Имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры
(наименование высшей школы)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине | Теоретические основы воспитания современной молодежи |
На тему | Теория и практика самовоспитания современной молодежи |
Выполнил (-а) обучающийся (-аяся): Аксёнова Анна Сергеевна | |
(Ф.И.О.) | |
Направление подготовки / специальность: 44.04.01 Педагогическое образование / Воспитательная деятельность с молодежью | |
(код и наименование) | |
Курс: 1 | |
Группа: 341806 | |
Руководитель: Аверкиева Галина Валентиновна | |
(Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание) |
Отметка о зачете | ||||
(отметка прописью) | (дата) | |||
Руководитель | Г.В. Аверкиева | |||
(подпись руководителя) | (инициалы, фамилия) |
Архангельск 2019
ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Понятийный аппарат проблемы.. 4
2 Компоненты процесса самовоспитания........................................................................7
3 Цели и задачи самовоспитания. 10
4 Содержание самовоспитания. 12
5Условия самовоспитания личности. 14
6 Методы и приемы самоспитания. 18
7 Критерии самовоспитания. 21
8 Педагогический опыт педагогов, направленный на самовоспитание личности....23
Список использованных источников. 38
Понятийный аппарат проблемы
Воспитание и самовоспитание – процессы, действующие взаимно, однако, на практике это не всегда учитывается. Прежде всего необходимо пересмотреть наше устоявшееся представление о воспитании как воздействии одних, пусть даже наилучшим образом подготовленных, на других.
|
Воспитание – это взаимодействие человека с совокупностью материальных и духовных элементов окружающей его действительности, условий общественной жизни, среды, являющихся средством накопления и поддержания его жизненных сил, необходимых для личностного и профессионального самоопределения, самореализации, становления.
Педагогическая сущность воспитания состоит в сознательном, организованном взаимодействии педагога и студентов, основанном на стимулировании активной деятельности студентов по овладению профессиональным и социальным опытом, ценностями, отношениями.
Психологическая сущность – это перевод внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм и правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение, т.е. в переводе студента из одного состояния в другое (с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации).
Самовоспитание – это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, в том числе и профессионального, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии со своими интересами и интересами общества. Оно предусматривает:
¾ анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, самооценки, сравнения себя с другими, с идеалом, в качестве которого может быть модель конкурентоспособного специалиста; видение качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; решение о работе над собой;
¾ постановку цели и разработку программы деятельности
¾ определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы сформировать или совершенствовать одни (желательные) и устранять другие (нежелательные) качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач;
|
¾ собственно деятельность – учебную, познавательную, трудовую, профессиональную, эстетическую, физическую – по решению поставленных задач; совершаемую с помощью волевого усилия над собой;
¾ саморегуляцию этой деятельности, предусматривающую самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование – уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.
Совершенствование себя – процесс далеко не простой. Необходимо, чтобы студент ясно понимал цель, представлял процесс в целом и отдельные его этапы, знал методы (приемы) самосовершенствования, самовоспитания и умел всю свою волю, чувства, мысли сконцентрировать на достижении цели и выполнении поставленных задач. Самовоспитание – это работа особая, потому что объектом усилий является сам человек. И результат работы – тоже сам человек, только в новом качественном состоянии. Но итог такой работы рассчитан не только на себя, а еще в большей мере на окружающих людей, общество в целом. Педагогическая энциклопедия дает следующее толкование: «самовоспитание –систематическая и осознанная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих положительных качеств,и преодоление отрицательных»[6].
Самовоспитание представляет собой осознанную, систематическую деятельность человека над собой с целью формирования необходимых личностных и профессиональных характеристик, воспитания высоких духовных качеств, достижения физического совершенства, закрепления профессиональных умений и навыков, овладения методикой руководства процессом собственного самосовершенствования на своем опыте.
|
По мнению В.А. Сухомлинского, «самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает»
Психолог А. М. Ковальов утверждал, что «самовоспитание – это сознательная и планомерная работа над собой, которая направлена на формирование таких свойств и качеств, которые соответствуют требованиям общества и личной программе развития». Такого же мнения придерживается и А. И. Кочетов: «Самовоспитание – это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запрограммированные им силы и способности». [2]
В силу сказанного, самовоспитание – это самостоятельная, целеустремленная, систематическая работа человека по формированию и развитию своих лучших, социально ценных свойств и освобождению отнедостатков, осуществляемая с целью максимальной самореализации (самосовершенствованию) и служения обществу. На данном этапе можно сделать утверждение, что формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы - результат самовоспитания.