Роль современного музея в социально-культурном развитии общества




СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫАКТУАЛИЗАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КАЗАНИ)

Вахитова Л.М., Петренко Е.Э., студенты II курса

Ярмухаметова А.К., научный руководитель, декан факультета художественной культуры и изобразительных искусств Казанского государственного института культуры, к.и.н., доцент

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня памятники культуры приобретают особое значение, все полнее осуществляя функции культурных ценностей прошлого, активно участвуют в современных социокультурных процессах. Традиционно проблема культурного наследия рассматривается, главным образом, в аспекте сохранения памятников прошлого, преимущественно посредством музеефикации или музейного хранения. Сегодня музеи выступают не только в традиционной роли хранителей и трансляторов культурного наследия, но и становятся неотъемлемой частью современных социальных и экономических процессов [2; c.197-198].

Концентрируя в себе многообразие художественного опыта минувших времен и дня настоящего в его исторических, философских, эстетических, психологических и иных аспектах, музей незаменим в образовательно-воспитательном процессе, ориентированным на передачу культурного опыта, ибо образование всегда было частью культуры. Этот опыт концентрируется в музейном памятнике, представляющем собой высокоорганизованный материальный объект со сложной информационной структурой.

Повышению значимости культуры и искусств в общем образовании способствуют многообразие музеев, которые находятся в нашей стране. Взаимодействие музеев с системой образования не только отражает тенденцию интеграции различных сфер гуманитарного и естественнонаучного знания и деятельности, но и создает наиболее эффективные условия для погружения человека в мир культуры и искусства во всем богатстве их содержания.

Отвечая новым запросам современного посетителя, музеи перестраивают свою работу с учетом особенностей социокультурной ситуации региона и все чаще обращаются к инновационной проектной деятельности. На первый план выходят культуротворческие функции музеев, их способность не только сохранять, но и вырабатывать и актуализировать культурное наследие региона, то есть включать в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации».

Практика актуализации культурного наследия находит свое воплощение в многообразном социокультурном опыте музеев зарубежных стран и крупных городов нашей сраны.

Однако проблема незадействованности информационно-культурного ресурса музеев все еще остается актуальной. Примером может служить Музей тысячелетия Казани.

Несмотря на наличие мощной предметной базы, и уникальных артефактов, представленные шедеврами истории возникновения Казани, которые найдены на раскопках (фрагменты керамических сосудов, бусы, саманидский дирхем, чешская монета князя Вацлава и многое другое), музейная работа с посетителями до сих пор ограничено несколькими проектами, которые не способствуют популяризации музея, а основной формой подачи информации все еще остается традиционная экскурсия.

Целью нашей работы является создание комплексной культурно-образовательной программы, направленного на преодоление диспропорции между мощным образовательным потенциалом Музея тысячелетия Казани и популяризации самого музея.

Задачи

1. научить детей школьного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья анализировать и систематизировать исторический материал, стимулировать развитие способности к труду,

2. Сформировать заинтересованность у подрастающего поколения в изучении, сохранении и трансляции историко-культурного наследия

3. Научить подрастающее поколение использовать историко-культурное наследие в современной жизни общества путем взаимодействия музея и школы.

ГЛАВА I.

Роль современного музея в социально-культурном развитии общества

В современный век культурной глобализации растет стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности. В начале XXI века растет интерес к памятникам истории и культуры, как к символам, выражающим символ нации. Это время когда люди интересуются своей историей, историей своего народа, пытаются сохранить памятники культурного наследия своей земли. Ведь культура каждого народа самобытна и по-своему интересна, без прошлого нет и настоящего, ведь когда мы строим будущее, мы обращаемся к истории.

Музей принято считать институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений, включающим экскурсовода и посетителя в субъект-объектные отношения, реализующим свои образовательно-воспитательные возможности.

Музей, равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора:

1. в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры;

2. здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта [3; с.4].

В современном музейном мире круг музейных форм представления наследия для аудитории очень разнообразен. Помимо традиционных форм, рождаются новые, вызванные активизацией роли музеев в культурной жизни общества. Чтобы быть привлекательным для современной публики, музей должен, прежде всего, предлагать уникальный контент и интересные формы его подачи, а также, что не менее важно, - вызывать положительные эмоции, позволяя человеку на какое-то время оказаться в иной, отличной от повседневной рутины реальности, - вот то, ради чего посетители приходят именно в данный конкретный музей и возвращаются в него [4].

Практика актуализации культурного наследия находит свое воплощение в многообразном социокультурном опыте музеев зарубежных стран и крупных городов нашей страны.

В Казани за последние годы также стали появляться новые формы представления музейных экспонатов, оживления музейных экспозиций; появляются различные интерактивные формы привлечения посетителей. Однако количество таких проектов в нашем городе - единицы. Огромное количество музеев Казани могут предложить хорошую экспозицию, но помимо нее должны быть еще факторы, которые привлекут людей.

Как свидетельствует практика, уровень работы большинства музеев значительно отстает от заложенных в него возможностей. Большинство музеев остается верным традиционным формам подачи информации посетителям.

Одним из таких музеев является музей тысячелетия Казани. Экспозиция музея представляет Казань, как центр городской цивилизации татар, в котором позднее сплелись традиции народов Поволжья, превратив его в важный экономический и культурный центр России. В залах музея представлены подлинные шедевры мирового уровня: древнейшая миниатюрная антропоморфная фигурка, камень с рунической надписью X-XI веков, рояль фирмы «Шредер», на котором играл С. Рахманинов и под аккомпанемент которого пел Ф. Шаляпин.

Основная форма подачи информации в музее - традиционная экскурсия. Применение же интерактивных форм музейной работы ограничены несколькими проектами, которые не способствуют популяризации проекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: