Требования к оформлению отчётов по лабораторным работам




 

По результатам выполнения всех лабораторных работ следует оформлять отчёт, представляющий собой файл диаграмм Microsoft Office Visio, содержащий разработанную диаграмму. При оформлении отчёта следует разместить на диаграмме фигуры в соответствии с их назначением. Отчёт обязательно должен содержать примечание с указанием фамилии и инициалов студента, номера группы и номера варианта, а также номера и названия лабораторной работы.

 

3. Работа 1. Разработка
диаграммы классов

 

Создание диаграммы классов

 

Для создания диаграмм классов в Visio предусмотрен специальный шаблон диаграмм «Схема модели UML», относящийся к категории «Программное обеспечение и базы данных». С использованием этого шаблона можно разрабатывать любые UML диаграммы, включая и диаграммы классов [1, 5].

Для создания новой диаграммы UML следует выбрать шаблон «Схема модели UML» в окне «Приступая к работе» и нажать кнопку «Создать» или выбрать пункт меню «Файл/Создать/Программное обеспечение и базы данных/Схема модели UML». При этом Visio создаст новую статическую модель, внешний вид которой представлен на рис. 3.1 Error! Reference source not found..

 

Рис. 3.1. Новая статическая структура.

 

Под статической моделью в Visio понимают диаграмму, описывающую статическое поведение системы. С точки зрения UML в качестве такой диаграммы может выступать диаграмма классов или диаграмма объектов. В Visio оба этих вида диаграмм UML можно объединять на одной странице [5, 7].

Как показано на рис. 3.1, в составе статической структуры присутствует пустая страница, размеченная линями сетки и обозначенная в виде вкладки «Страница-1», окно «Фигуры» и проводник по моделям.

Одна диаграмма в Visio может сдержать несколько страниц, подобно документу Word, также разделяемому на страницы. Это сделано для облегчения печати диаграммы, а также для разбиения сложных диаграмм на несколько страниц, что значительно упрощает представление данных. При этом один и тот же элемент диаграммы, например класс, может размещаться сразу на нескольких листах, причём на разных листах детализация его изображения может быть различной.

 

Используемые фигуры

 

Фигура «Пакет» представляет собой элементы модели, объединенные в группу, и обозначается символом, похожим на картонную папку для документов. Систему в целом можно представить как пакет, в который включены все элементы системы, в том числе модели, схемы, элементы и другие пакеты [1, 3, 4].

Пакет является основным элементом организации модели UML. Каждый из элементов включается только в один пакет, при этом один пакет может быть вложен в другой. Щелкнув правой кнопкой мыши нужный значок в представлении в виде дерева, можно создать новый пакет или добавить в пакет элементы и представления (схемы).

При переносе фигуры «Пакет» на страницу документа автоматически создается новая структурная схема на новой странице. Чтобы перейти на эту страницу, дважды щелкните значок новой структурной схемы в представлении в виде дерева. Чтобы создать представление, перетащите на эту страницу элементы, входящие в состав данного пакета.

Фигура «Класс» предназначен для описания множества объектов со сходной структурой, поведением и отношениями с другими объектами. Классы объявляются в диаграмме классов и представляют концепции моделируемых систем. Имя класса должно быть уникальным в пределах того пакета, в котором он определён [2, 3].

Каждый класс характеризуется набором атрибутов и операций. Атрибут класса – это поле конечного экземпляра данного класса (объекта), определяющее его состояние. В качестве атрибутов могут рассматриваться параметры класса, определяющие возможное разнообразие его экземпляров. Например, для класса объектов «часы» параметром, а значит, и атрибутом может выступать марка или серийный номер. Каждый атрибут имеет тип данных, определяющий значения, которые может принимать данный атрибут. Так, для атрибута «марка» класса «часы» может подойти строковый тип данных.

Операция – это действие, выполняемое всеми объектами данного класса. Например, для класса «часы» операцией может являться «Переместить стрелки» с указанием часа и минуты того положения, в которое следует переместить стрелки часов. В данном случае час и минута являются параметрами операции. Для параметров операций, как и для атрибутов следует указывать тип данных.

Фигура «Параметризованный класс» является шаблоном, описывающим класс с одним или несколькими несвязанными формальными параметрами [1]. Он определяет семейство классов, каждый из которых определяется путем связывания параметров фактическими значениями. Формальные параметры указаны в прямоугольнике, обозначенном пунктирной линией, который находится в верхнем правом углу фигуры Параметризованный класс, и имеют следующий синтаксис – «имя: тип», в котором «имя» – идентификатор, а «тип» – строка. Можно создать одностороннюю ассоциацию параметризованного класса с другим классом.

Фигура «Тип данных» – это экземпляр метакласса «Тип данных», определенного в метамодели UML. Тип данных объявляет тип атрибута класса и представлен текстовой строкой, которую можно использовать при определении атрибутов других элементов модели.

Тип данных можно, например, использовать для определения типа «Денежный». Это позволит добавить к классу «Заказ» атрибут «цена» типа данных «Денежный». Шаблон Microsoft Office Visio «Схема модели UML» включает в себя стандартные типы данных для языков программирования C++, VB, IDL и C# [5]. Эти типы данных можно расширять за счёт собственных типов данных.

Фигура «Сигнал» – это обобщенный элемент, определяемый независимо от классов, его обрабатывающих. Он определяет асинхронное, одностороннее (не предполагающее ответа) воздействие одного экземпляра на другой. Принимающая сторона обрабатывает сигнал при помощи конечного автомата. Сигнал может быть прикреплен к классификатору, что означает, что экземпляры данного классификатора способны принимать данный сигнал [1, 4]].

Фигура «Исключение» – это сигнал, посылаемый обладающими поведением элементами, обычно при возникновении в ходе исполнения ошибок. В метамодели исключение является производным от сигнала элементом.

Фигура «Примечание» – это комментарий к схеме, который не оказывает семантического влияния на элементы модели.

 

Задание свойств фигуры

 

После размещения фигуры на диаграмме необходимо задать её свойства. Для этого следует кликнуть по фигуре правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню пункт «Свойства». После этого все необходимые свойства фигуры можно задать в появившемся диалоговом окне свойств, пример которого представлен на рис. 3.2.

Примечание При использовании настроек по умолчанию диалоговое окно свойств можно открыть с помощью двойного клика мыши по фигуре.

Все свойства фигуры разделены на категории, значения которых приведены в списке, расположенном в левой части диалоговой панели, представленной на рис. 3.2. Категории свойств у разных фигур различаются, поэтому свойства каждой фигуры следует рассматривать по отдельности. Тем не менее, существуют обязательные свойства, характерные для всех фигур.

Обязательным свойством любой фигуры диаграмм UML является «Имя», которое позволяет идентифицировать данную фигуру. Для осуществления полной идентификации фигур используется полный путь имени фигуры, состоящий из названий всех пакетов, в которые вложена данная фигура, включая имя самой фигуры. Значение полного пути фигуры приведено в поле «Полный путь» и не доступно для редактирования, поскольку для его модификации следует изменить поля «Имя» данной фигуры, а также одного или нескольких пакетов, в которые входит фигура. Следует отметить, что поле «Полный путь» не отображается для некоторых фигур, например, для фигуры «Примечание».

 

Рис. 3.2. Диалоговое окно свойств класса.

Наиболее часто используемыми категориями свойств фигуры «Класс» являются: класс, атрибуты и операции.

Для задания свойств категории «Класс» следует открыть окно свойств класса и выбрать категорию «Класс» в списке категорий. К данной категории относятся следующие свойства:

· Поле «Имя» – идентифицирует данный класс.

· Выпадающий список «Стереотип» – позволяет уточнить назначение класса путём задания подкласса [1, 3]. Принимает значения: delegate, implementation class, metaclass, struct, type, union, utility. Данное свойство не используется в рамках выполняемых работ.

· Выпадающий список «Видимость» – указывает область видимости данного класса из следующего перечня: public – данный класс может быть использован любыми другими классами без ограничений; private – класс не доступен для других классов; protected – класс доступен для использования только классами-наследниками.

· Поле «Документация» – комментарий назначения класса.

· Флажок IsRoot – указывает, что данный класс не может иметь предков.

· Флажок IsLeaf – указывает, что данный класс не может иметь потомков.

· Флажок IsAbstract – указывает, что данный класс является абстрактным и экземпляры этого класса не могут быть созданы.

· Флажок IsActive – указывает, что объект данного класса имеет собственный поток управления в многопоточной среде.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: