Общественно полезного дела
«Дарите детям радость» (изготовление атрибутов сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детского сада).
При разработке использованы
материалы Е.С. Поповой,
М.М. Рамазановой, Т.Н. Чекавинской.
Цель: формирование у учащихся активной социальной позиции, творческого отношения к труду и жизни.
Воспитательные задачи:
1. Формирование у школьников положительной мотивации общественно полезной деятельности.
2. Воспитание заботливого и внимательного отношения к людям.
3. Развитие у детей мотивов профессионального самоопределения.
4. Формирование у школьников умений целеполагания, планирования, организации и анализа своей трудовой деятельности.
Масштаб: один класс – параллель – среднее звено.
Возраст участников: учащиеся среднего звена.
Материальная база:
1. Соленое тесто для изготовления муляжей продуктов и товаров.
2. Краски, картон, цветная бумага, бруски, лак.
3. Ткань для изготовления формы продавца, упаковочные пакеты, касса, весы.
Время на подготовку и проведение: 3 недели.
Таблица 34
Этапы организации
Этап | Задача этапа | Действия педагога | Действия учеников | Приемы | |||
Целеполагание | |||||||
Мотивация | Формирование положительной мотивации на участие в деятельности | 1. Встречается с воспитателями детского сада, беседует о предстоящем визите школьников. 2. Привлекает активных учащихся к подготовке экскурсии. 3. Готовит совместно с воспитателями детского сада ситуацию «Просьба о помощи». 4. В рамках знакомства с профессией «воспитатель детского сада» организацует экскурсии для школьников в детский сад: беседу с работниками, осмотр оборудования групп. 5. Акцентирует с помощью воспитателей детского сада внимание ребят на недостаток игрового оборудования для сюжетно-ролевой игры «Магазин». 6. Организует подведение итогов экскурсии, инициациирует вопрос «Сможем ли мы помочь работникам детского сада решить их проблему». | 1. Участвуют в планировании экскурсии, подбирают вопросы к работникам детского сада. 2. Готовят объявления о предстоящей экскурсии, организуют приглашение всех желающих для участия. 3. Посещают детский сад, участвуют в беседе с его работниками. 4. Участвуют в подведении итогов экскурсии и обсуждении просьбы работников детского сада о помощи. 5. Принимают решение об оказании помощи. | Кластер: о каких профессиях мы знаем. Разведка «Где можно получить информацию о профессиях». Распределение ответственности за подготовку экскурсий. Инструктаж учащихся, ведущих коллективный анализ. Акт добровольцев. Выпуск малоформатной газеты о профессии воспитателя. | |||
Определение целей деятельности | Разработка коллективно системы общих и индивидуальных целей трудового дела | 1. Организует совместно с активом класса коллективное целеполагание. 2. Готовит с ведущими вопросы для обсуждения целей. 3. Участвует в собрании на позиции рядового члена коллектива. | 1. Ответственные за проведение собрания совместно с педагогом определяют вопросы для обсуждения. 2. Готовят объявление о предстоящем собрании с приглашением всех желающих. 3. Рассказывают собравшимся о просьбе работников детского сада. 3. Ведут собрание, обеспечивают фиксацию результатов обсуждения в виде «Дерева целей». 4. Определяют тему конкурса «Лучший проект игры «Магазин» для детского сада», условия участия и сроки его проведения. 5. Обсуждают пути получения дополнительной информации об оборудовании для игры. | Вопросы: Почему важно оказать помощь детям? Для кого будут важны результаты нашего труда? Где сможем использовать приобретенный опыт? Чему сможет научиться каждый участвующий в деле? Где мы сможем узнать о том, какое оборудование нужно подготовить? Эмоциональный рассказ. Обсуждение в микрогруппах. | |||
Проектирование ожидаемого результата деятельности | Обсуждение ожидаемых по итогам деятельности коллектива изменений и характеристика результатов труда | 1. Совместно с активом класса организует экскурсию в магазин. 2. Участвует в подведении итогов конкурса проектов. 3. Инструктирует лидеров о проведении собрания по планированию дела. 4. Участвует в проектировании результатов дела | 1. Участвуют в экскурсии в магазин, организуют фиксацию результатов посещения (оборудование и товары, которые продаются в магазине). 2. Рассматривают проекты, представленные на конкурс. 3. Организуют совместное проектирование результатов. 4. Каждый определяет свой личный результат. | Радуга результатов. Вопросы: Как будет выглядеть наш «магазин»? Каким он должен быть? Для чего смогут использовать нашу игру работники детского сада и дети? Как отреагируют дети на наш подарок? Недописанный тезис: «Я смогу научиться …»; «Я смогу понять ….»; «Я смогу решить проблему …»; «Я смогу помочь …» и др. | |||
Планирование | |||||||
Определение содержания деятельности | Выделение основных направлений организации предстоящего дела | 1. Участвует в коллективном планировании. 2. Помогает определить направления подготовки: «А может быть, стоит попробовать..», «Я могу рекомендовать …». 3. Обращает внимание актива на возможность привлечь к изготовлению оборудования и других школьников, например, занимающихся в кружках рукоделия | 1. Лидеры организуют коллективное планирование. 2. Ответственные фиксируют направления подготовки. 3. Участники выбирают интересный для себя вид работы. 4. Обсуждают, кого еще можно привлечь к разработке оборудования. 5. Выбирают ответственных за направления работы. 6. Обсуждают сроки выполнения работ, составляют план. 7. Заключают коллективный договор. | Мозговой штурм. Вопросы: Что нужно сделать, чтобы получить нужный результат? Кого можно привлечь? Где взять необходимые материалы? По каким направлениям следует организовать работу? Какой вклад может внести каждый в общее дело? Ситуация выбора: какое участие буду принимать я. | |||
Подбор способов реализации содержания деятельности. Определение перечня необходимых для осуществления работы средств | Обсуждение и выбор возможных вариантов проведения работ Выделение ответственных на каждом участке работы | 1. Проводит беседы с работниками школы, к которым могут обратиться за помощью ребята (библиотекарь, руководители кружков, преподаватель технологии). 2. Проводит консультативные встречи с ответственными за направления подготовки. 3. Если необходимо, совместно с руководителями кружков организует серию обучающих занятий, изготовление технологических карт. 4. Помогает в получении необходимых для изготовления оборудования материалов | 1. Ответственные за направления подготовки составляют план работы, распределяют ответственность в своих микрогруппах. 2. Руководители микрогрупп организуют совместную деятельность, привлекают остальных школьников к решению проблем. 3. Лидеры участвуют в промежуточных консультациях, контролируют ход работ, подводят промежуточные итоги. | План работ: что сделать, когда закончить, кого привлечь, кто ответственный. Направления подготовки: изготовление муляжей продуктов из соленого теста; изготовление формы для продавцов; изготовление муляжей промышленных товаров; изготовление атрибутов магазина (весы, счеты, калькулятор, кассовый аппарат, витрины, полки); подготовка презентации игры «Магазин» для детей из детского сада. Промежуточные консультации. | |||
Проведение работ | |||||||
Проектирование и регулирование системы отношений в процессе деятельности | Регулирование взаимодействия между участниками деятельности | 1. Обращает внимание актива на необходимость информирования о ходе работы всех участников деятельности. 2. Консультирует участников (если необходимо), к кому можно обратиться за помощью. 4. Подсказывает формы взаимодействия. 5. Предотвращает возникновение конфликтов между детьми | 1. Каждый участник реализует свои функциональные обязанности. 2. Ответственные за направления оказывают помощь своим подчиненным. 3. Лидеры организуют обмен информацией о ходе подготовки. 4. Ответственные обеспечивают оформление информационного стенда о ходе работы. 5. Руководители микрогрупп помогают предотвращать и разрешать конфликтные ситуации между участниками деятельности. 6. Ответственный за организацию дела регулирует соблюдение субординации. | Информационный стенд. Пресс-центр. Консультации для руководителей микрогрупп. | |||
Обеспече-ние качества выполнения работы, ее результативности для развития учащихся | 1. Планирует «проверку готовности» в форме презентации каждой группой результатов своего труда. 2. Участвует в подведении итогов подготовки. 3. Если необходимо, дает советы по совершенствованию изготовленного оборудования. 4. Обращает внимание руководителей направлений подготовки на необходимость определить вклад каждого участника в общую работу. 5. Помогает активу договориться с работниками детского сада о времени презентации игры «Магазин» для детей. 6. Проектирует совместно с работниками детского сада «ситуацию успеха» для школьников. | 1. Каждая группа демонстрирует свою часть изготовленного оборудования. 2. Проводят репетицию презентации игры «Магазин» в детском саду. 3. Организаторы договариваются о времени передачи и презентации игры с работниками детского сада. 4. Руководители направлений готовят списки активных участников работы. 5. Организуют презентацию и вручают оборудование для игры воспитанникам детского сада. 6. Выясняют мнение дошкольников и воспитателей о качестве выполненных работ. 7. Готовят отчет о результатах презентации. 8. Оформляют «доску почета» самых активных участников. | Презентация игры. Сбор отзывов. Оформление фотогазеты. «Доска почета». «Ситуация успеха». | ||||
Анализ результатов деятельности | Коллективный анализ выполненных работ. Самоанализ каждым своего вклада в общий результат, своих дости-жений. Определение направлений дальнейшей работы с учетом приобретенного опыта | 1. Консультирует лидеров о проведении коллективного анализа трудового дела. 2. Обращает внимание на необходимость сопоставить запланированный и достигнутый результат. 3. Показывает целесообразность определения в ходе обсуждения перспектив использования полученного в ходе подготовки и проведения дела опыта. 4. Следит за тем, чтобы был отмечен каждый участник дела и высказана благодарность всем, кто помогал в работе. 5. Вместе с лидерами анализирует процесс организации дела, выявляет положительные и проблемные моменты в действиях руководителей направлений подготовки, обсуждает пути совершенствования организаторской деятельности по подготовке трудовых дел | 1. Лидеры организуют проведение коллективного анализа. 2. Обращаясь к дереву целей и радуге результатов, ведущие организуют обсуждение степени достижения запланированного. 3. Руководители направлений помогают участникам своей группы оценить степень достижения своих личных целей. 4. Лидеры обращают внимание участников на проблемы, возникавшие в процессе подготовки, акцентируют внимание на путях их решения и людях, которые помогали их преодолеть. 5. Каждому участнику руководители групп подготовки вручают свидетельство о его личном вкладе в общее дело, которое вкладывается в портфолио. 6. Лидеры организуют обсуждение перспектив использования приобретенного опыта | Групповое обсуждение. Вопросы: Какие проблемы возникали в процессе работы? Как мы их решали? Кто помогал? Что в следующий раз сделаем по-другому? На какие моменты в будущем нужно обращать внимание? Какие чувства испытывает каждый после завершения работы? Чему мы научились? О каких профессиях узнали? Кому принести радость? Чего каждый достиг, участвуя в деле? В чем каждый участник смог себя проявить? Что еще можно сделать для детского сада? Что можно сделать для нашей школы? С представителями каких профессий еще можно познакомиться? Вручение свидетельств об участии. | |||
Тест для самопроверки
1. Кто из перечисленных авторов сформулировал основные характеристики организации взаимодействия в процессе совместной деятельности школьников:
А. М.И. Рожков
Б. Е.В. Титова
В. Л.В. Байбородова
2. Выберите вариант сочетания видов деятельности в коллективе, предлагаемый Е.В. Титовой:
А. Групповая, коллективная, индивидуальная.
Б. Коллективная, индивидуальная, групповая.
В. Коллективная, групповая, индивидуальная.
3. Композиция целей предполагает:
А. Конкретизацию общей цели в частные.
Б. Выделение каждым участником в рамках коллективной цели индивидуальной задачи.
В. Интеграцию личных целей участников в цель совместной деятельности.
