Цели и задачи САМОВОСПИТАНИЯ




Педагогически целесообразным представляется новое прочтение такого феномена, как самовоспитание, хотя корни этой педагогической проблемы уходят в далекое прошлое. Для развития теории и особенно практики самовоспитания большое значение имели жизнь и деятельность таких известных всему миру личностей, как В. Гете, Ч. Дарвин, А. В. Суворов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Чехов и многих других не менее известных, которые своим примером доказали, что самовоспитание является чрезвычайно важным фактором становления личности.

Целью образования сегодня провозглашена подготовка конкурентоспособных, мобильных, востребованных на рынке труда специалистов. Достижение этой цели невозможно без соединения образования с самообразованием, воспитания с самовоспитанием обучающихся. [5]

Сегодня каждый субъект образовательного процесса, будь то преподаватель или студент, должен осознать, что образование представляет собой не столько взаимодействие обучающегося с обучающим, как это традиционно считалось многие годы, сколько взаимодействие обучающегося с источником информации, в качестве которого может быть не только и не столько преподаватель. Обучение и воспитание, составляющие основу образования, не могут быть эффективными, если не опираются на активность и самостоятельность самих обучающихся, на их самодисциплину. Сегодня на первый план выдвигается способность человека быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. Поэтому так важно побуждение каждого человека к самовоспитанию и повышение его индивидуальной ответственности за результаты.

Цели самовоспитания можно разделить на следующие виды:

¾ общие (развитие граней собственной личности, овладение профессиональными знаниями и навыками);

¾ частные (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, преодоление завистливости, лени и др.)

Основными задачами самовоспитания выделяют:

¾ уточнение и определение своего идеала личности, формулировка и конкретизация цели самовоспитания;

¾ повышение уровня своего мышления, сознания и интеллекта;

¾ претворение основных жизненно важных знаний в глубокие и твердые убеждения, которые станут базой более совершенного мировоззрения и направляющей силой будущего поведения;

¾ совершенствование повседневного поведения;

¾ укрепление воли и возвышение чувств;

¾ развитие собственного тела. [3].

Таким образом, можно говорить о том, что самовоспитание – это наиболее важный аспект воспитания, его высшая ступень, целенаправленное действие самого человека, самоизменение, перевод самого себя на более высокую ступень развития и совершенствования; это процесс сознательного преобразования человеком своих физических сил, духовных качеств, социальных свойств для реализации своего жизненного предназначения. Основой данного процесса должна стать система «воспитание – самовоспитание».


 

Содержание самовоспитания

Процесс самовоспитания включает в себя несколько взаимосвязанных этапов.

1. Первый этап - принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать.

2. Второй этап - самопознание. Человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером для подражания) или своих представлениях о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека.

3. Третий этап - выбор средств, составление плана.

Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного.

4. Четвертый этап - реализация планов. А именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров.

Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки. Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, профессиональной подготовки и вида деятельности личности. Оно включает: совершенствование идейных, нравственных, профессиональных, организаторских, эстетических и физических качеств; формирование общей и специальной культуры; выработку умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами. [1]

Основными составляющими самовоспитания выступают:

а) самопознание (не зная себя, невозможно себя совершенствовать);

б) объективная самооценка (исправлять то, что действительно нуждается в исправлении);

в) четкое представление об идеале (каким же я хочу стать в конце концов);

г) уверенность в себе, воля (иначе себя не преодолеть);

д) определенные знания, теоретическая и методическая подготовленность;

е) целенаправленность и планомерность;

ж) постоянный самоконтроль, этапная самооценка и самокоррекция (при необходимости) хода и эффективности процесса самовоспитания.

Возможности самовоспитания огромны – посредством его можно не только развить существующие, но и сформировать новые положительные качества, полностью преодолеть или хотя бы существенно затормозить отрицательные.

Подводя итоги, хочется отметить тот, я думаю, неоспоримый факт, что задатки творческой личности есть у каждого человека. Нужно эти задатки обнаружить и исходя из них, формировать свою неповторимую творческую личность. Пожалуй, не стоит вкладывать в понятие "творческая способность личности" только художественно - эстетическую направленность. Творчество присутствует в любой работе, во всяком учении, стоит лишь немножко включить воображение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: