Тема 5. Психическое здоровье как фактор эффективной профессиональной деятельности




 

План:

  1. Психические состояния личности и трудоспособность
  2. Психологические и физиологические особенности работника
  3. Антропометрические показатели, которые учитываются при организации рабочих мест
  4. Управление эмоциональным состоянием человека
  5. Самоуправление психическим здоровьем: установка на положительное мышление; способы психической защиты
  6. Уровень самоконтроля (интерналии и экстерналии); методы психокорекции
  7. Профилактика стрессов в менеджменте.
  8. Взаимоадаптация человека и ЭВМ в системах управления

 

  1. Психические состояния личности и трудоспособность

 

Физическое здоровье, выносливость, работоспособность человека определяют его возможности выполнять ту или иную работу в заданном объёме, ритме, условиях, режиме. Физически здоровые люди могут быть привлечены к исполнению практически любых работ, но если учесть, что, согласно мировой статистике, среди людей старше 30 лет практически нет абсолютно здоровых, то учёт состояния здоровья сотрудников при распределении работ становится значимым фактором производственной эффективности.

Пренебрежение здоровьем сотрудников «в интересах производства» вызывает с их стороны однозначно отрицательную реакцию и снижение качества выполняемых работ, а учёт их физического состояния (а также демонстрация заботы о их здоровье) улучшает психологическое самочувствие, отношение к работе и руководителю, поднимает производительность и качество труда, т.е. является положительным мотивирующим фактором, вызывающим к тому же чувство морального долга перед руководством и готовность «пойти навстречу» интересам производства и руководителя.

Есть два термина, зачастую используемых как синонимы: утомление и усталость. Про работу, деятельность мы обычно говорим «утомительная», а про своё состояние — «устал». В чём разница? Эти два слова обозначают два разных механизма одного и того же процесса — траты энергии организмом.

Утомление— это физиологическая реакция снижения эффективности деятельности в результате затраты энергии на её выполнение. Утомление возникает всегда, когда происходят затраты энергии организма на выполнение каких-либо функций» действий, переживаний, поступков и т.п.

Усталость — это нервно-психическая реакция, переживание утомления в зависимости от отношения к деятельности, которая выполняется. Усталость тесно связана с мотивацией: чем сильнее мотивация деятельности, тем слабее выражено чувство усталости, и, наоборот, чем слабее мотивация, тем сильнее выражено чувство усталости (каждый по своёму опыту знает, как быстро приходит чувство усталости на совещании, которое кажется совершенно ненужным). Однако даже при самой высокой мотивации человек, работая, устаёт, у него наступает реакция утомления, снижающая качество и объём работы.

Различают признаки утомления: технико-экономические, физиологические, психологические, медицинские.

Технико-экономические: снижение выработки, рост брака, нарушения техники безопасности и требований технологической дисциплины, не предусмотренные режимом труда потери рабочего времени.

Физиологические: нарушения координации, скорости, точности и силы движений при выполнении производственных операций, ощущения физического дискомфорта (першение в горле, давление или резь в глазах, «тяжелая» голова, «ватные» руки и ноги, «задеревенелая» спина и шея и др.), повышение чувствительности или реагирования на неблагоприятные условия окружающей среды (жарко, холодно, душно, шумно, пыльно, сильные производственные запахи и т. п.).

Психологические: чувство усталости, замедление психических процессов, снижение сенсорной чувствительности (плохо реагирует на зрительные, звуковые, температурные, обонятельные и другие сигналы), нарушение сознательного контроля за деятельностью (пропуск движений, операций и т. п.), ухудшение памяти и внимания, стереотипность реагирования, высокая отвле-каемость, общая заторможенность, трансформация мотивов деятельности (вначале сохраняется «деловая» мотивация, а потом преобладающими становятся мотивы упрощения и прекращения деятельности).

Медицинские: производственный травматизм, развитие профзаболеваний, функциональные расстройства организма и систем органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и др.).

Современный руководитель работает, как правило, в условиях:

- дефицита времени;

- избытка информации;

- ненормированного рабочего дня;

- постоянного давления со стороны подчинённых и вышестоящего начальства;

- вынуждающих идти на риск;

- одновременного решения нескольких разноуров­невых задач.

Вот почему руководитель находится в стрессовом состоянии почти постоянно. Систематические пере­грузки и вытекающие из них состояния напряжения становятся для руководителя все более обычными. Если ему не удается вырваться из состояния сверх­возбудимости и перенапряжения в течение длитель­ного времени, то у него может появиться опасность развития какого-либо заболевания.

Человек должен уметь «расшифровать» своё психическое состояние и оказывать на него, если потребуется, необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые характерологические особенности, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих физических и психических возможностей.

Управление своим психическим здоровьем предполагает тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов и развитие, совершенствование психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание в себе дисциплины ума и чувств.

В качестве способов преодоления профессиональных и жизненных стрессов современные менеджеры часто прибегают к «нездоровым» формам поведения, таким как употребление алкоголя и кофеиносодержащих напитков, а также курение.

Управленческая деятельность создает достаточно благоприятные условия для развития алкоголизма. В качестве факторов риска для развития алкоголизма на рабочем месте в литературе выделяются следующие особенности производственной среды:

♦ гибкость рабочего графика и возможность индивидуально планировать свой рабочий день;

♦ работа вне сферы возможного прямого наблюдения со стороны как начальства, так и подчинённых;

♦ отсутствие наглядности результатов производственной активности;

♦ употребление алкоголя как часть выполняемой рабочей роли (представительские функции, презентации, банкеты и др.);

♦ работа «на износ».

Одним из факторов риска для профессионального здоровья руководителя сегодня является использование персонального компьютера. Исследование показало, что работа на ПК уже через 20-30 мин приводит к ухудшению функционального состояния организма и в первую очередь зрительного анализатора.

 

  1. Психологические и физиологические особенности работника

 

В основу типологии людей могут быть положены различные проявления особенностей личностных свойств.

Типология работников в зависимости от способа решения производственных задач следующая:

- мыслитель — преобладает познавательный компонент, со­средоточение на решении логических задач, неумение ре­шать организационные проблемы, необщительность;

- собеседник — лёгкость в установлении контактов, ориенти­рован на общение;

- практик — человек дела, нацелен на чётко поставленные за­дачи, решителен в действиях, хороший исполнитель, непло­хой организатор, без труда выступает в больших аудиториях.

Типология людей в зависимости от внешнего облика:

- астеник — «слабый» — худой, тонкий, с узкими плечами, длинной, узкой и плоской грудной клеткой;

- атлетик — «сильный» — широкие выступающие плечи, статная грудная клетка, упругий живот, туловище, умень­шающееся к поясу, сильно развитая мускулатура;

- пикник — «толстый», «плотный» — среднего роста, фигура плотная, лицо широкое, мягкое, основательный живот выступает из расширяющейся книзу глубокой сводчатой грудной клетки, имеет тенденцию к ожирению;

- дипластик — плохо сформированная фигура, неправиль­ное телосложение. Указанные типы в чистом виде встречаются редко, чаще встре­чаются пикнически-атлетические, астенически-атлетические, пик­нически-астенические.

Типы личности определяются тем­пераментом (в зависимости от типа высшей нервной деятельнос­ти) и характером (в зависимости от акцентуаций).

Темперамент— это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психи­ческих процессов и поведения.

Каждый вид темперамента имеет свои положительные сторо­ны и свои недостатки, исправить которые невозможно, так как особенности темперамента связаны с различием типов высшей нервной деятельности.

Различают четыре типа высшей нервной деятельности:

I тип: сильный - уравновешенный - подвижный — сангвиник;

II тип: сильный - неуравновешенный - подвижный — холерик;

III тип: сильный - уравновешенный - инертный — флегматик;

IV тип: слабый - неуравновешенный - инертный или малоподвижный — меланхолик.