4. Какие этапы организации деятельности коллектива реализуются на индивидуальном и коллективном уровне:
А. Все этапы.
Б. Этапы мотивации и определения цели.
В. Этапы определения цели и анализа результатов.
5. Какой этап предшествует этапу проектирования результата совместной деятельности:
А. Формирование положительной мотивации.
Б. Определение целей деятельности.
В. Анализ результатов деятельности.
6. На каком этапе характеризуются пространственные и временные границы деятельности:
А. Проектирование и регулирование системы отношений.
Б. Проектирование ожидаемого результата деятельности.
В. Определение содержания деятельности.
7. Выберите верное утверждение:
А. Любая деятельность, организуемая в коллективе, является коллективной.
Б. Коллективная деятельность – это деятельность, организованная в коллективе.
В. Коллективная деятельность – это деятельность, обладающая определенными признаками.
8. Из нижеперечисленных выберите признак коллективной деятельности:
А. Наличие целей у каждого участника деятельности.
Б. Деятельность организуется в рамках коллектива.
В. Контроль за деятельностью осуществляется самими членами коллектива.
9. Какие мотивы должны стать ведущими при включении ребенка в деятельность коллектива:
А. Личностные и престижные.
Б. Коллективистские и престижные.
В. Личностные и коллективистские.
Вопросы для самопроверки и обсуждения
1. В чем особенности организации деятельности в детском коллективе?
2. Как соотносятся понятия «деятельность в коллективе», «коллективная деятельность», «самоуправленческая деятельность», «проектная коллективная деятельность»? Что общего и какие различия в организации названных видов деятельности?
3. В каких случаях могут быть исключены отдельные этапы организации деятельности в коллективе? А какие этапы можно еще дополнить? Приведите примеры, обоснуйте свою точку зрения.
4. Как соотносятся коллективная и индивидуальная деятельность при организации жизнедеятельности коллектива и общих дел?
5. Какую роль может выполнять педагог при организации дел в коллективе? Приведите примеры.
6. Какие правила необходимо соблюдать, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и успешно развивался при организации коллективных дел?
Практические задания
Базовый уровень
1.Проанализируйте примеры коллективных дел, представленных из опыта работа. Заполните следующую таблицу:
Этап организации коллективной деятельности | Задача педагога на этапе | Используемые приемы для включения участников в деятельность |
Повышенный уровень
1.Проанализируйте вариант собрания по целеполаганию и анализу коллективных дел и разработайте свой вариант целеполагания и анализа конкретного коллективного дела.
2.Используя технологическую карту организации коллективного дела, разработайте вариант организации совместной деятельности в рамках реализации одного из направлений внеурочной деятельности для учащихся определенного возраста.
3.Разработайте и проведите в своем коллективе целеполагание и планирование конкретного традиционного дела.
Рекомендуемая литература
1. Байбородова, Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2004.
2.Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография / Л. В. Байбородова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.
3.Байбородова, Л.В., Серебренников, Л.Н., Харисова, И.Г. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни: метод. рекомендации по организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе в рамках реализации ФГОС. - Ярославль: Изд-во Департамента образования Ярославской области, 2010.
4.Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.
5.Григорьев, Д.В., Куприянов, Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. - М.: Просвещение, 2011.
6. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011.
7. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М.: Просвещение, 2011.
8. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. - М., 1983-1986.
8.Наставнику студенческой группы: учеб.-метод. пособие / под ред. Л. В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.
9. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сборник методических разработок / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010.
10.Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии: сборник методических разработок / под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.
11.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. - М., 2009. - Режим доступа https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958, свободный.
12.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под. ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.
13. Психолого-педагогический практикум: материалы к занятиям / под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. - Ярославль, 2002.
14.Рожков, М.И. Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС, 2004.
15.Сластенин, В.А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. спец / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2011.
16.Технология организаторской деятельности: учеб.-метод.пособие / сост. Л. А. Щелкунова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.
17. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. - Режим доступа https://www.ahmerov.com/book_570. html, свободный.