Для турнира по «Русской лапте» используют поле длиной 40-55 м и шириной 25-40 м, а так же бита и теннисный мячик. Бита для русской лапты должна быть цельнодеревянной, без различных дополнительных держаков и обмоток. Её длина может составлять от 60 до 110 см, а диаметр-около 8 см.
Площадка для лапты делится на 2 зоны, как указано на Рисунке 1. С одной стороны находится, так называемая «линия города», откуда происходит подача, а с другой – линия «кона», между ними расположено поле.
На поле выходят 2 команды по 6 человек. По жребию одна из команд становится бьющей и занимает территорию «города», а их соперники-водящие расходятся по всему полю.
Рисунок 1 – Поле для «Русской лапты»
Команда бьющих:
Игроки команды подходят к зоне бьющего (2) и могут: взять биту, поднять руку и по свисту судьи уйти в зону бегущих. А также могут: подойти в зону бьющего (2) и отбивает как можно дальше мяч, подкинутый его партнером (в случае непопадания, у бьющего есть вторая попытка, в случае второго непопадания, игрок уходит в зону бегущих). В случае удачного попадания, бросив биту, игрок команды перебегает поле до линии кона и по возможности пытается перебежать обратно, избегая «осаливания» (попадания мячом, который поймали противники). Бьющий может остаться за линией кона, чтобы избежать попадания, но для обратного возращения в город необходимо будет ждать удар следующего игрока.
Участникам, совершающим пробежку, запрещено:
касаться мяча;
выбегать за боковые линии;
возвращаться обратно в город, не побывав в «коне»;
выбежав из «кона» на поле, возвращаться снова в «кон»;
выбежав из города на поле, возвращаться обратно в город;
|
выбегать из города и из «кона» до совершения удара.
В случае нарушения этих правил, команда, которая находилась в городе – уходит на поле, а команда, которая находилась в поле – уходит в город (кроме раннего выбегания за линию города и «кона»).
Игрок, который вернулся из «кона» в город, зарабатывает два очка для своей команды. Каждый участник имеет право только на два удара (за исключением игрока, у которого остался крайний удар, он бьет три раза, накидывает ему один партнер по команде из зоны бегущих). А, заработав два очка для своей команды, получает еще одну попытку.
Правильно выполненным считается удар, при котором:
мяч перелетает штрафную линию и оказывается в пределах поля;
мяч оказывается за линией кона, а если мяч перелетел за предел воображаемого продолжения боковых линий, мяч также считается;
бьющий наносит удар, находясь в своей зоне и не наступая на линию города;
во время удара по мячу, игроки бьющей команды находятся за границами поля в своей зоне.
В случае если, накидывающий игрок подбросил мяч, а бьющий игрок не ударил по мячу (не сделал замах), попытка удара считается выполненной.
Команда водящих:
Игрокам, находящимся в поле, необходимо поймать отбитый мяч налету руками (в случае, если игрок поймал мяч руками, команде начисляется одно очко). Если словить мяч не удалось, как можно скорее нужно подобрать мяч с земли и попасть им в перебегающего. Запрещается переступать боковые линии и линию «кона» до удара по мячу бьющей командой. Разрешается, как перемещаться с мячом в руках, так и передавать друг другу бросками. Игрокам в поле нельзя касаться перебегающих и мешать их движению. В случае если судья заметит задержку игрока, он подаст свисток, задерживающему игроку показывается желтая карта, и игроки бегущей команды, свободно пробегут в те направления, в которые они бежали, мяч возвращается в город. (В случае повторного нарушения тем же игроком правил игры, игроку показывается красная карта и игрок удаляется с поля).
|
Когда перебегающего осалили мячом, завязывается борьба за город. В этом случае команды как бы меняются ролями. Бывшие водящие, находящиеся в поле, стараются быстро занять территорию города, а бьющие выбегают в поле и стараются быстрее подобрать мяч, чтобы попасть в убегающих. Происходит это до тех пор, пока одна из команд не вернется в город или за линию кона в полном составе.
Победит та команда, которая сможет набрать наибольшее количество очков.
Дополнительные правила:
1. В случае если, все пять игроков бьющей команды остались в зоне бегущих (не попали ни разу по мячу или били за боковые линии), а шестой игрок стоит зоне бьющего, то при удачном попадании задача команды бьющих должна перебежать поле и вернуться обратно, а команда водящих, просто должна выкинуть мяч в город, и тогда команда водящих идет в город, а команда бьющих в поле (Запрещается так делать, когда за линией кона есть игрок или игроки бьющих). А в случае, если шестой игрок бьющей команды промахивается с трех попыток, тогда команда водящих идет в город, а команда бьющих в поле.
2. Когда игроки бьющей команды находятся либо в городе, либо в «коне», а мяч находится у игроков в поле, то один из игроков, который находится в поле, (должен занести мяч в город должен прозвучать свист судьи). Но игроки, которые находятся в городе (в бегущей зоне) или в «коне», могут перепрыгнуть линию до свиста судьи, а мяч после этого окажется в городе, то игроки, которые перепрыгнули «свободно» бегут в город или в «кон». (Игроку, который заносит мяч в город, должен внимательно следить за передвижение игроков в бегущей зоне, а также просить следить игроков своей команды, за игроками, которые находятся в «коне», чтобы они не перепрыгнули за линию, до свиста судьи). В случае если, игроки перепрыгнули линию, а мяч все еще находится в поле, то игроки, находящиеся в поле должны осалить выпрыгнувшего игрока (Запрещается показывать обманные движению заноса мяча в дом).
|
3. Команде играющей в поле запрещается выходить за линию поля, штрафную линию и за линию «кона» до того, пока не будет произведен удар по мячу.
4. Если после удара, мяч летит за линию поля или за штрафную линию, но игрок стоящий в поле касается мяча, то игра не останавливается, а продолжается по тем правилам, как будто мяч попал в поле.
5. При возникновении спорных ситуаций, которые не прописаны в правилах,
они будут решаться по усмотрению главного судьи.