Типология высшей нервной деятельности — физиологическая основа античной классификации темпераментов. Динамическими проявлениями активности темперамента являются следующие по­казатели (табл. 1):

Таблица 1

Показатели активности темперамента

 

Активность Степень взаимодействия с окружающим миром
Реактивность Сила и длительность реакции после пре­кращения действия стимула
Темповые характеристики Скорость выполнения любых действий (речь, ходьба, движение и др.)
Эмоциональность Склонность к быстрому и яркому про­явлению эмоций
Тревожность Переживание, предчувствие угрозы, опасности, неблагополучия
Чувствительность Тонкость восприятия внешнего мира
Ригидность-пластичность Неспособность - способность к быстрой перестройке деятельности, способов мышления, точки зрения
Экстраверсия Обращенность вовне
Интроверсия Обращенность внутрь, на себя
Подчиненность-доминантность Склонность подчиняться или подчи­нять, быть ведомым или ведущим
Нейротизм Неуравновешенность, нестабильность

Нет худших или лучших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены на его разумное использование в конкретной деятельности.

Индивидуально-психологические особенности личности:

- Психофизиологическая характеристика видов темперамента;

- Характер. Структура характера. Акцентуации характера;

- Индивидуально-психологические особенности личности менеджера.

Классифицировать психотипы личностей можно по следующим признакам (рис. 1):

 

Рис. 1. Классификация психотипов личностей

 

В зависимости от характерологических особенностей выделяются:

- коллективисты — общительные работники, активно под­держивающие общественные начинания;

- индивидуалисты — работники, тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности;

- претензионисты — работники, которым присуще тщесла­вие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;

- подражатели — сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;

- пассивные — слабовольные работники, не проявляющие ини­циативы;

- изолированные — работники с несносным характером.

В зависимости от творческого потенциала:

- прометеи — творчески мыслящие работники, генерирующие идеи, подхватывающие идеи других и делающие пригодны­ми их для практического применения, ищущие возможности для применения прогрессивных идей в новых сферах;

- эрудиты — обладают глубокими и всесторонними знания­ми, хорошей памятью, являются оппонентами прометеев;

- систематизаторы фактов — занимаются первичной обра­боткой потока информации, разделением его по отдель­ным направлениям;

- собиратели и регистраторы фактов — занимаются сбором, описанием, накоплением информации;

- рядовые труженики — решают проблемы с помощью шаб­лонов и готовых методик, выполняют подготовительную и вспомогательную работу.

Обычно доля творчески мыслящих работников и активных эру­дитов в организации не превышает 15% всего количества членов коллектива.

 

  1. Антропометрические показатели, которые учитываются при организации рабочих мест

 

Достаточно сильным мотивирующим фактором производственной деятельности может служить оптимизация режима и условий труда работников на основе учёта психофизиологических особенностей функционирования организма человека и его психологической природы, а также антропометрических показателей.

Оптимизацию режима производственной деятельности следует осуществлять с учётом суточных, недельных, месячных и годовых колебаний общей (физической и умственной) активности (работоспособности) человека, связанных с его природными биоритмами. Так, например, в течение суток у человека отмечаются два периода подъёма работоспособности и три периода спада.Первый подъём длится с 10 до 13 ч, второй — с 20 до 24 ч. На этом фоне наблюдаются дополнительные «всплески» повышенной активности человека в 5, 11, 16, 20 и 24 ч. В эти периоды работник увеличивает темп деятельности, его движения наиболее точны и экономичны, он лучше усваивает новую информацию, быстрее и точнее реагирует и принимает решения, объём и качество его работы возрастают, настроение бодрое.

Спады работоспособности менее продолжительны по времени, но резко снижают её уровень (в среднем доводя его до 36% обычной нормы). Они наблюдаются от 0 до 3 ч ночи (это самый глубокий спад, характеризующийся сильной блокировкой сознательной активности человека), затем — с 14 до 15 ч и с 18 до 19 ч. На этом фоне есть дополнительные «ямы»: в 2, 9, 14, 18 и 22 ч. В эти периоды резко снижаются скорость и точность движений, возрастает опасность производственного травматизма, наблюдается частое нарушение норм техники безопасности, ошибочные реакции и действия (вплоть до противоположных необходимым: например, на сигнал аварийности рабочий не останавливает станок, а прибавляет обороты), замедляются реакции, действия принимают стереотипный характер, наблюдается пропуск информации, общее состояние заторможенное или расслабленное. Во время спадов желательно предусмотреть: перерывы в работе (в том числе и обеденный), возможность снизить напряжённость режима труда, контрольно-профилактические осмотры оборудования, усиление контроля за деятельностью работников, повышение защитных мер.

Наряду с описанными периодами в течение 8-часовой рабочей смены существуют «сменные» колебания работоспособности:

♦ в течение первого часа — подъём,

♦ в течение последующих 2,5 ч — устойчивая высокая работоспособность,

♦ далее в течение получаса — спад (чаще всего предобеденный),

♦ после обеда в течение часа — новый подъём работоспособности, но его уровень несколько ниже, чем в начале смены,

♦ далее в течение полутора часов — устойчивый уровень достигнутой работоспособности,

♦ в последующие полтора часа — спад работоспособности.

Наилучший восстановительный эффект дают перерывы в работе, позволяющие работнику поесть и отдохнуть после еды хотя бы 10 мин.

Другое важное направление оптимизации условий производственной деятельности — организация рабочего места и рабочей зоны сотрудников.

По действующим нормативам на каждого работника должно приходиться не менее 4,5 м2 производственной площади при высоте помещения не менее 3,5 м.

В литературе по психофизиологии труда выделяют четыре основных измерения пространства, в котором живет и действует человек:

1) экологическое,

2) поведенческое,

3) эмоциональное,

4) семантическое.

Экологическое пространство— это видимое пространство рабочего помещения, включающее в себя плотность материально-технического и человеческого окружения работника.

Поведенческое пространствосвязано с производственными характеристиками положения человеческого тела относительно материальных предметов (технических устройств) и людей в экологическом пространстве. В поведенческом пространстве различают:

1) рабочее пространство — положение тела работника относительно техниче-. ских устройств, с которыми он работает;

2) межличностное пространство — положение человека относительно других людей, образуемое психологическими комфортными дистанциями взаимодействия с ними. В межличностном пространстве психологи выделяют четыре дистанции, обусловливающие психологическую близость взаимодействующих людей:

- интимная дистанция — до 45 см — это пространство для «своих», близких и хорошо знакомых людей;

- персональная — до 120 см — это дистанция, на которой общаются и взаимодействуют знакомые люди;

Идиллическая совместимость и оптимизация взаимодействия персонала:

- социальная — это дистанция формализованного общения и взаимодействия, когда работники заняты каждый своим делом и, не мешая друг другу, имеют возможность взаимодействовать по мере надобности — её размеры от 120 до 400 см;

- публичная — от 400 до 750 см — это, скорее, контрольная дистанция, позволяющая зрительно контролировать основные действия другого человека, но не взаимодействовать с ним.

3) личное пространство — пространство непосредственно вокруг тела человека, нарушение границ которого вызывает чувство дискомфорта и попытку отдаления.

Эмоциональное пространство— это переживание пространственного положения человека, его эмоциональная реакция на своё пространственное расположение. При положительных эмоциях чувство дискомфорта отсутствует, общий тонус повышается, отрицательных - ощущение дискомфорта сковывает физическую активность человека, подавляет психологический настрой на деятельность, снижает ее эффективность.

Семантическое пространство— это осознание человеком сложности и многоплановости экологического, поведенческого и эмоционального пространства и отношение к этому; чем разнообразнее осознаваемые человеком пространства, тем гибче его поведенческие реакции, тем выше приспособленность к разным условиям деятельности.

 

 

  1. Управление эмоциональным состоянием человека

 

Человек сначала чувствует эмоцию, потом уже проявляет поведенческие характеристики. Поэтому считается, что разумом влиять на эмоции не возможно.

Эмоции – это показатель общего энергетического потенциала человека. Если энергии мало, он чувствует себя подавленно и у него всё валится из рук. И наоборот, – когда эмоции захлестывают человека, то он совершает ошибки, а иногда и преступления.

Существует Шкала Эмоциональных Состояний (табл. 2), которая помогает чётко определить эмоциональное состояние человека. В этой шкале каждое эмоциональное состояние обозначено как «эмоциональный тон» – от слова «тонус» (жизненная активность).

Таблица 2





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!