ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ




Безусловно, самовоспитание – личное дело каждого, сущность управления этим процессом должна заключаться в его стимулировании, создании определенных условий, обеспечивающих его эффективность. При этом под «педагогическими условиями» понимается совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Каковы они?

Первым наиболее общим педагогическим условием воспитания студентов должно быть наличие в учебном заведении инновационной образовательно-воспитательной среды, способствующей самовоспитанию студентов.

Инновационные преобразования во всех сферах общества порождают проблему подготовки кадров качественно нового уровня – личности активной, самостоятельной, творческой, способной развивать себя как субъекта профессиональной деятельности. Ориентация на данную тенденцию требует педагогического поиска инновационной модели профессиональной подготовки, обеспечивающей возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным способностям студентов с учётом их интересов в профессиональном самоопределении и саморазвитии.

Одним из важнейших условий эффективности профессионального становления студента является создание в вузе особой инновационной среды, под которой мы имеем в виду совокупность необходимых интеллектуальных, организационно-управленческих, научно-методических, учебно-практических, материально-технических и других ресурсов и взаимосвязей между ними, обеспечивающих целенаправленное развитие учебного заведения как целостной педагогической системы. [9]

К факторам инновационной среды относятся: – структура межличностных отношений в нём по вертикали и горизонтали;

¾ инновационная политика руководства;

¾ благоприятная психологическая атмосфера, располагающая к творчеству и реализации инновационной управленческой политики, способствующая изменению ценностных ориентаций субъектов педагогического процесса (руководителей, педагогов, студентов, родителей, работодателей).

Вторым общим педагогическим условием стимулирования самовоспитания студентов является развитие субъект-субъектных отношений преподавателей и студентов, обеспечивающих взаимосвязь воспитания и самовоспитания. Это такие отношения, при которых каждый субъект воспитания осознанно включается в совместную деятельность.

В философском смысле субъект – это носитель осознанной активности, познающий и преобразующий внешний и внутренний мир в идеальной и предметно-практической деятельности (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев). Подлинный субъект полностью владеет структурой деятельности, в которой участвует – от осознания ее мотивов и цели до получения результата и способности его оценить и откорректировать весь ход своих действий на основе рефлексии.

Воспитательные отношения в современной высшей школе в идеале мыслятся как субъект-субъектные, или диалогические. Это равноправные отношения с сохранением свободы и независимости обеих сторон.

Реализация нравственного потенциала любой учебной дисциплины возможна во многом благодаря установлению субъект-субъектных отношений во взаимодействии преподавателя и студентов. Поэтому именно преподаватель призван формировать субъект-субъектные отношения со студентами. Без этого стимулировать их самовоспитание весьма сложно.

Для формирования субъект-субъектных отношений преподаватель призван создать для студентов такие условия, в которых они могли бы проявлять активную позицию, активное отношение к предмету взаимодействия.

Третьим общим педагогическим условием стимулирования самовоспитания студентов мы считаем единство педагогической диагностики самовоспитания и самопознания студентов.

Диагностика самовоспитания студентов – это изучение того, насколько осознанно и целенаправленно, разносторонне и активно, регулярно и успешно сами студенты развивают и совершенствуют свою личность, что побуждает их к этому и, напротив, что мешает этим заниматься. Диагностика самовоспитания позволяет педагогу проследить логику саморазвития каждого студента, определить содержание и способы своей деятельности по его стимулированию. Она позволяет осуществлять личностный подход к студентам, определять и применять по отношению к ним оптимальные стимулы, способствующие успешному индивидуальному саморазвитию каждого.

Однако как бы хорошо педагог ни изучил каждого студента, ни диагностировал процесс и результаты самовоспитания, оно немыслимо, прежде всего, без того, чтобы каждый студент сам хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, а потому важнейшей задачей педагога как на этапе диагностики самовоспитания, так и на всех других его этапах является стимулирование самопознания студентов. Изучая студентов, важно их самих включать в диагностический процесс.

Стимулирование самопознания – это уже переход от диагностики самовоспитания студентов к его стимулированию. Поэтому очень важно уже в процессе диагностики самовоспитания студентов, которая сама по себе – хотят они того или нет – способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя – стремиться и к тому, чтобы изучение самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.

Стимулированию интереса студентов к своей личности способствуют психологические знания, которые они получают из курса «Психология и педагогика» и путём самообразования. На кураторских часах и в процессе других форм общения со студентами полезно обсуждать такие понятия, как: саморазвитие, саморегуляция, самовоспитание, самосовершенствование, самопознание, самосознание, самооценка, идеалы, интересы, мотивы, потребности, привычки, воля, убеждения, характер и т.п. Студентам, проявляющим повышенный интерес к своей личности, своим психологическим особенностям, можно рекомендовать специальную литературу.

Четвертым общим педагогическим условием стимулирования самовоспитания студентов сегодня является наличие у них портфеля достижений (портфолио). В рамках создания инновационной образовательно-воспитательной среды, способствующей самовоспитанию студентов, сегодня в вузах на каждого студента с 1 курса заводится «Портфолио студента», в котором отмечаются индивидуальные достижения, результаты самовоспитания, самосовершенствования и перспективы роста студента.

Портфолио показывает цели и планы студента, становится инструментом обучения, который помогает студентам самостоятельно размышлять над своим интеллектуальным, духовным и профессиональным ростом, брать ответственность за свое обучение, развитие и применение в жизни тех знаний, которые они приобрели в годы учебы.

Помимо «Портфолио студента» в бумажном варианте целесообразно иметь и электронный вариант портфолио. В век информационных технологий и электронной коммуникации особенно важно, чтобы студенты развивали электронное, или онлайн-портфолио. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями. Подобное электронное портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте учебного заведения.

Практика показывает, что работа над портфолио формирует у студента навыки самопонимания и самооценки, открывая путь к постижению себя. Формирование портфеля достижений в разнообразных областях деятельности по окончании вуза становится основой его резюме, учитывается работодателем как значимый показатель выбора специалиста при приеме на работу. [4]

Таковы некоторые наиболее общие педагогические условия, обеспечивающие единство воспитания и самовоспитания студентов как основу подготовки конкурентоспособных специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: