как очень люблю это домашнее животное. За помощью я обратилась к учителю русского языка и литературы, и мы решили написать данную исследовательскую работу.

Актуальность работы очевидна: в век компьютеризации учащиеся мало читают и тем более редко обращаются к словарям. Очень важно научиться наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл. Самый верный путь к слову - это обогащение словарного запаса. С этой целью была воплощена в жизнь исследовательская работа "Энциклопедия одного слова", которая ориентирована на комплексное описание ключевого понятия русской культуры.

Цель: используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова "кот" в русском языке, фольклоре, литературе, и создать мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «кот».

Задачи:

1. проанализировать дефиниции слова «кот» в основных словарях русского языка;

2. изучить употребление слова «кот» в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках;

3. проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом "кот";

4. описать некоторые особенности употребления слова "кот" в фольклоре и художественной литературе.

5. обобщить информацию и разработать мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «кот»;

6. познакомить учащихся 6 класса с мини-словарем и провести опрос.

Гипотеза: в русском языке, допустим, слово может иметь множество лексических значений и употребляться в различных сферах. Мы предположили, что слово "кот" может иметь несколько значений. Нам кажется, что у слова «кот» есть родственные слова, а также оно часто используется в устном народном творчестве и в произведениях литературы и искусства.

Объект исследовательской работы - лексическое значение слова и его сфера употребления.

Предмет исследования - лексическая единица.

Методы исследования:

  1. теоретический: теоретический анализ словарных статей, литературных источников, интернет - источников;
    2. эмпирический: опрос-анкетирование.

Таким образом, нам предстоит провести всесторонний анализ лексемы кот, обобщить его и отразить в виде готового продукта, а точнее мини-словаря.

Глава 1. Комплексное описание лексемы «кот»

Данная исследовательская работа ориентирована на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры, а именно лексемы «кот». Мы составили план-схему, которую в последующем времени можно использовать для описания любого другого слова:

1. Этнографическая страница;

2. Этимологическая страница;

3. Лексикографическая страница;

4. Фразеологическая страница;

5. Словообразовательная страница;

6. Литературная страница.

 

1.1.Этнографическая страница

Домашние кошки на Руси завелись в далёкую старину. По легенде одного из первых котов привезла в Херсонес из Византии принцесса Анна, невеста, а потом и жена князя Владимира Красно Солнышко. Благодаря этому кошка стала восприниматься как животное христианское. Кошку на Руси ценили на вес серебра. Она приравнивалась по стоимости к пахотному животному- волу и стоила 3 серебряных гривны (гривна - слиток серебра весом 205г).

Большой штраф (гривна) взимался за убийство кошки, потому что сохранить зерно и сбрую от грызунов, не мог никто, кроме неё. Звали тогда кошку иначе - котка. Затем пришло немного подправленное слово - коша, а после добавления буквы "к" получилось привычное слуху - кошка. В восемнадцатом веке о кошке стали упоминать в специальных учебных книгах (например, "Лечебнике домашних животных").

Таким образом, лексема кот имела большое значение в культуре русского народа.

 

1.2. Этимологическая страница

По данным словаря М.Фасмера, слово кот пришло в славянский язык с юго-запада, из народной латыни, где каттус означало "дикая кошка".

Как же случилось, что у славян не нашлось своего имени для такого обычного домашнего зверька? Но он не всегда был обычным: ведь домашний кот произошел не от европейской дикой кошки, а от " египетской буланой". Наверное, первые коты в славянских странах были заграничной диковинкой: они принесли нам и свое неславянское имя, так же как и другим романским и германским народам (французское "chat",немецкое "Kater").

От лексемы кот произошли: др.-русск..,церковно-слав. Котъка (Повесть временных лет), русск. кот,укр. кim (род.п.кота), болг.кот,сербохорв. стар.кот, чешский,польский..,н-муж. kot.

Предположение о заимствовании из немецкого katt неправдоподобно, если принять во внимание большое распространение этого слова в славянских языках; по культурно-историческим соображениям невероятно также исконнославянское происхождение или заимствование в балтийско – славянскую эпоху. Источник названия этого животного безуспешно искали в кельтском и нубийском языках.

 

 

1.3.Лексикографическая страница

В русском языке слово кот означает либо представителя биологического подвида, либо самца этого подвида. Самку называют кошка, а детёнышей кошки - котёнок (мн.ч. котята). Слово кошка в русском языке произошло от др. русского слова "котька", которое в свою очередь происходит от существительного кот и является родственным.

Распространена уменьшительно- ласкательная форма киса или киска. Принято окликать кошку звукоподражательным словом "кыш" или "брысь".

Коток-тка, м.- народно поэтическое слово:

"Ребятишки слободы радостно поют во все горло:- "На печку, под печку, на тёпленький шесток залез толстенький коток". («Жизнь Матвея Кожемякина», М.Горький).

Кот-самец кошки, котофей, шуточная кличка коту - Васька, кошка Машка.

Котёнок-нка,мн.тята,-тят,м. - детёныш кошки.

Любопытно, что также кошкой называют:

1. багор с крючьями во все стороны для очистки колодцев;

2. деревянный рабочий якорек, с камнем;

3.плеть с несколькими концами или хвостами;

4. косу на взморье или отмель грядою, обнажаемую отливом;

5.морская кошка-черноморская рыба;

6.кошачий глаз, ценный камешек из рода опалов;

7.кошачьи лапки, растение.

Также стоит рассмотреть и другие родственные слова, например:

1. коты - ловушка в устьях рек на рыбу, 4-хугольная огорожа плетнем, с заворотами (см. котцы);

2. коты (уменьшительное котики) м.мн.женская обувь, род полусапожек, ботинок, башмаки с высокими передами, либо круглые, будто с отрезными голенищами; мужская верхняя обувь, калоши, кенги, обуваемые сверх сапог или бахил.

Так, например, можно встретить:

В котах щеголяет (говорится в Сибири о всякой вещи редкой или дорогой).

 

1.4.Фразеологическая страница

В русском языке кот - это необычный и очень яркий персонаж в фольклоре: в сказках, поговорках, пословицах, фразеологизмах. Это аллегория человека с хитрецой, чуть ленивого, но очень обаятельного и умного. В сказках кот встречается под разными именами: кот-баюн, кот ученый ("Руслан и Людмила" Пушкина А.С.), Кот Котофеич, кот Серый Лоб, Котай Иванович, Котонайло Иванович, Котофей Иванович и др. Кошка, в отличие от кота, лишь награждается различными, как правило, нелестными эпитетами, но имени обычно не имеет.

Приведем самые распространенные фразеологизмы, содержащие лексему кот:

Черный кот дорогу перебежал;

А потом суп с котом;

Кот наплакал (об очень малом количестве чего-либо или кого-либо);

Отдать (получить) кота в мешке;

Чует кошка чье мясо съела;

Не все коту масленица (говорим мы, когда предупреждаем человека, что все не так легко и просто, как кажется, впереди могут быть трудности);

Играть как кошка с мышкой;

Кошки на душе скребут (в значении плохого настроения, тоскливо, тревожно);

Жить как кошка с собакой;

Все коту под хвост;

Носится как кошка с котятами (человек сравнивается с кошкой, которая бережно ухаживает и охраняет своих котят);

Как коту валерьянка (употребляется к кому-то, кто слегка неадекватно себя ведет после чего-либо, связано с поведением котов, если им дать валерьянки);

Мартовский кот (так называют людей, которые неожиданно проявляют повышенную активность, связано с поведением котов в марте).

Обобщая сказанное, можно привести высказывания известных писателей. Так, Марк Твен очень точно выразился о кошке: «Из всех существ, созданных Богом, есть только одно, которое не может позволить, чтобы её били кнутом, как раба. Это кошка». А Эрнест Хэмингуэй подметил: «Кошка абсолютна искренна; человеческие существа по тем или иным причинам могут скрывать свои чувства, но кошка - никогда!»

1.5.Словообразовательная страница

Интересные наблюдения можно сделать, рассматривая лексему на фоне однокоренных слов. Наглядно словообразовательные связи слова кот можно представить в виде словообразовательного гнезда. К словообразовательному гнезду относятся все однокоренные слова, расположенные с учетом последовательности их образования. Однокоренные слова к лексической единице кот: котик, кошка, кошачий, котище, котята, котёнок, котяра.

Начнем с того, что словообразовательная цепочка слова - это последовательная цепочка однокоренных слов, которая применяется в морфемном и словообразовательном разборе. Каждая лексема отличается от предыдущей лишь одной морфемой. Составление этой цепочки позволяет узнать истоки слова, следовательно, максимально полно понять его значение.

Используя данные " Словообразовательного словаря русского языка" А.Н. Тихонова, приведем фрагмент словообразовательного гнезда с исходным словом кот:

Кот

кот- ик 1.уменш.

кот- ик 1. морской кот

котиковый

котик- о -лов см. ловить;

котище

кот- ишк

кот- ок

кот- ёнок

котёноч- ек

кот- ят (а)

котяч-ий

кот- и -ить

кот- и -ть-ся

о-котиться

окот

кот-ов/ник

кош-к(а) 1 см. кошка 2

кошечк-а

кош-урк-а

кошч-онк-а

кош-атин-а

кош-ат/(ник)

кошат-ниц-а

кош-ач/ий

кошачi-и,сущ.

по -кошачi-и (по- кошачьи)

по- кошачi-ему (по- кошачьему)

кошечий

по-кошечi-и (по- кошечьи)

кошк-ин

кошк-о-дав.см. давить

кошк-о-дёр,см. драть

кот-ов

кот-ов/ий

кот-ов-ый

Исходя из данных проведенного анализа, можно сделать вывод, что словообразовательное гнездо с исходным словом кот представляет собой закрытую структуру.

 

 

1.6.Литературная страница

Известно, что кот и кошка, с испокон веков играли важную роль в жизни человека, и поэтому их образы не могли не отразиться в литературе и искусстве, в фольклоре и живописи.

Образ кота (кошки) мы встречаем в пословицах и поговорках русского народа:

Ночью все кошки серы;

Гордому кошка на грудь не вскочит;

Кошка да баба завсегда в избе, а мужик да собака завсегда на дворе;

Кошки грызутся - мышам приволье;

Слепая кошка мышей не ловит;

Знай кошка свое лукошко.

И колыбельные песни без участия образа кота не обходятся, так, например:

Уж ты котенька - коток,

Кудреватенький лобок,

Приходи к нам ночевать,

Нашу Лидочку качать,

Я тебе-то ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока,

Да кусок пирога

Белой папыньки

В обе лапыньки

 

 

В потешках также вспоминали кота:

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Стоит отметить, что и крестьянин, и купец уважали и любили кошку. Если посмотреть на картины Б.М. Кустодиева и И.Е. Репина, то можно сделать вывод, что кошка явно была символом благополучия. Любопытным фактом является то, что в 18 веке в Зимнем дворце содержалось 300 кошачьих особей "для перевода мышей".

Утилитарная полезность этого животного несомненна. В самой известной сказке Ш.Пьерро «Кот в сапогах» он показан нам умным и находчивым. Немецкий литератор Э.Гофман сделал своего любимого кота героем и автором «Житейских воззрений кота Мурра». Загадочная улыбка Чеширского кота из «Алисы в стране чудес» Л.Кэролла предстает улыбкой самой природы. И в сказке Р. Киплинга «Кот, который гуляет сам по себе» это животное предстает перед нами таинственным и непостижимым.

Вспомним мультфильмы, в которых кот играет главную роль - мультсериал «Том и Джерри», «Кошкин дом» С.Я. Маршака, «Кот и лодыри» Б.В. Заходера, кот Матроскин из книги и одноименного мультфильма Э.Успенского «Трое из Простоквашино».

А есть такие произведения, как повесть Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», где мачеха-ведьма превращается в злую чёрную кошку. К отрицательным образам котов можно отнести и жадного кота Базилио из «Приключений Буратино» А.Н. Толстого, и котов из басен И.А. Крылова.

И в заключение не могу не отметить своё любимое стихотворение И. Н. Боголея «Про кота»:

Завели мы в квартире кота,

Но не ради усов и хвоста.

Не за бусинки глаз,

Не за ради зубов,

Не за когти на лапах

И шёрстный покров.

Не за ради мохнатых ушей,

Не для ловли в квартире мышей.

Возникает вопрос:

А тогда для чего

Завести мы решили

В квартире его?

