1. 3 основных этапа обучения фонетике в практическом курсе русского языка: работа над звуками, работа над словами, работа над предложениями.
2. Работа над произношением ведётся в 3 курсах: 1) вводно-фонетический курс;
2) сопроводительный курс; 3) корректировочный курс.
3. Задача вводно-фонетического курса – становление у учащихся слухо-произносительных навыков. Преподаватель развивает слух учащихся, т.е. учит слушать звуки, различать слова с разным ударением, предложения с разной интонацией; учит правильно произносить звуки, слова с правильным ударением, предложения с правильной интонацией. Вводно-фонетический курс изучает звуки и их противопоставления, ударение и ритмические модели слов, 4 типа интонационных конструкций.
4. Сопроводительный курс фонетики –изучение лексико-грамматического материала в фонетическом аспекте в связи с овладением различными видами речевой деятельности. Задача – совершенствование и автоматизация навыков произношения.
Объем фонетического материала в сопроводительном курсе: сочетания гласных, сочетания согласных, ритмические модели многосложных слов, слитность произношения слов в речи, закономерности синтагматического членения.
5. Фонетико-корректировочный курс. Задачи этого курса. Принцип учета родного языка учащихся и его реализация в фонетико-корректировочном курсе.
6. Обучение фонетике ведется по принципу устного опережения. Последовательность работы должна быть следующей: сначала новый звук, новое слово, новое предложение должны быть услышаны учащимися, затем они их произносят, потом видят написанными в книге или на доске и читают, и, наконец, сами их пишут.
7. Особенности русского ударения: разноместное, подвижное, силовое. Примеры слов.
|
8. Ритмическая модель – количество слогов в слове и определенное место ударения, которое задает соотношение между слогами в слове. Примеры разных ритмических моделей.
9. Какие звуки произносятся после твердого согласного как [a]? Примеры слов.
10. Какие звуки произносятся после мягкого согласного как [и]? Примеры слов.
11. Какие вы знаете типы интонационных конструкций? Примеры предложений.
12. Цель фонетических упражнений – выработка слухо-произносительных навыков.
13. Типы фонетических упражнений: слуховые и артикуляторные.
Слуховые развивают фонематический слух. Они состоят из 2 частей: слушание (восприятие материала); деятельность учащегося после восприятия. Примеры упражнений.
Артикуляторные (артикуляционные) упражнения используются для постановки звуков и интонационных конструкций, а также для закрепления фонетического материала. Примеры упражнений.
14. Виды упражнений для фонетической зарядки.
Письменная работа
1. Установите соответствие:
Вводно-фонетический курс | Становление слухо-произносительных навыков |
Сопроводительный курс | Совершенствование слухо-произносительных навыков |
2. Работу в соответствии с принципом устного опережения можно отразить следующими глаголами: 1) увидеть, 2) написать, 3) услышать, 4) прочитать, 5) произнести. Расположите данные глаголы в порядке, который показывает правильную последовательность работы.
3. Напишите, какой материал изучается во вводно-фонетическом курсе?
4. Напишите, какой материал изучается в сопроводительном курсе фонетики?
|
5. Придумайте 2 упражнения для фонетической зарядки.
6. Придумайте и напишите по 3 слова на разные ритмические модели (с ударением на разных слогах).
7. Придумайте и напишите 4 слова, в которых изменяется место ударения в разных формах. Например: рук а – р у ки, рук а ми и т.д.
8. Напишите по 2 предложения на разные интонационные конструкции.
9. Вставьте вместо точек подходящие слова.
1) Фонематический слух развивают ………………………упражнения, они состоят из двух частей: …………………. и …………………….
2) При постановке звуков используют ……………………….упражнения.
Придумайте упражнения 1) и 2) типов (по 3 примера).
10. Прочитайте задания. Распределите эти задания по двум группам, написав их номера в таблицу.
1) Слушайте слова и распределяйте их по группам – со звуком [ф], со звуком [п]: фонарь, факел, парус, пара, фара, факт, плюс, флаг, порт, фон, туфли, фраза, продукты, прямо, фрукты.
2) Прослушайте слова и распределите их по ритмическим моделям: билет, подошва, школа, дедушка, президент, вечер, одежда, тарелка, орех, институт, факультет.
3) Слушайте, повторяйте, различая звуки [д] и [т]: Дон, тон, дочка, точка, дворец, творец, дом, том, допить, топить.
4) Прочитайте диалог.
5) Прочитайте слова, следите за оглушением [в]: все, вторник, втроем, вперед, впервые, вспомнил, лавка, рукав, сказав, приехав.
6) Найдите в списке слова с ударением на первом слоге, прочитайте эти слова, запишите на магнитофон.
Таблица
Слуховые упражнения | Артикуляторные упражнения |
11. Придумайте два задания по образцу заданий 1), 3) и 5) для других русских звуков.
12. Придумайте 3 задания на формирование и развитие интонационных навыков.