Направление: конкурс для учащихся
Номинация: конкурс проблемных очерков
Проблемный очерк слова
«каганец»
Автор работы: Хазов Даниил,
ученица 10 класса
МОУ «СОШ с. Воскресенское»
Каганец
О чем свидетельствует история?
За всю свою долгую и непростую историю человек, как и любое другое существо менялся, а вместе с ним менялось все, что его окружает. Слова исключением не стали, каждое слово имеет свое особенное происхождение и историю, но не все слова проходят испытание временем и многие уходят из нашей жизни, потому как человек не стоит на месте, он развивается, а с ним и слова. Многие из слов стали архаизмами и историзмами, об их значениях мы можем узнать от наших родителей, дедушек и бабушек, родственников. Такие слова помогают нам узнать, как люди жили раньше.
Слово каганец не стало исключением из правил, оно берет начало из самой древности еще до принятия христианства на Руси. Многие современные люди даже не слышали об этом слове, но сам каганец не представляет из себя что-то невообразимое и необъяснимое. Это нехитрое устройство много веков спасало людей от ночной темноты. Попросту говоря, это такая самодельная свечка, только вместо парафина или стеарина там применяется в основном
подсолнечное масло.
Основой каганца служит любая самодельная перерезанная пополам картошина, из середины которой выбрана мякоть или слепленная из муки лодочка. В середину заливается растительное масло, например - подсолнечное, льняное, конопляное, хлопковое и другие. Из ватки делается жгутик, и он опускается одним концом в масло, а другой поднимается вверх и поджигается. Жгутик горит, масло поднимается по нему непрерывно к огню и так все время. Запаха и копоти нет практически. Такое простое приспособление помогало людям на протяжении веков, и, как мы видим, сделать было его довольно просто - смастерить каганец мог позволить себе даже самый бедный крестьянин.
|
Догадаться несложно какую функцию выполнял каганец – давал свет. С помощью каганца люди в старину в ночное время освещали помещение, а возможно, и освещали себе путь в дороге. Но любопытнее узнать, каково было отношение наших древних предков к каганцу, точнее к огню, который он нес. Славяне чтили огонь небесный, к которым относится молния, солнце, но и земной огонь - к нему относили огонь домашнего очага и сакральный костер, так как каганец был предметом быта, то его относят к огню земному, то есть к огню домашнего очага. В представлении древних славян богом молний был Перун, а богом солнца являлся Ярило, и наши предки почитали их обоих как высших божеств. Отношение к огню тоже было символическое, потому что славяне верили, что он дарует жизнь и изгоняет злых духов.
Почему существую разные точки зрения?
Чтобы разобраться в этом вопросе, вновь обратимся к истории. Каганы известны в истории с III века, т.е. по сути с времён скифо-сарматских. А у простого населения была своя «малая светлость» - каганец. Это светильник с фитилём в керамической плошке, заправленный жиром или растительным маслом. Каганец считается предком всех масляных и керосиновых ламп.
Ученые предполагают, что слово «каганец» произошло с помощью двух суффиксов причастности -ан и - ец от праславянского «каган» в значении «светлейший». В свою очередь «каган» имеет праиндоевропейское происхождение, родственное санскритскому слову «agni-огонь».
|
Но существуют и другие точки зрения: некоторые ученые изначально считают его нерусским, а в результате не могут объяснить его происхождение. Например, М. Фасмер, объяснив появление в русском языке слова «каган» заимствованием из китайского через посредство тюрков и монголов, оказался вынужден признать беспомощность лингвистов в поисках этимологического решения слова «каганец», написав: «Неясно». Предположение о заимствовании слова «каган» из китайского языка через посредство монголов и тюрок не выдерживает элементарной критики с точки зрения исторического развития событий, поскольку наиболее вероятным временем такого заимствования является золотоордынский период.
Интересен и тот факт, что слово «каган» встречается в русском языке задолго до нашествия нукеров Бату-хана. В «Слове о Законе и Благодати» Иларион называет «каганом» князя Владимира Святославича, а в «Слове о полку Игореве» так назван Олег Святославич — дед князя Игоря. То есть слово «каган» уже употреблялось на Руси за 200—300 лет до предполагаемого заимствования.