Мой ответ, может быть,

Вас сейчас рассмешит...

Мы его завели просто так,

Для души.

Из краткого литературного обзора мы видим, что образ кота нашел отражение в произведениях известных писателей и поэтов, а также в фольклоре и живописи.

 

 

Глава 2. Практическое применение

Закончив комплексный обзор лексемы кот, мы оформили информацию в виде мини-словаря и решили познакомить с ним моих одноклассников, учащихся 6 класса. После обзора ребятам предлагалось ответить на несколько вопросов анкеты. В опросе принимали участие 25 человек.

Вопросы анкеты:

1.Встречали ли Вы словарь, в котором слово кот рассматривалось бы с разных сторон?

2. Был ли для Вас интересен мини - словарь одного слова?

3. Возникло ли у Вас желание составить собственный мини-словарь с комплексным описанием одного слова?

Стоит отметить, что на первый вопрос 78% учащихся ответили, что не встречали подобных словарей. Ответ на второй вопрос анкеты был неоднозначным, но радует, что больше 50% учащихся заинтересовались мини-словарем, внимательно рассматривали каждую страничку, перечитывая их раз за разом.

На вопрос «Возникло ли у Вас желание составить собственный мини-словарь с комплексным описанием одного слова?» 70% учащихся 6 класса дали положительный ответ (см. Приложение).

Стоит отметить практическое значение нашего словаря:

1. Возможность использования информации, помещенной в словарь, на уроках русского языка и литературы, а также других смежных дисциплинах;

2. Данная форма работы может быть полезна при подготовке к ОГЭ и будет хорошим подспорьем при написании сочинений и изложений;

3. Благодаря наглядности и информативности мини-словарь будет актуален среди учащихся любого возраста.

Таким образом, материал данной исследовательской работы заинтересовал учащихся. Побудил их чаще заглядывать в словари и, возможно, подтолкнет в будущем на создание своего мини-словаря с описанием уже другого слова.

 

Заключение

Подводя итог нашей исследовательской работы «Энциклопедия одного слова», можно сделать вывод, что создание словаря одной лексической единицы является очень интересной и познавательной деятельностью.

Мы считаем, что заявленные нами цель и задачи были достигнуты, так как ходе отбора информации из различных источников был проведен комплексный всесторонний анализ слова кот и разработан предполагаемый продукт работы – мини-словарь.

Стоит отметить, что тема работы, заявленная нами, является удачной. Приведем несколько аргументов:

  1. Во-первых, это хорошая возможность заинтересовать учащихся и повысить их грамотность;
  2. Во-вторых, опираясь на помощь учителей - предметников, можно создать мини-словари по другим учебным дисциплинам;
  3. В- третьих, такая форма работы очень полезна при подготовке к ОГЭ, так как такому исследованию можно подвергнуть любое слово и заключенное в нём понятие, а это станет хорошим подспорьем при написании сочинений и изложений.

Конечно, наша работа по комплексному изучению отдельных лексем, а в частности слова кот, не закончена. Мы сделали только первые попытки подобного анализа. Исследовательская работа «Энциклопедия одного слова» имеет перспективы развития, и в будущем будет нами продолжена.

 

Список литературы

  1. Быков А.А. Удивительное языкознание, Москва,ЭНАС,2012;
  2. Быстров Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка", Ленинград: Просвещение,1984;
  3. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка: в 2-х т. Том 2. С.-Петербург - Вульфа, 1881;
  4. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга", Москва, АСТ-Прогресс книга,2005;
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003;
  6. Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004;
  7. Семенюк А.А., Матюшин М.А. Школьный толковый словарь русского языка. –М.: Просвещение,1980;
  8. Словарь русского языка в 4-х томах: том 2, Москва,изд-во "Русский язык", Академия Наук СССР,1983;
  9. Пасхалов А.П. Удивительная этимология, Москва,ЭНАС,2012;
  10. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка, том1,Москва-"Русский язык",1985.
  11. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М: Просвещение, 1875;
  12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: том 2,Москва-"Прогресс",1986;

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE

14. https://www.fresher.ru/2012/10/31/10-russkix-slov-s-interesnoj-etimologiej/

 

 

Приложение 1

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: