Жизнь текста и поэтическая структура романа «Одиночество»




Произведение истинного художника ценно именно тем, что оно несет в себе собственную оригинальную концепцию действительности- Стиль писателя выражает характерные особенности индивидуального видения мира, воплощает в слове собственную манеру образного мышления художника, определяется множеством разнообразных индивидуально-психологических факторов, жизненным опытом, личными наблюдениями и впечатлениями.

Жизненный опыт Н.Е. Вирты, специфика материала действительности, положенного в основу романа «Одиночество», творческая индивидуальность писателя определяют своеобразие стиля романа, особенности его художественной структуры. В стиле Н.Е. Вирты мы находим и элементы индивидуального мастерства, и поэтические приемы, восходящие к литературной традиции русской классики.

Изучение поэтической структуры романа «Одиночество», исследование своеобразия образно-художественной ткани произведения и приемов использования писателем изобразительных средств, раскрытие закономерностей речевой экспрессии, принципов метафоризации, образной синонимии и применения средств грамматической и синтаксической изобразительности, определение специфики образного и стилистического новаторства в сравнении со сложившимися традициями романного жанра, позволяют выявить особенности писательской манеры Н.Е. Вирты, его творческого метода.

В основе романа «Одиночество» - история гражданской войны. Произведение написано в классической манере русского реалистического романа, отличается мастерством типизации характеров, монолитной композицией, общим впечатлением от емкости стиля и языка. Задача, которую ставил перед собой автор — показать житийную летопись исторического, эстетического и нравственного пути русского народа в экстремальных исторических обстоятельствах, решается в рамках романной формы с включением элементов других жанровых образований.

Драматизм событий деревенской жизни, сложное переплетение человеческих судеб, острота конфликтов — все это характерные черты романа. Вместе с тем, описание событий и анализ исторического процесса выходят далеко за рамки локального характера (гражданская война в Тамбовском крае), показана трагедия общенационального масштаба, отношение к происходящему различных слоев населения, в связи с чем произведение приобретает эпические черты.

Г.Н. Поспелов дает такое определение романа и эпопеи: «Романы - это эпические произведения, какой бы формы повествования они не отличались, в которых их главный персонаж (или персонажи), как отдельная личность, на протяжении значительного периода своей жизни обнаруживает развитие своего социального характера, вытекающее из противоречия его интересов и его положением в обществе, с теми или иными нормами жизни этого общества»... Здесь же предлагается и определение эпопеи как жанра; это произведения в основном «национально-исторические по общим особенностям своей проблематики и могущие содержать в этой связи более или менее широкие картины социально-политической жизни той или иной эпохи. Однако при этом их основные действующие лица, принимая активное участие в изображаемых гражданских конфликтах, обнаруживают в процессе такого участия существенное развитие своих социальных характеров. Такие произведения часто называют «романами-эпопеями» [1].

Композиция «Одиночества» в книгах построена таким образом, что на переднем плане первых двух книг преобладает историческая проблематика. Собственно романическое начало предстает производным, но включает в себя эволюцию характеров отдельных персонажей. Поэтому первые две из трех книг произведения - «Мятеж», «Разгром» — можно отнести к роману с элементами героико-романической эпопеи. Завершающая книга под названием «Волк», безусловно, имеет романный характер, она богата элементами психологического анализа, что дает основание говорить об использовании автором шолоховской традиции.

Н.Е. Вирту интересуют здесь прежде всего личностные начала героев. Героический план снижен или просто сведен на нет. Писатель обращается к углубленному изучению индивидуальной человеческой души, дает детальный анализ характеров, проявляет себя как мастер психологической прозы. Именно последняя книга существенно обогатила произведение, как бы дотянув его до романа.

Первые две книги романа построены по принципу хронологического изложения фактов. В основе последней — диалектика индивидуальной человеческой души. Необычность формы произведения, где выдерживалась бы документальность исторического повествования и в то же время не был отброшен вымысел, подчеркивал сам писатель после того, как окончательно остановился на выборе формы, назвав свое произведение «романом».

Остановившись на хроникальном принципе построения композиции своего произведения, Николай Вирта не однажды говорил, что события антоновского восстания сами по себе настолько интересны, что не нуждаются в каком-либо искусственном выстраивании. Антоновщина — ее «корни, предпосылки, окружение, последствия», - являются, по определению автора, «готовым сюжетом»; «...выражаясь языком Станиславского, я старался сохранить сквозное действие, а оно вытекало из того, что виделось, слышалось, в чем принимал я участие» [2]. Поэтому отдельные элементы сюжета - экспозицию, завязку, ход действия, кульминацию и развязку — можно определить не по отношению к одному герою романа и даже не к группе героев, а ко всему движению сюжета в целом.

Экспозицией является обширный экскурс в социальную, экономическую и политическую жизнь губернии. Яркими мазками исторически и художественно показана жизнь всех слоев общества накануне антоновского восстания: чиновников, судей, купечества, мещанства, духовенства, помещиков, рабочих и крестьян. С документальной точностью описана борьба политических партий в период между двумя революциями и расстановка политических сил после разгона Лениным Учредительного собрания во главе с Керенским. Писатель документально воспроизвел эпизод захвата большевиками местного Учредительного собрания при помощи вооруженных рабочих 43-го оборонного завода. Последствия внутренней и внешней войн, обострение экономического конфликта, крестовый поход за хлебом и, как следствие, возникновение еще одной войны - войны за хлеб, против кулаков - все это подготовка к.главному действию. Примечательно, что художник впервые в историографии рассматривает мятеж мобилизованных крестьян в Тамбове 17—18 июня 1918 года как одну из закономерных предпосылок неизбежной крестьянской войны. В исторической науке это первое самостоятельное выступление крестьян против государства-города на протяжении нескольких десятилетий в хронологические рамки антоновщины не включалось. Между тем, на его примере писатель показал, что в сущности восстание на почве голода и отчаяния масс, ограниченное незначительной территорией, легко подавляемо, и крестьянская война под предводительством А.С. Антонова в укрупненном масштабе лишь воспроизвела проклюнувшееся в июне 1918 года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: